Волжская Коммуна
6 апреля 2018, 15:53
России нужны самарские двигатели
Сегодня, 6 апреля, в Москве завершает работу III Международный форум двигателестроения
В павильоне №75 Всероссийского выставочного центра многолюдно. Третий Международный форум двигателестроения собрал ведущих специалистов Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в Госкорпорацию "Ростех"), предприятий-кооперантов, поставляющих комплектующие к авиационным и ракетным двигателям, а также представителей Международной ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД).
Совсем недавно, в октябре 2017 года, ОДК отметила свое 10-летие. За это время в российском авиационном двигателестроении произошли глубокие перемены.
"Сделан большой, масштабный шаг вперед. Главным достижением я считаю то, что сегодня мы сфокусировали все усилия и ресурсы, которые есть в нашей отрасли, в одном направлении, для решения одной задачи - повышения конкурентоспособности", - сказал на открытии форума генеральный директор АО "ОДК" Александр Артюхов.
Одно из ключевых предприятий в структуре ОДК - самарское ПАО "Кузнецов". Сегодня здесь идет масштабное техническое перевооружение производственных мощностей. Завершается восстановление серийного выпуска авиационного двигателя НК-32 серии 02 - важнейшая составляющая программы возобновления серийного производства стратегического бомбардировщика Ту-160М2. На очереди - газотурбинные двигатели НК-25 и НК-12МП для дальней авиации.
"Объемы производства, запланированные на 2018 год, сопоставимы с прошлогодними. Однако мы ожидаем некоторый рост выручки, поскольку в нашей производственной программе увеличивается количество новых изделий", - поясняет заместитель генерального директора АО "ОДК" - исполнительный директор ПАО "Кузнецов" Сергей Павлинич.
Самарское предприятие - единственное в ОДК, которое обладает компетенциями в области производства жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). По словам Сергея Павлинича, более 40% выручки ПАО "Кузнецов" получает в рамках "космических" заказов.
Неслучайно в экспозиции "Кузнецова" - ЖРД НК-33А. Буквально неделю назад с космодрома Плесецк стартовала самарская ракета-носитель "Союз-2.1в", которая в интересах Минобороны России вывела на орбиту аппарат "Космос-2525". Успех пусковой кампании в немалой степени обеспечил двигатель НК-33А на первой ступени ракеты.
Не лишним будет напомнить и о том, что на ракетных двигателях семейства РД-107/РД-108, которые выпускает ПАО "Кузнецов", "стоит" отечественная пилотируемая космонавтика. Сегодня они обеспечивают большую часть российских пусковых кампаний. Серийное производство этих исключительно надежных двигателей в ПАО "Кузнецов" отлажено и будет продолжаться.
"По ракетной тематике мы загружены текущими заказами до 2025 года со стабильным объемом, примерно соответствующим объемам текущего года, - подтвердил генеральный директор АО "ОДК" Александр Артюхов. - Что касается участия в других перспективных программах, то мы сейчас активно ведем переговоры с Роскосмосом по поводу того, чтобы состыковать наши усилия: в первую очередь, технологические возможности нашей компании - для создания двигателей".
В небесах, на земле и на море
Но все же ключевые направления развития ОДК - это газотурбинные двигатели для самолетов и вертолетов, для морских судов и боевых кораблей, а также для газоперекачивающих агрегатов.
"Если нет двигателя, то нет не только авиастроения, но и нет никаких перспектив у высокотехнологичных отраслей в целом. Когда мы говорим о новейших аддитивных технологиях, о композитных материалах, о сложнейших фундаментальных исследованиях газодинамических процессов и физики материалов - все это, безусловно, воплощается в двигателе", - заявил на открытии Третьего Международного форума двигателестроения заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров.
"Мы утвердили продуктовую стратегию по всем направлениям нашей деятельности. Сегодня она носит статус утвержденной государственной программы, в рамках которой мы реализуем все проекты. Из значимых направлений, которые сегодня развиваются, можно выделить перспективные двигатели ПД-14, ПД-35, ПД для ПАК ФА (изделие 30) и перспективный двигатель для вертолетов. Это все - авиация будущего", - подчеркнул Александр Артюхов.
Горячая дискуссия ни на минуту не прекращалась во время осмотра экспозиции предприятий ОДК. Вопрос за вопросом задавали двигателистам и Олег Бочаров, и член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Михаил Каштан, и заместитель генерального директора Госкорпорации "Ростех" Дмитрий Леликов. Активно участвовал в обсуждении президент АССАД Виктор Чуйко.
Вот - турбовентиляторный двигатель ПД-14 для нового российского авиалайнера МС-21-300. Его головной разработчик - АО "ОДК-Авиадвигатель", головной изготовитель - АО "ОДК - Пермские моторы", но в кооперации задействованы сразу пять предприятий ОДК.
Этот двигатель вобрал в себя новейшие технологии и материалы. На испытаниях ПД-14 демонстрирует серьезный "запас" по таким ключевым параметрам, как экономичность, шум, уровень вредных выбросов. Он не выйдет за рамки экологических нормативов даже при существенном их ужесточении. В 2018 году ОДК планирует получить на ПД-14 сертификат Росавиации, а в 2019-м - сертификат Европейского агентства авиационной безопасности.
Впервые демонстрируется турбовинтовой двигатель ТВ7-117 разработки санкт-петербургского АО "ОДК-Климов". Этот двигатель должен встать "на крыло" регионального авиалайнера Ил-114-300 и легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Сейчас продолжаются ресурсные испытания двигателя. В 2018 году будут продолжены его опережающие летные испытания в составе "летающей лаборатории" Ил-76ЛЛ.
Участники форума надолго задерживаются у двигателей для боевой авиации. На стендах представлен АЛ-41Ф-1С, его выпускает уфимское ПАО "ОДК-УМПО". Турбореактивный двухконтурный двигатель поколения 4++ с форсажной камерой и управляемым вектором тяги результат глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф. "Сорок первый" позволяет истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Это огромный плюс, поскольку расширяет боевые возможности самолета, увеличивает радиус его действия.
Рядом РД-33МК - турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой рыбинского НПО "Салют" - модификация базового двигателя РД-33. Он предназначен для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а также для новейшего многофункционального истребителя МиГ-35. С 2017 года двигатель проходит испытания на самолете этого типа.
Участники форума осмотрели вертолетный турбовальный двигатель ВК-2500ПС, морской газотурбинный двигатель М70ФРУ, наземный двигатель ГТД-4РМ и макет газоперекачивающей станции с агрегатами на базе двигателя ПС-90ГП-25.
Особый интерес вызвал компактный двухконтурный турбореактивный двигатель для беспилотных летательных аппаратов ТРДД-50АТ (36МТ). При собственной массе 82 кг у земли он развивает статическую тягу в 450 кгс.
Уверенное развитие отечественной двигателестроительной отрасли вселяет уверенность в том, что у России будут и современные гражданские самолеты, и быстроходные суда, и наше небо будет тоже надежно защищено.
Олег Бочаров, замминистра промышленности и торговли РФ:
- Если нет современного двигателя, то нет не только авиастроения, но и нет перспектив у высокотехнологичных отраслей в целом.
Александр Артюхов, генеральный директор АО "Объединенная двигателестроительная корпорация":
- Сегодня среди предприятий ОДК у ПАО "Кузнецов" - самая формализованная и стабильная производственная программа на период до 2027 года. Она предусматривает увеличение объемов производства примерно на 40% от текущего состояния. Это касается всей тематики двигателей марки "НК", которую выпускает предприятие....
Авторские права на данный материал принадлежат «Волжская Коммуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 12, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2024 года
Ноябрь 13, 2024
"20 авиационный ремонтный завод" выплатит ОДК по суду около 47 млн рублей
Ноябрь 13, 2024
В Кировской области работу санавиации продолжат "Русские вертолетные системы"
Ноябрь 13, 2024
В Кызылорде открылся новый терминал аэропорта