Военно-промышленный курьер
19 февраля 2019, 09:01
МиГом на Запад
Во второй половине 50-х и позже Соединенные Штаты получали советскую боевую авиатехнику или возможность ознакомления с ней не только от летчиков-изменников, но и от властей ряда стран, которым она поставлялась
Известно о нескольких побегах на МиГ-15бис в Западную Европу офицеров Войска польского. Подражатели дурному примеру Но Гым Сока ("Истребитель в угоне") нашлись и в КНДР, и в Китае. Пилоты КНА и НОАК угнали в Южную Корею и на Тайвань несколько J-6 ("локализованных" МиГ-19), а однажды даже фронтовой бомбардировщик H-5 (Ил-28 производства КНР). Разумеется, все эти случаи оказались в поле зрения американской разведки.
Израиль в 1968-1969 годах помог Соединенным Штатам разжиться МиГ-21Ф-13 и парой МиГ-17Ф. Первый намеренно угнал из Ирака капитан Мунир Радфа, а вторые в результате навигационной ошибки угораздило посадить на чужой территории сирийских старших лейтенантов Валида Адхама и Радфана Рифаи. Перед передачей Штатам истребители основательно изучили сами израильтяне, отрабатывая на них приемы воздушного боя. Американцам такой подарок оказался как нельзя кстати - МиГи обоих типов были их главными противниками в небе Вьетнама.
Еще четыре МиГ-21Ф-13 в 1973-м передала США из состава своих ВВС Индонезия - начавшийся по инициативе Хрущева эксперимент по превращению этой страны в союзника СССР с приходом к власти Сухарто потерпел фиаско. После отъезда на родину советских специалистов и прекращения поставок запчастей парк тамошних МиГов и других летательных аппаратов made in USSR просто умирал, брошенный под муссонными дождями. Взамен индонезийцы начали получать американские самолеты и вертолеты.
Свою лепту в помощь США внес Анвар Садат. По его решению в 1977 году американцы вывезли из Египта уже куда более современные машины советского производства - 12 фронтовых истребителей МиГ-23МС и один истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН, а несколько позднее - 24 МиГ-21МФ и еще четыре МиГ-23МС. К слову, это были не единственные откровенные плевки садатовского Каира в сторону Москвы, неоднократно спасавшей "союзника", даже бывшего, от полного военного разгрома Израилем. Партию египетских МиГ-23 получил и тогдашний Китай, где на их основе безуспешно пытались создать сверхзвуковой штурмовик с изменяемой геометрией крыла Q-6. А Западная Германия приобрела у Египта для изучения два советских истребителя-бомбардировщика Су-20. Оба официально числились в люфтваффе с 1985 по 1990 год. С высокой долей вероятности можно допустить, что эти Су-20 попали и в сферу особого внимания американцев, равно как они были причастны и к форсированному изучению истребителя-перехватчика МиГ-25П, на котором в 1976-м перелетел Японию старший лейтенант Виктор Беленко. Как известно, самолет вернули СССР, а предатель нашел пристанище в Штатах. Увы, это был не первый и не последний случай бегства на машине, вверенной Родиной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали