О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

России нужны самарские двигатели

Сегодня, 6 апреля, в Москве завершает работу III Международный форум двигателестроения

Сегодня, 6 апреля, в Москве завершает работу III Международный форум двигателестроения. Предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации и их партнеры по кооперации представили здесь свои перспективные, наиболее значимые разработки - двигатели, агрегаты, материалы. Руководство корпорации подтвердило, что самарскому ПАО "Кузнецов" поручено наращивать объемы производства двигателей "НК".

В павильоне №75 Всероссийского выставочного центра многолюдно. Третий Международный форум двигателестроения собрал ведущих специалистов Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в Госкорпорацию "Ростех"), предприятий-кооперантов, поставляющих комплектующие к авиационным и ракетным двигателям, а также представителей Международной ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД).

Совсем недавно, в октябре 2017 года, ОДК отметила свое 10-летие. За это время в российском авиационном двигателестроении произошли глубокие перемены.

"Сделан большой, масштабный шаг вперед. Главным достижением я считаю то, что сегодня мы сфокусировали все усилия и ресурсы, которые есть в нашей отрасли, в одном направлении, для решения одной задачи - повышения конкурентоспособности", - сказал на открытии форума генеральный директор АО "ОДК" Александр Артюхов.

Одно из ключевых предприятий в структуре ОДК - самарское ПАО "Кузнецов". Сегодня здесь идет масштабное техническое перевооружение производственных мощностей. Завершается восстановление серийного выпуска авиационного двигателя НК-32 серии 02 - важнейшая составляющая программы возобновления серийного производства стратегического бомбардировщика Ту-160М2. На очереди - газотурбинные двигатели НК-25 и НК-12МП для дальней авиации.

"Объемы производства, запланированные на 2018 год, сопоставимы с прошлогодними. Однако мы ожидаем некоторый рост выручки, поскольку в нашей производственной программе увеличивается количество новых изделий", - поясняет заместитель генерального директора АО "ОДК" - исполнительный директор ПАО "Кузнецов" Сергей Павлинич.

Самарское предприятие - единственное в ОДК, которое обладает компетенциями в области производства жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). По словам Сергея Павлинича, более 40% выручки ПАО "Кузнецов" получает в рамках "космических" заказов.

Неслучайно в экспозиции "Кузнецова" - ЖРД НК-33А. Буквально неделю назад с космодрома Плесецк стартовала самарская ракета-носитель "Союз-2.1в", которая в интересах Минобороны России вывела на орбиту аппарат "Космос-2525". Успех пусковой кампании в немалой степени обеспечил двигатель НК-33А на первой ступени ракеты.

Не лишним будет напомнить и о том, что на ракетных двигателях семейства РД-107/РД-108, которые выпускает ПАО "Кузнецов", "стоит" отечественная пилотируемая космонавтика. Сегодня они обеспечивают большую часть российских пусковых кампаний. Серийное производство этих исключительно надежных двигателей в ПАО "Кузнецов" отлажено и будет продолжаться.

"По ракетной тематике мы загружены текущими заказами до 2025 года со стабильным объемом, примерно соответствующим объемам текущего года, - подтвердил генеральный директор АО "ОДК" Александр Артюхов. - Что касается участия в других перспективных программах, то мы сейчас активно ведем переговоры с Роскосмосом по поводу того, чтобы состыковать наши усилия: в первую очередь, технологические возможности нашей компании - для создания двигателей".

В небесах, на земле и на море

Но все же ключевые направления развития ОДК - это газотурбинные двигатели для самолетов и вертолетов, для морских судов и боевых кораблей, а также для газоперекачивающих агрегатов.

"Если нет двигателя, то нет не только авиастроения, но и нет никаких перспектив у высокотехнологичных отраслей в целом. Когда мы говорим о новейших аддитивных технологиях, о композитных материалах, о сложнейших фундаментальных исследованиях газодинамических процессов и физики материалов - все это, безусловно, воплощается в двигателе", - заявил на открытии Третьего Международного форума двигателестроения заместитель министра промышленности и торговли России Олег Бочаров.

"Мы утвердили продуктовую стратегию по всем направлениям нашей деятельности. Сегодня она носит статус утвержденной государственной программы, в рамках которой мы реализуем все проекты. Из значимых направлений, которые сегодня развиваются, можно выделить перспективные двигатели ПД-14, ПД-35, ПД для ПАК ФА (изделие 30) и перспективный двигатель для вертолетов. Это все - авиация будущего", - подчеркнул Александр Артюхов.

Горячая дискуссия ни на минуту не прекращалась во время осмотра экспозиции предприятий ОДК. Вопрос за вопросом задавали двигателистам и Олег Бочаров, и член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Михаил Каштан, и заместитель генерального директора Госкорпорации "Ростех" Дмитрий Леликов. Активно участвовал в обсуждении президент АССАД Виктор Чуйко.

Вот - турбовентиляторный двигатель ПД-14 для нового российского авиалайнера МС-21-300. Его головной разработчик - АО "ОДК-Авиадвигатель", головной изготовитель - АО "ОДК - Пермские моторы", но в кооперации задействованы сразу пять предприятий ОДК.

Этот двигатель вобрал в себя новейшие технологии и материалы. На испытаниях ПД-14 демонстрирует серьезный "запас" по таким ключевым параметрам, как экономичность, шум, уровень вредных выбросов. Он не выйдет за рамки экологических нормативов даже при существенном их ужесточении. В 2018 году ОДК планирует получить на ПД-14 сертификат Росавиации, а в 2019-м - сертификат Европейского агентства авиационной безопасности.

Впервые демонстрируется турбовинтовой двигатель ТВ7-117 разработки санкт-петербургского АО "ОДК-Климов". Этот двигатель должен встать "на крыло" регионального авиалайнера Ил-114-300 и легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Сейчас продолжаются ресурсные испытания двигателя. В 2018 году будут продолжены его опережающие летные испытания в составе "летающей лаборатории" Ил-76ЛЛ.

Участники форума надолго задерживаются у двигателей для боевой авиации. На стендах представлен АЛ-41Ф-1С, его выпускает уфимское ПАО "ОДК-УМПО". Турбореактивный двухконтурный двигатель поколения 4++ с форсажной камерой и управляемым вектором тяги результат глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф. "Сорок первый" позволяет истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Это огромный плюс, поскольку расширяет боевые возможности самолета, увеличивает радиус его действия.

Рядом РД-33МК - турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой рыбинского НПО "Салют" - модификация базового двигателя РД-33. Он предназначен для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а также для новейшего многофункционального истребителя МиГ-35. С 2017 года двигатель проходит испытания на самолете этого типа.

Участники форума осмотрели вертолетный турбовальный двигатель ВК-2500ПС, морской газотурбинный двигатель М70ФРУ, наземный двигатель ГТД-4РМ и макет газоперекачивающей станции с агрегатами на базе двигателя ПС-90ГП-25.

Особый интерес вызвал компактный двухконтурный турбореактивный двигатель для беспилотных летательных аппаратов ТРДД-50АТ (36МТ). При собственной массе 82 кг у земли он развивает статическую тягу в 450 кгс.

Уверенное развитие отечественной двигателестроительной отрасли вселяет уверенность в том, что у России будут и современные гражданские самолеты, и быстроходные суда, и наше небо будет тоже надежно защищено.

Олег Бочаров, замминистра промышленности и торговли РФ:

- Если нет современного двигателя, то нет не только авиастроения, но и нет перспектив у высокотехнологичных отраслей в целом.

Александр Артюхов, генеральный директор АО "Объединенная двигателестроительная корпорация":

- Сегодня среди предприятий ОДК у ПАО "Кузнецов" - самая формализованная и стабильная производственная программа на период до 2027 года. Она предусматривает увеличение объемов производства примерно на 40% от текущего состояния. Это касается всей тематики двигателей марки "НК", которую выпускает предприятие....
Авторские права на данный материал принадлежат «Волжская Коммуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка