АвиаПорт.Ru
12 апреля 2018, 16:31
Двигатели для будущего
Третий Международный форум двигателестроения МФД-2018 завершил свою работу. Нынешний смотр дал возможность ознакомиться с продукцией предприятий ОДК и подвести итоги первого десятилетия работы корпорации
Гражданская тема
Ключевым гражданским продуктом ОДК можно с уверенностью назвать двигатель ПД-14 для самолёта МС-21-300. Генеральный директор ОДК Александр Артюхов заявил журналистам, что работа над двигателем идёт в соответствии с утверждённым графиком. Отметим, что на МФД-2018 состоялась отдельная презентация двигателя. Заместитель начальника отдела продаж авиационных двигателей "ОДК-Пермские моторы" Дмитрий Дическул напомнил отраслевому сообществу, что в конце 2018 года первые три двигателя будут переданы Корпорации "Иркут" (разработчик МС-21-300) для проведения лётных испытаний и последующей сертификации самолёта с этим типом двигателя. Также продолжаются работы по сертификации ПД-14 в российском авиарегистре. "На сегодняшний день закончено и удовлетворительно оценено 65% испытаний, необходимых для получения сертификата типа. Оно [получение сертификата типа] запланировано на август 2018 года", - рассказал Д. Дическул. Он сообщил, что лётные испытания сейчас находятся на третьем этапе. "В общей сложности на летающей лаборатории проведено 27 полётов, никаких замечаний не поступало, двигатели работает штатно", - сказал Д. Дическул. В общей сложности для получения сертификата типа двигатели должны отработать более 2,5 тысяч часов. На сегодняшний день почти 1,5 тысяч часов отработано на стендах "ОДК-Авиадвигатель", 150 часов - на стендах "ОДК-Сатурн" и ЦИАМ им. П.И. Баранова и 115 часов - на летающей лаборатории. Расчётный срок получения сертификата типа на самолёт МС-21-300 с двигателем ПД-14 - 2020 год.
В рамках экспозиции МФД-2018 был впервые представлен двигатель ТВ7-117СТ (производится "ОДК-Климов" в широкой кооперации предприятий ОДК), который планируется к установке на перспективный региональный самолёт Ил-114-300. Продемонстрированный на выставке двигатель использовался в ходе наземных испытаний, для чего в 2016 году на АО "ОДК-Климов" был создан испытательный стенд, возможности которого позволяют испытывать силовую установку сразу с винтом, мотогондолой и некоторыми элементами конструкции самолёта. Напомним, двигатель будет также устанавливаться на лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В, первый экземпляр которого в апреле был поставлен под ток на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО, финишер программы). В ОДК отмечают, что "применение унифицированного двигателя на самолётах Ил-112В и Ил-114-300 будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор". Сейчас идут ресурсные испытания двигателя, сообщили в ОДК.
Исполнительный директор "ОДК-Климов" Александр Ватагин рассказал журналистам, что предприятие "справится со своими обязательствами по комплектации самолётов двигателями". "У нас широкая кооперация предприятий, силы привлечены серьёзные. Помогает и применение унифицированных газогенераторов, которые используются и в вертолётных двигателях", - сказал А. Ватагин. Он сообщил, что на "ОДК-Климов" идёт подготовка к передаче на ВАСО ещё двух ТВ7-117СТ для установки на Ил-112В. Получение сертификата типа на ТВ7-117СТ начнётся после окончательной проработки требований к двигателю со стороны разработчика Ил-114-300, а госиспытания военной версии "зависят от темпов строительства самолёта Ил-112В". А. Ватагин особенно отметил, что ТВ7-117СТ - полностью российский, создаётся без применения иностранных комплектующих.
Руководством ОДК в ходе форума была отмечена и программа создания перспективного двигателя для широкофюзеляжных самолётов (рабочее название ПД-35). "Эта программа находится в начале пути, сейчас мы на стадии НИР, идёт освоение технологий, которые необходимы для создания двигателя", - сказал журналистам А. Артюхов. Он отметил, что ОДК ведёт переговоры с "Объединенной авиастроительной корпорацией" (ОАК) и другими партнёрами относительно платформы, на которой этот двигатель будет применяться. "Сегодня он создаётся в диапазоне тяг от 26 до 38 тонн. На рубеже до 2019 года нужно будет определиться с тягой и проектировать двигатель под платформу", - раскрыл планы А. Артюхов. Он также рассказал и о перспективах программы SaM146, в частности, планируемой установке этого двигателя на самолёты Бе-200. "Срок этих работ - 3-4 квартал 2020 года. Там [будет стоять] стандартный SaM146 с полностью новой мотогондолой, необходимо провести большой объем расчётных и сертификационных работ, этим определяются сроки в первую очередь", - сказал топ-менеджер.
Мощь винтокрылых машин
Гости и участники форума уделили внимание также и достижениям ОДК по программам создания вертолётных двигателей. На "ОДК-Климов" выполнено импортозамещение украинских двигателей для вертолётов семейства Ми-8 и глубоких модификаций этой машины. Напомним, ранее ОДК обеспечила постановку двигателя турбовального двигателя ВК-2500 на производство в России. Сегодня корпорация наращивает темпы производства двигателей ВК-2500 с учётом нужд государственного заказчика, а также экспортных поставок. Кроме того, успешно испытана новейшая модификация - двигатель ВК-2500ПС с улучшенными эксплуатационными характеристиками и использованием современной российской цифровой электронной системы управления и контроля. В двигателе реализованы решения, позволяющие управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Базовое применение ВК-2500ПС - новейший гражданский вертолет Ми-171А2.
"ОДК-Климов" готово к ремоторизации находящихся в эксплуатации вертолётов, заявил А. Ватагин. "Собственно, все вертолёты "Ми" и "Ка" могут использовать ВК-2500ПС. Конечно, для этого потребуются серьёзные изменения, потому что двигатель современный, но его применение даст вертолётам новое качество. Вопрос за вертолётчиками", - сообщил А. Ватагин.
Он также рассказал о разработке перспективного двигателя для вертолётов. "Мы находимся на этапе НИР, к 2025 году рассчитываем получить двигатель, это будет реальным шагом вперёд", - рассказал исполнительный директор "ОДК-Климов". Планируемая мощность установки, по словам спикера, составит 6 тыс. л.с., но все будет зависеть от платформы. "Работать будем на заказчика - холдинг "Вертолеты России", - сказал А. Ватагин журналистам.
Военные программы
Нельзя обойти стороной и военные программы. Наиболее масштабная из них - двигатели второго этапа для самолёта Су-57 (ПАК ФА), известные также как "Изделие 30". А. Артюхов рассказал, что двигателю ещё не присвоен индекс, но напомнил, что программа находится на стадии лётных испытаний (начались в конце прошлого года - "АвиаПорт").
Также на форуме был представлен двухконтурный двигатель поколения 4++ с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф-1С, производимый уфимским ПАО "ОДК-УМПО". "АЛ-41Ф-1С позволяет самолёту развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа", - напомнили в ОДК. Особое место среди военных разработок занял двигатель РД-33МК - турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой, предназначенный для истребителей МиГ-29К/КУБ и новейшего многофункционального истребителя МиГ-35. Двигатель оснащён современной цифровой системой автоматического управления и контроля. Его ресурс существенно увеличен за счёт применения модернизированной системы охлаждения турбин.
На МФД-2018 представлен разработанный "ОДК-Климов" цифровой блок автоматического регулирования и контроля БАРК-88, предназначенный для модернизации систем управления двигателей семейства РД-33. Его применение в системе управления и контроля двигателями существенно повышает эксплуатационные возможности истребителя. А. Ватагин сообщил журналистам, что система БАРК-88 может быть установлена на все находящиеся в эксплуатации двигатели, как в российских ВКС, так и эксплуатирующихся в армиях зарубежных государств....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 12, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2024 года
Ноябрь 13, 2024
"20 авиационный ремонтный завод" выплатит ОДК по суду около 47 млн рублей
Ноябрь 13, 2024
В Кировской области работу санавиации продолжат "Русские вертолетные системы"
Ноябрь 13, 2024
В Кызылорде открылся новый терминал аэропорта