Московский комсомолец
20 февраля 2018, 18:48
Новая версия крушения Ан-148: "Сигнализация не сработала"
Следователи по делу о крушении самолета "Ан-148", в котором погиб 71 человек, не будет останавливаться на одной только версии неслаженных действий экипажа
Самого директора "Саратовских авиалиний" Алексея Вахромеева допросили еще 12 февраля, на следующий день после катастрофы. Кстати, руководитель имеет летный опыт и в подчинении у него находится около тысячи человек.
В ходе следствия выяснилось, что погибшие командир воздушного судна Валерий Губанов и второй пилот Сергей Гамбарян ранее почти не пересекались. Такого понятия как "экипаж в связке" в компании вообще нет. Экипаж формируется в зависимости от производственной необходимости и расписания перелетов.
К тому же Губанов налетал всего 58 часов в качестве командира воздушного судна - до этого он долгое время летал как второй пилот. Получается, что человек, который имел столь маленький опыт руководства экипажем, оказался в одной кабине со вторым пилотом Сергеем Гамбаряном, научившимся летать только год назад (до этого он был бортпроводником). В то же время ни к одному из них не было нареканий ни от медиков, ни от кадровиков, проверявших документы об образовании.
Про Гамбаряна "МК" уже неоднократно писал, а Губанов обучался летному делу при опытно-конструкторском бюро "Антонов" на Украине.
Помимо дипломов и справок, следователям было необходимо изучить данные о тренажерной подготовке экипажа, так как не все экстренные ситуации возможно качественно отработать во время летной практики на настоящем самолете.
В стране два центра подготовки, лицензированных Росавиацией - в Москве на базе компании "S7" и в Санкт-Петербурге при Университете гражданской авиации. Пилоты "Саратовских авиалиний" обучались в последнем. По правилам им необходимо заниматься на специальных тренажерах минимум 16 часов в год (это помимо теоретических занятий). Погибшие летчики норму выполняли, а у Губанова в документах значится даже больше часов. Пока не ясно, отрабатывали ли летчики ситуацию, которая привела к крушению, а именно - возникновение разных показаний скорости на приборах у командира и второго пилота.
Кроме уже собранных доказательств вины пилотов, следствие изучит и состояние самого авиапарка. Уже известно, что самолеты Ан-148 "Саратовские авиалинии" начали закупать с конца декабря 2016 года. Всего было приобретено шесть воздушных судов. При покупке руководство компании исходило в первую очередь из цены: Ан - это самое приличное предложение, если отталкиваться от соотношения цена-качество. О западных моделях даже не было и речи. В парк самолеты поступили в хорошем состоянии, но после выемки документов сыщикам стало известно, что нештатные ситуации случались нередко.
- Задокументировано много технических сбоев именно во время эксплуатации самолетов, а не во время техосмотров. Были проблемы с шасси при посадке, но самый неприятный зафиксированный случай - пожалуй, отключение двигателя в воздухе, - раскрыл детали собеседник "МК".
При этом об обледенении датчиков скорости летчики авиакомпании не сообщали и писем с предупреждениями ни до, ни после трагедии от "Росавиации" не поступало. Причиной трагедии могли стать другие эксплуатационные особенности этой модели самолета. Несовершенствами или недоработками их назвать нельзя, так как в описании и сопровождающей документации о каждом "изъяне" написано, но при сложившихся условиях эти накладки стали фатальными для воздушного судна. Главными из них являются отсутствие табло, на которое выводится алгоритм действий пилотов (перечень команд, который в зарубежных аналогах крепится в кабине пилотов); а также отсутствие функции восстановления режима горизонтального полета.
Прокомментировать эти замечания "МК" попросил конструктора Ан-148, бывшего гендиректора и генконструктора фирмы "Антонов" Дмитрия Киву:
- Самолет спроектирован и сертифицирован по последним нормам безопасности полетов. Причем это и отечественные, и европейские, и американские нормы. Так что сейчас будут придумывать любые глупости, вплоть до того, что самолет покрашен не в белый, а в желтый цвет.
Объясняю: кнопки включает второй пилот. По команде командира читается, так называемая, "молитва", где перечисляется все, что должно быть включено в кабине пилотов. "Молитву" прочитали, кнопки не включили. Далее у командира есть перед глазами табло, где написано: включите обогрев ПВД (приемников воздушного давления - "МК"). И если второй пилот не включил, то у командира срабатывает предупреждение. Срабатывает также световая сигнализация - желтым цветом горит кнопка.
- А могла сигнализация по каким-то причинам не сработать?
- Могла. Но такого сочетания не бывает, чтобы сразу не сработало табло с текстовым предупреждением и горящие желтые кнопки. То есть у правого пилота горят на кнопках лампочки, которые сигнализируют: обогрев не включен. Но и у командира загорается табло. Не может такого быть, чтобы одновременно две системы контроля, дублирующие друг друга, вдруг отключились.
- Ну а что касается претензий к "отсутствию функции восстановления режима горизонтального полета"?
- Демагогия. Что это значит? Это когда автопилот задал условия полета и самолет летит. И автопилот держит горизонтальный полет - высоту, режим двигателя подбирает - все это в автоматическом режиме происходит. Ну или все это делается вручную. Но для этого пилоту нужно знать скорость.
А если скорости нет, как было в этом случае, то у летчика есть много других параметров, которые он обязан учитывать, чтобы сохранять полет. Например, есть режим работы двигателя для горизонтального полета, есть угол атаки, или угол тангажа. Допустим, есть определенный тангаж в пределах для горизонтального полета. Ну так и держи этот тангаж, пока не разберешься с обогревом датчиков! Но летчики этого сделать не сумели.
Наш собеседник из Росавиации, просивший не называть себя, был не столь категоричен:
- Основная загадка сейчас, почему пилоты не обращали внимания на сигнализацию о том, что не работают обогреватели. А там есть три лампочки прямо перед носом у них. И еще есть звуковая сигнализация.
И вот сейчас главный вопрос: либо они забыли включить обогрев и не обратили внимания на сигнализацию - но это очень странно, либо сигнализация по каким-то причинам не сработала.
Когда экипаж видит, что у них имеются неправильные показания скорости, то по руководству о летной эксплуатации, для них предусмотрен положенный набор действий, которые им необходимо совершить. Судя по тому, что действия экипажа были абсолютно рассогласованными - командир нос вниз опускал, чтобы скорость набрать, второй пилот, наоборот, продолжал в прежнем режиме управлять лайнером - это значит, они не понимали, что происходит. То есть сигнализация, скорее всего, не сработала.
Предполагается, что если человек совершает такого рода ошибки, техника должна их исправлять: забыл включить, она их сама включает. И, между прочим, на старых "Боингах" такой обогрев включается автоматом. А у нас, конкретно на "Ан-148", почему-то вручную. И потом, вам не кажется странным, что самолет был сертифицирован и допущен к полетам с подобного рода изъянами?
- А может, как раз более правильней и надежней, что такая важная функция, как обогрев этих датчиков, включается вручную, а затем контролируется техникой?
- Но контроль техники намного выше, чем контроль человека. Почему сейчас полет практически полностью автоматизирован? Потому, что случаи, которые предполагают какое-то неправильное действие человека, то есть его ошибку, сведены практически к нулю. На самолете всем управляет центральный компьютер.
- Но многие летчики как раз такую полную автоматизацию и ставят в вину современной технике.
Это те летчики, которые начинали когда-то летать на советской технике, в которой кроме автопилота никакой электрики и не было. Сейчас совсем другое дело - другой век. Вот, допустим, сейчас: летчики забыли включить обогрев, а техника всегда его включает. На "Сухой-Суперджет", к примеру, автоматически включается обогрев этих датчиков. Но в нашем случае, судя по картине последних минут - а летчики явно не понимали, что происходит - сигнализация, похоже, не сработала....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В Ереван с Armenian Airlines