Блокнот - Краснодар
20 октября 2017, 15:42
Кубанские дирижеры воздушных трасс рассказали, почему за самолетами никогда не надоедает смотреть
Авиадиспетчер, он же дирижер воздушных трасс (это такое поэтическое название), звено в сложной цепи управления воздушными судами
Двоим молодыми людьми, склонившимся в своих креслах над мониторами, из динамиков попеременно говорит мужской голос. Он сообщает что-то, только я не могу понять, что именно. Не потому что я не понимаю, о чем говорит голос, а потому что я просто не разбираю речи. Молодые люди - диспетчеры - отвечают голосам - пилотам - набором цифр и непонятных слов.
Руководитель полетов Юрий Козыро, аккуратно одетый в белую рубашку и тщательно выглаженные штаны, поясняет, улыбаясь, что пилот сообщает диспетчеру, что самолет заходит на посадку, а диспетчер ему выдает необходимые параметры. Это курс, полоса, высота и так далее.
- Если север - это 360 градусов, а юг - 180, а рабочий курс 226 градусов, то в каком направлении будет двигаться самолет? - спрашивает у меня Козыро.
Я открываю рот, но произнести ничего не могу, потому что как-то сразу не получается сориентироваться. Юрий снова улыбнулся и продолжил, что работа у диспетчера сложная и ответственная. Она требует максимальной концентрации, а также развитого пространственного мышления. После он подводит меня к монитору, за которым работают диспетчеры и показывает мне их черные экраны с красными и белыми полосами и перемещающимися точками разного цвета с подписями. Точки - это самолеты, а точнее, выражаясь на языке диспетчера, воздушные суда.
Каждое воздушное судно, кроме, разве что, боевого самолета, находящееся ниже шести тысяч метров над уровнем моря и в радиусе порядка 120 километров вокруг Краснодара ведется диспетчерами Кубанского центра организации воздушного движения. Любое. Будь-то военно-транспортный самолет, взлетающий с аэродрома Краснодарского военного летного училища, вертолет санитарной авиации или же вертолет Сергея Галицкого.
Кстати сказать, когда мы поднялись из зала управления воздушным движением в диспетчерский пункт руления и расстановки бортов на перроне (в народе просто вышка), как раз приземлился вертолет с Сергеем Галицким на борту. Через несколько минут он пересел в машину, которая доставила его к рядом стоящему собственному частному самолету. Когда поднялся трап, пилот попросил разрешения диспетчера покинуть место стоянки и начать движение к взлетно-посадочной полосе. Разрешение было получено. Через несколько минут самолет оторвался от земли и унес бизнесмена в голубую даль.
Из панорамных окон вышки виден перрон и стоящие на стоянке самолеты. ВПП находится в нескольких километрах от нее, поэтому плохо видно как садятся и взлетают самолеты. В зале управления - полумрак. Там основная работа связана с компьютерами. На перрон выходит лишь одно небольшое окно.
- Все это компьютерные игры, настоящая авиация начинается на диспетчерских пунктах - вышках, стоящих на самой ВПП, - пошутил диспетчер Валерий Дубик.
Вышки две - в начале и в конце полосы. Пока что одна главная, а вторая вспомогательная. Полоса находится буквально в нескольких метрах. Самолет с грохотом идет на взлет или наоборот с визгом, испуская облако дыма и оставляя еще одну черную полоску, приземляется.
Дубик пошутил, но наблюдать за воздушным судном с близи здорово.
- Я тут работаю больше тридцати лет и мне не надоело смотреть на самолеты. Я живу на Комсомольском, над домом пролетают идущие на посадку воздушные суда и каждый раз я смотрю на них в окно. А ведь моя работа с этим связана, - рассуждает Юрий Козыро и Дубик с ним соглашается.
За всей простотой и слаженностью работы стоят четкие и неукоснительные правила действия каждого звена всей диспетчерской цепи.
- Может показаться, что самолет взлетел и полетел напрямик к мету назначения. Но это не так. Существуют четко проложенные маршруты, воздушные коридоры. Кроме того, диспетчеры сопровождают самолет от момента запуска двигателей до их выключения, - рассказывает всю сложную систему заместитель начальника Центра ОВД, начальник службы движения Андрей Шабуров.
На первичном этапе, когда воздушное судно находится на стоянке, его выводит на ВПП диспетчер, отвечающий за руление, на взлете его передают диспетчеру на вышке, который дает направление следит за чистотой полосы. После взлета его передают диспетчеру из зала управления воздушным движением, который ведет самолет в рамках очерченной зоны ответственности Кубанского центра ОВД.
- Международный день авиадиспетчера мы как-то не отмечаем, своим считаем День гражданской авиации, - подытожил Андрей Шабуров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Блокнот - Краснодар». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 15, 2024
Аэрофлот перевез амурскую тигрицу из Владивостока в Екатеринбург
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
В Красноярском крае в результате вмешательства транспортной прокуратуры авиакомпанией "КрасАвиа" прекращено навязывание пассажирам дополнительных услуг при продаже билетов