РИА "Новости"
23 октября 2017, 19:59
"Туполев": грозные бомбардировщики и мирные авиалайнеры
Двадцать второго октября 1922 года было основано старейшее в России и в мире авиационное конструкторское бюро Туполева
Самолет из кольчугалюминия
Руководителем КБ был назначен один из лучших учеников Николая Жуковского, известного отечественного ученого в области воздухоплавания, 33-летний Андрей Туполев, стоявший вместе с учителем у истоков создания легендарного Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
Молодой инженер, имевший до этого в основном лишь опыт конструирования авиасаней и кораблей, создал один из своих первых самолетов, одноместный спортивный моноплан, в котором наряду с деревом и тканями был использован легкий и прочный сплав - кольчугалюминий. Самолет был назван в честь Андрея Николаевича Туполева АНТ-1 и поднялся в воздух в октябре 1923 года.
За ним последовал АНТ-2 - первый отечественный цельнометаллический самолет, испытания которого в 1924 году продемонстрировали скорость машины почти в 170 километров в час. На борту моноплана могли находиться, помимо летчика, два пассажира.
Триумфальные полеты тяжелых кораблей
Двухместный АНТ-3 предназначался КБ Туполева уже непосредственно для нужд Красной армии - в качестве воздушного разведчика. На нем известный советский летчик Михаил Громов вместе с бортмехаником Евгением Радзевичем совершил с 30 августа по 2 сентября 1926 года круговой полет протяженностью более 7000 километров по маршруту Москва - Берлин - Париж - Вена - Прага - Варшава - Москва.
Полет проходил триумфально. Мир узнал об успехах советского авиастроения, освоившего строительство самолетов из металла, и запомнил имя нового конструктора. А он уже проектировал и выпускал в воздух свое новое детище - первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный 18-метровый бомбардировщик АНТ-4 (ТБ-1). В ноябре 1925 года его испытал летчик Аполлинарий Томашевский.
Экипаж тяжелого бомбардировщика составлял шесть человек. На вооружении воздушного корабля имелись три пулемета "Льюис" или "Дегтярев" - в зависимости от модификации. Бомбовая нагрузка составляла до 1000 килограммов. В 1929 году экипаж под руководством пилота-испытателя Семена Шестакова совершил на АНТ-4 (без вооружения) сверхдальний перелет из Москвы в Нью-Йорк протяженностью более 21 тысячи километров, в том числе почти восемь тысяч - над водами Тихого океана.
Подарок армии и флоту
Мощная машина использовалась и для спасения людей. В марте 1934 года летчик Анатолий Ляпидевский на АНТ-4 участвовал в спасении людей с тонущего парохода "Челюскин", сняв с льдины десять женщин и двоих детей. За мужество и героизм при спасении челюскинцев 4 ноября 1939 года Анатолию Васильевичу в Кремле была вручена "Золотая Звезда" Героя Советского Союза № 1.
Схема свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой строительной высоты, разработанная и воплощенная Туполевым, через несколько лет стала ведущей в авиастроении мира. В западных КБ оценили аэродинамические характеристики новых советских самолетов, в первую очередь АНТ-4.
А в конструкторском бюро Андрея Николаевича появлялись все новые модели. В сентябре 1929 года расправил крылья уменьшенный вариант АНТ-4 - многоцелевой АНТ-7 (Р-6). Машина предназначалась для ведения разведки, в том числе над морями и океанами, для дальнего истребительного сопровождения, а также работы в качестве бомбардировщика или торпедоносца. Таким образом, туполевцы сделали подарок не только армии, но и флоту.
Бомбы на головы японских солдат
Не забывали в конструкторском бюро и о тяжелых воздушных кораблях. В начале 1930-х годов мир узнал об 24,4-метровом АНТ-6 (ТБ-3), который стал первым в мире массовым четырехмоторным самолетом стратегического назначения. Двигатели по 715 лошадиных сил и бомбовая нагрузка в пять тысяч тонн сделали этот самолет на некоторое время основным тяжелым бомбардировщиком РККА. Воздушный корабль также мог перевозить различные грузы, например танкетки, или брать на борт до 35 бойцов.
АНТ-6 принимали участие в различных боевых конфликтах. Более сорока экипажей бомбили японские позиции у озера Хасан в августе 1938 года. Во время боев на Халхин-Голе в 1939 году крылатые машины применялись как ночные бомбардировщики и военно-транспортные самолеты. В том же году ТБ-3, чья масса превышала 17 тонн и скорость которого составляла не более 200 километров в час, был "уволен" из рядов ВВС.
Ночные рейды по врагу
Тем не менее устаревшие, но мощные машины использовались как во время советско-финского военного конфликта 1939-1940 годов, так и в ходе Великой Отечественной войны, где с успехом применялись в ходе ночных бомбардировочных рейдов в дальний тыл врага. На начало войны АНТ-6 составляли 25% всей бомбардировочной авиации Красной армии, и в одночасье от них отказаться было нельзя.
Несмотря на высокую живучесть конструкции, попытка использовать эти могучие самолеты в качестве дневных фронтовых бомбардировщиков летом 1941 года потерпела неудачу - они были слишком легкой мишенью для немецкой зенитной артиллерии и люфтваффе. А вот ночью тихоходный АНТ-6, чье второе название расшифровывалось как "тяжелый бомбардировщик", оказался весьма успешной машиной, довольно точно ронявшей смертоносный груз на голову врага.
В итоге самолет принимал участие в важнейших битвах первой половины войны, вплоть до сражения на Курской дуге летом 1943 года.
"Вредитель и вражеский агент"
В 1936 году Андрей Николаевич был назначен первым заместителем начальника и главным инженером главного управления авиационной промышленности "Наркомтяжпрома", параллельно работая в качестве конструктора. В 1937 году, в эпоху "большого террора", Туполев был арестован НКВД по обвинению во вредительстве и принадлежности к вражеской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке.
Вместе с ним репрессиям подверглись многие специалисты ЦАГИ, его конструкторского бюро и ряда авиационных заводов. В мае 1940 года Туполев был приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание в ЦКБ-29 НКВД, опытном конструкторском бюро, где под его руководством трудились и другие известные советские авиаконструкторы - Владимир Петляков, Владимир Мясищев, Дмитрий Томашевич.
Именно там Туполев создал фронтовой двухдвигательный бомбардировщик Ту-2 (он же АНТ-58), в котором продуманное размещение экипажа, хорошее оборонительное вооружение, бронезащита, заполнение баков инертным, непожароопасным газом выгодно отличали данный самолет от других. Его испытания начались уже в январе 1941 года. Сам Туполев был освобожден из заключения со снятием судимости вскоре после начала войны, в июле 1941-го.
Боевая работа нового бомбардировщика
Первые серийные Ту-2 стали поступать в действующую армию с весны 1942 года, где с большим интересом встретили самолет, способный нести бомбовую нагрузку в 3000 килограммов. Оценили в полках и то, что вместо маломощных ШКАС на Ту-2 устанавливались синхронные авиационные пулеметы Михаила Березина калибра 12,7 миллиметра.
По мнению фронтовых пилотов, новые "птицы" в управлении оказались гораздо удобнее, чем, например, пикирующие бомбардировщики Пе-2 конструктора Петлякова. Оценили они и возможность в случае ЧП продолжать полет на одном моторе. Вскоре на этот тип крылатых машин полностью перешел 132-й отдельный бомбардировочный авиаполк, чья боевая работа началась с ноября 1942 года.
В целом же Ту-2 стал массово поступать в авиационные части во второй половине Великой Отечественной войны, составив к 1945 году 6-й авиационный корпус и 134-ю дальнебомбардировочную авиационную дивизию резерва Верховного Главнокомандования. В августе того же года летчики этой дивизии на Дальнем Востоке успешно участвовали в войне с милитаристской Японией.
Испытатели ядерного оружия
Ту-2, за который никогда не состоявший в партии Туполев получил звание генерал-майора, оставался в строю вплоть до перевооружения советской авиации на реактивные самолеты в 1950-х годах.
Различные модификации выпускались не только в качестве ударного самолета, но и воздушного разведчика и истребителя дальнего сопровождения, а также торпедоносца.
А на смену ему уже шел Ту-4, ставший последним советским поршневым бомбардировщиком. По требованию тогдашнего руководителя страны Иосифа Сталина самолет был скопирован с американского Boeing B-29, прозванного за свои летные качества "Суперкрепостью". Советский аналог получился мощнее - за счет пушечного вооружения и более сильных моторов. С 1949 года и по начало 1960-х Ту-4 и его модификации состояли на вооружении дальней авиации СССР.
Эти машины принимали участие в испытании атомного оружия. В частности, экипаж полковника Константина Уржунцева первым в ВВС Советского Союза сбросил ядерную бомбу "Мария" на Семипалатинском полигоне в октябре 1951 года.
Сверхзвуковые ракетоносцы и беспилотные разведчики
Новая атомная эпоха требовала иных скоростей и самолетов. Наряду с созданием сверхдальнего бомбардировщика Ту-95, который стал одним из самых скоростных в мире самолетов с винтовыми двигателями, конструкторское бюро Туполева создало реактивный многоцелевой Ту-16. На протяжении десятилетий он был основным самолетом в ядерной триаде Советского Союза и до сих пор состоит на вооружении авиации Китая.
Другой известной крылатой машиной стал дальний тяжелый сверхзвуковой ракетоносец Ту-22.
В прославленном КБ занимались не только бомбардировщиками. Еще в 1950-х годах начались работы по созданию беспилотников. Одним из них был принятый в 1964 году на вооружение дальний сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 "Ястреб".
Воздушные машины для обычных пассажиров
Другим, мирным направлением работы туполевцев стал выпуск гражданских авиалайнеров. Первый реактивный пассажирский самолет СССР был назван Ту-104 и поднялся в воздух в 1955 году. Его сменил ставший одним из самых массовых в производстве ближнемагистральный Ту-134. Он также использовался в военной авиации.
Ярким отечественным самолетом стал сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, развивавший скорость до 2500 километров в час, что было больше, чем у его основного конкурента, британо-французского Concorde.
Трехдвигательный реактивный пассажирский Ту-154, который совершил свой первый полет в 1968 году, на многие годы стал высокоэффективным самолетом в отечественной гражданской авиации, чьи эксплуатационные и летные характеристики были на уровне лучших иностранных аналогов.
Удары по террористам
Ныне же пассажиров перевозит среднемагистральный узкофюзеляжный Ту-204, поскольку его тактико-технические требования отвечают всем требованиям Международной организации гражданской авиации и данные самолеты допущены к полетам во все страны мира без ограничений.
После смерти в 1972 году Туполева его дело продолжил сын, Алексей Андреевич, под руководством которого увидел свет сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160. Пятидесятичетырехметровая машина побила несколько авиационных рекордов - она является самым большим и мощным в истории военной авиации сверхзвуковым боевым самолетом.
Ту-160, поднявшийся в небо в конце 1981 года, по-прежнему летает на боевые задания. В ВВС России грозные ракетоносцы, прошедшие модернизацию, состоят на вооружении дальней авиации. В составе Воздушно-космических сил модификации Ту-95, Ту-22 и Ту-160 принимают участие в нанесении ударов по объектам террористов на территории Сирии, преодолевая тысячи километров....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
"Узавиация" разрешила flyadeal полеты в Узбекистан
Ноябрь 15, 2024
В аэропорту Благовещенска опоздавший на рейс пассажир пытался отнять табельное оружие у полицейского
Ноябрь 15, 2024
Тюменский аэропорт стал одним из самых безопасных в стране
Ноябрь 15, 2024
За работу с багажом в аэропорту Шереметьево пермякам заплатят от 192 000 рублей