О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Елизово" метит в миллионники

Управляющая компания "Аэропорты регионов" приступает к реализации проекта строительства аэропортового комплекса в Петропавловске-Камчатском

Управляющая компания "Аэропорты регионов" приступает к реализации проекта строительства аэропортового комплекса в Петропавловске-Камчатском ("Елизово"). Он будет развиваться в рамках государственно-частного партнёрства: власти региона займутся созданием транспортной инфраструктуры, а также постараются продвинуть на рынок туристическую отрасль края. Именно туристы - в том числе иностранные - станут ключевым драйвером роста "Елизово".

Ключ на старт

О том, что власти Камчатского края задумались о строительстве нового терминала в аэропорту "Елизово", "АвиаПорт" писал в марте 2017 года. После реконструкции аэродромной инфраструктуры (была построена взлётно-посадочная полоса длиной 3500 метров, а также сеть рулёжных дорожек с магистральной РД) возникла необходимость развития и аэровокзального комплекса, поскольку существующая инфраструктура "безнадёжно устарела". Правительство Камчатки привлекло к проекту Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), именно он занялся разработкой инвестиционного плана и поиском частных партнёров.

Старт был дан в начале 2015 года, рассказывал "АвиаПорту" генеральный директор ЦСР ГА Антон Корень, а в течение 2016 года проходили встречи с потенциальными инвесторами. Подготовленный ЦСР ГА проект включал строительство пассажирского терминала пропускной способностью 800 пассажиров в час. ЦСР ГА обосновал потребность пропускной способности с одновременным обслуживанием на вылет 200 пассажиров на внутренних линиях и 200 на международных, с возможностью гибкого расширения зон под спрос, и такое же количество пассажиров (200+200) при обслуживании на прилёт. Кроме того, подразумевалось обновление парка перронной техники, оборудование привокзальной площади, строительство новых и модернизацию существующих зданий служебно-технической территории для обеспечения работы воздушной гавани. Срок окупаемости инвестиций, по оценке ЦСР ГА, должен составить от семи до девяти лет.

Для проведения конкурса потребовалась реорганизация предприятия. "Ранее аэропорт входил в состав АО "Камчатское авиационное предприятие" и находился в одном юридическом лице с авиакомпанией", - объяснял "АвиаПорту" А. Корень.

Победу в объявленном в начале июля конкурсе одержала управляющая компания "Аэропорты регионов", соответствующее решение конкурсной комиссии было объявлено 31 августа. По словам губернатора Камчатского края Владимира Илюхина, "компания предложила максимальную цену за акцию, наибольший объем инвестиций и предложила в рамках проекта построить дополнительную сопутствующую инфраструктуру".

В пресс-службе УК "Аэропорты регионов" пояснили "АвиаПорту", что на первом этапе сделки, после дополнительного выпуска акций, компания получит 50% плюс одну акцию, Корпорация развития Камчатского края (КРКК) останется владельцем 50% минус одна акция. "После успешной реализации инвестиционной программы инвестору будет дополнительно продано 25% минус две акции, что позволит довести совокупную долю инвестора до 75% минус одна акция", - уточнили в холдинге. При этом цена акций относительно первого этапа не возрастёт. "Аэропорты регионов" оценили одну акцию в 9842 рубля).

Чтобы приступить к реализации проекта, сторонам необходимо было подписать инвестиционное и акционерное соглашения и другие юридические документы. Прежде, чем сделка по покупке акций АО "МАПК(Е)" (наименование отдельного юрлица) будет закрыта, её должна одобрить Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

"В соответствии с заявкой для реализации проекта предполагается привлечение банковского финансирования и акционерное финансирование", - говорят в пресс-службе аэропортового холдинга. Там отмечают, что создания дочерней компании не потребуется - строительством в "Елизово" УК "Аэропорты регионов" займётся самостоятельно.

Строить будет опытный подрядчик

Среди факторов, вызвавших интерес холдинга к развитию "Елизово", в "Аэропортах регионов" указывают "высокий туристический потенциал региона": особенно привлекательность края для иностранных туристов, в том числе из Азиатско-Тихоокеанского региона. Важное значение имеет и роль авиации в транспортной отрасли Камчатского края, а также "перспектива получения статуса территории опережающего развития" (ТОР).

Напомним, А. Корень рассказывал "АвиаПорту", что, помимо статуса ТОР, обсуждается вопрос распространения на аэропорт режима "Свободного порта". "Прежде всего, это налоговые льготы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество и так далее. Помимо налоговых льгот, нужно учитывать возможность посещения территории туристами без оформления визы, с ограниченным сроком пребывания, но, тем не менее, достаточным для того, чтобы реализовать потребности в путешествии", - объяснял он.

Соглашение о строительстве аэровокзального комплекса правительство Камчатского края и "Аэропорты регионов" подписали 6 сентября на ВЭФ-2017 во Владивостоке. Согласно проекту, холдинг построит аэровокзальный комплекс площадью 30 тыс. кв. метров (пропускная способность - 1 млн пассажиров в год), на территории аэропорта будут гостиница на 120 номеров и торгово-офисный центр, будет также построено здание кейтеринга. Пассажирский терминал планируется оборудовать двумя телескопическими трапами, уточнили "АвиаПорту" в пресс-службе "Аэропортов регионов". Других подробностей на данном этапе поделиться не удалось.

Совокупный объем инвестиций оценивается в 7 млрд рублей, начало строительства запланировано на 2018 год, а ввод комплекса в эксплуатацию - на 2021 год. Конкурс на проектирование уже объявлен.

Существующий терминал, скорее всего, будет использоваться для размещения производственных служб. Впрочем, обсуждаются и другие варианты: ранее представители правительства Камчатского края говорили "АвиаПорту", что старый терминал может быть снесён, а на освободившейся площади разместится парковка.

Удалённость Петропавловска-Камчатского от наземных транспортных магистралей накладывает на реализацию проекта определённые ограничения. "На полуострове слабая производственная база - большинство необходимых материалов для строительства предстоит завозить с материка", - говорят в "Аэропортах регионов", замечая, что для подвоза стройматериалов будет использоваться морской транспорт. "Схема находится в стадии проработки", - уточняют в компании. При этом и выбор подрядчика будет зависеть от его опыта работы при подобных ограничениях.

Цель - миллион

За 2016 год аэропорт "Елизово" обслужил 617 тысяч пассажиров. "По сравнению с 2015 годом, пассажиропоток на внутрироссийских линиях вырос на 6,8%, а по международным направлениям, даже в условиях низкой пропускной способности, на 61,7%, тем самым более чем в полтора раза превысив этот показатель 2015 года", - сообщал аэропорт ранее в этом году.

По прогнозу "Аэропортов регионов", предельный для нового терминала пассажиропоток (1 млн пассажиров год) "достижим к 2025 году", но для развития перевозок понадобится продолжить реконструкцию аэродромной инфраструктуры: в частности, местоположение нового терминального комплекса потребует оборудовать рулёжные дорожки и места стоянок для широкофюзеляжных воздушных судов.

Напомним, при разработке стратегического плана специалисты ЦСР ГА принимали за основу наиболее вероятный сценарий развития пассажирских перевозок, связанный с созданием ТОР "Камчатка". "Мы взяли стандартный горизонт планирования - 20 лет. По наиболее вероятному сценарию, на фоне строительства существенного количества объектов туристической и портовой инфраструктуры, к 2020 году пассажиропоток достигнет 962 млн пассажиров, а к 2035 году - до 1,77 млн человек", - рассказывал А. Корень. Он говорил, что в последние годы наблюдается значительный приток туристов. Например, в 2015 году на Камчатку прилетело 180 тысяч пассажиров, что в три раза больше, чем в 2014 году.

Увеличению пассажиропотока, в том числе и международного, может способствовать и развивающаяся в настоящий момент портовая инфраструктура. Уже завершено строительство нового международного пассажирского терминала в порту. "В будущем будет расти количество круизных рейсов. Мы понимаем, что пассажир, который в рамках круиза провёл несколько дней на корабле, обратно не всегда хочет возвращаться морем. Это формирует пассажиропоток для авиации, - объяснял гендиректор ЦСР ГА. - То есть, прибывая на Камчатку, турист проводит там некоторое время, далее пересаживается на самолёт и вылетает в свой город, откуда он прибыл. Как правило, это организованный чартер. То же самое работает и в обратном направлении".

Большую часть прибывающих в "Елизово" составляют российские граждане, однако Камчатку посещают и туристы из США, Южной Америки, Европы, Китая, Австралии. По оценке ЦСР ГА, въездной туристический поток на Камчатку в течение нескольких лет должен составить как минимум 500 тысяч пассажиров "при развитии массового туристического продукта туроператоров"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка