О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесная пожарная команда

Экипажи вертолетов Ми-8 и Ми-26 минувшим летом вновь отличились при тушении пожаров, которых в этом году в южных регионах России возникало немало

Экипажи вертолетов Ми-8 и Ми-26 минувшим летом вновь отличились при тушении пожаров, которых в этом году в южных регионах России возникало немало.

Здания вспыхивали одно за другим. Вместе с ними пылали автомобили, хозпостройки, изгороди, столбы, деревья - все, что встречалось на пути огня. Клубы едкого дыма поднимались в самом центре Ростова-на-Дону, маскируя очаги возгорания. Пожарные машины отправляли содержимое своих автоцистерн в языки пламени, но огонь, казалось, просто не замечал геройства пожарных расчетов и многочисленных добровольцев. Тогда и было решено задействовать авиацию МЧС, Росгвардии и Российской армии. Среди тех, кто спасал донскую столицу, были вертолетчики бригады армейской авиации Южного военного округа, которой командует полковник Сергей Кожевников.

- Для тушения пожаров привлекаются вертолеты Ми-8 и Ми-26, которые позволяют использовать противопожарное оборудование: водосливные устройства (ВСУ) на внешней подвеске, - рассказывает старший инженер инженерно-авиационной службы капитан Вячеслав Савинцев. - Одна из задач нашей службы - обеспечить работу ВСУ, которые позволяют транспортировать и сбрасывать несколько тонн воды.

Вместе с экипажами вертолетов, ставших на время небесными пожарными, "технари" перебазировались поближе к эпицентру чудовищного пожара.

Закрепленное под вертолетом ВСУ похоже на маятник часов, раскачивающийся от движения винтокрылой машины и воздействия ветра. Управление вертолетом при этом заметно усложняется. Особенно при зависании над водоемом для забора воды и при полете непосредственно над огнем.

- Первое испытание экипаж проходит при наполнении емкости ВСУ: когда вода уже взята, очень сложно управлять машиной - у нее большой взлетный вес. К тому же приходится действовать вне зоны воздушной подушки, - поясняет заместитель командира вертолетной эскадрильи Алексей Русаков. - По объективным причинам вертолет теряет мощность, поэтому малейшая ошибка грозит катастрофой. Слабеют движки и от нагретого огнем пожаров воздуха.

Сказывается на особенностях работы вертолетчиков и характер пожаров. Одно дело - заливать площадной пожар (поля и лесные массивы), другое - действовать в нашпигованном высотными зданиями, строительными кранами и линиями электропередачи мегаполисе. Ведь необходимо было спуститься как можно ниже, рискуя задеть что-либо лопастями винтов. Оказываясь непосредственно над пожарищем, пилот уже не видит очага - он попадает, образно говоря, в слепую зону. Здесь важны профессионализм штурмана и находчивость бортового техника, если работает Ми-8, или слаженность всех без исключения членов экипажа, если это Ми-26.

Экипаж майора Русакова одним из первых включился в тушение ростовского пожара. Вскоре к нему присоединился экипаж майора Рудольфа Курганова. Зачерпнув из Дона воды, вертолетчики уже через несколько минут сбрасывали ее на горящие кварталы. И так десятки раз без посадок.

- Ростовский пожар стал особым испытанием для всех нас, - считает штурман вертолетного отряда капитан Александр Филаретов. - Прежде нам не приходилось тушить пожары столь ювелирно.

Сказывается на особенностях работы вертолетчиков и характер пожаров. Одно дело - заливать площадной пожар, другое - действовать в нашпигованном высотными зданиями, строительными кранами и линиями электропередачи мегаполисе

Работу усложняло и то, что маршрут следования вертолетов от водоема к горящим зданиям совпадал с курсом посадки гражданских воздушных судов вблизи ростовского аэропорта. Пока пассажирские самолеты заходили на посадку, их винтокрылые собратья "висели" над Доном - забирали в эти минуты новую порцию воды.

Тушение ростовского пожара - не первая практика вертолетчиков ЮВО в ликвидации стихийных бедствий. Одной из похожих чрезвычайных ситуаций была борьба с "красным петухом" в 2015 году в районе Миллерово, вблизи российско-украинской государственной границы. Погода и тогда была не на стороне вертолетчиков - засуха и сильный порывистый ветер очень мешали. Огонь неожиданно вспыхивал в разных местах: на засеянных зерновыми культурами полях, в лесопосадках, у околицы населенных пунктов. Вот тогда-то, как выразился участник тех событий заместитель командира бригады подполковник Олег Авраменко, экипажи и получили первый опыт пожаротушения. Дальше - больше. Накануне работы в областном центре вертолетчики полковника Сергея Кожевникова, например, помогли отбить от огня поселки Нижне- и Верхне-Кундрюченский, что в Усть-Донецком районе Ростовской области.

- Курс боевой подготовки предусмат­ривает работу с пере­вози­мым на внешней подвеске грузом. Но одно дело - зацепить и доставить в нужную точку этот груз, другое - слить воду в районе пожара, - объясняет штурман вертолета Ми-8 капитан Сергей Старухин. - Это схоже с уничтожением наземных целей. Здесь важно точно выйти на цель.

Сложность и опасность работы с ВСУ как нельзя ярче иллюстрирует такое происшествие. "Восьмерка", которую вел майор Виктор Дерун, неожиданно стала неуправляемой. Как позже выяснилось, оборвалась тросовая проводка рулевого управления. В воздухе такое не исправить. Нельзя было и приземлиться вблизи Ростова: в границах города вертолет с неисправностью представлял опасность, а за его пределами на многие десятки километров простиралась пересеченная местность со множеством водоемов и вспаханных полей. Посадка на такую площадку не обещала ничего хорошего. Опытный офицер, у которого за плечами участие в боевых действиях, проявил собранность и выдержку. Сбросив ВСУ в безопасном месте, он направил машину на родной аэродром. Без малого 100 км Виктор Дерун вел неуправляемого в путевом отношении "Мишку" на базу, спасая вертолет от, казалось бы, неминуемой гибели. Спокойствие командира передалось всему экипажу, который четко выполнял его указания. Как только колеса "вертушки" коснулись бетонки, для предотвращения обязательного в этом случае разворота от реактивного момента несущего винта двигатели были выключены. Так пилот-профессионал спас дорогостоящую технику и свой экипаж.
- В "Руководстве по летной эксплуатации" есть специальный раздел - "Особые случаи в полете". В нем описано подобное происшествие. Но в реальной жизни никто из наших старожилов ничего подобного не встречал, - комментирует давнее событие заместитель командира бригады по работе с личным составом подполковник Алексей Улевский. - Действия командира экипажа - это образец мужества и мастерства, которые помогли предотвратить беду.

Наверное, излишне говорить, что жители Ростова-на-Дону и Ростовской области безмерно благодарны вертолетчикам ЮВО за их по существу боевую работу при тушении пожаров. В этом убеждают не только отклики простых горожан, но и благодарственные письма Законодательного собрания Дона и врученные от лица МЧС памятные знаки. Думается, что в таких случаях был бы уместным и разговор о государственных наградах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка