О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Задержка рейса длиной в год: почему отложили серийное производство МС-21

Серийный выпуск новейшего российского самолета МС-21, запланированный на конец 2019 года, откладывается на год из-за санкций США. В Объединенной авиастроительной корпорации (производитель MC-21) называют ситуацию "некритичной"

Серийный выпуск новейшего российского самолета МС-21, запланированный на конец 2019 года, откладывается на год из-за санкций США. В Объединенной авиастроительной корпорации (производитель MC-21) называют ситуацию "некритичной".

Отсрочка из-за санкций

Сроки запуска в серийное производство российского самолета МС-21 передвинуты на год - с конца 2019-го на конец 2020-го - из-за санкций США и необходимости заменить композитные материалы для крыла на российские аналоги. Об этом сообщил глава "Ростеха" Сергей Чемезов в ходе международной оборонной выставки IDEX, которая проходит в Дубае.

"Ростех" недавно стал владельцем 92% Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), структуры которой будут производить MC-21. Чемезов говорил, что госкорпорация готова вложить в проект МС-21 более 50 млрд руб. до 2025 года.

"В связи с тем что американцы остановили поставку композитных материалов (необходимых для создания крыла лайнера. - РБК), мы переходим на свои композитные материалы. Необходимые разработки и российские партнеры, в частности "Росатом", уже есть", - заявил Чемезов.

Глава "Ростеха" отметил, что сейчас завершаются испытания российских аналогов композитов, поэтому срок запуска МС-21 в серийное производство несколько сдвигается - "где-то к концу 2020 года".

Компоненты для крыла MC-21 до последнего времени поставляли американская Hexcel и японская Toray Industries. В начале января 2019 года стало известно, что они прекращают поставки из-за санкций, введенных осенью 2018 года в отношении АО "Аэрокомпозит", входящего в ОАК, и АО "ОНПП "Технология" имени Ромашина" (структура "Ростеха"). "Коммерсантъ" отмечал, что введение санкций грозит куда более значительной задержкой выпуска самолета в серийное производство - до 2025 года.

Тогда в ОАК заявили, что разработка технологии изготовления композитных конструкций из отечественных материалов​ ведется с 2014 года вместе с "Росатомом", Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов (ВИАМ), МГУ и частными компаниями. "От использования композитных материалов в конструкции крыла самолета МС-21 никто не отказался и не планирует отказываться", - подчеркивалось в заявлении корпорации. Глава ОАК Юрий Слюсарь рассказывал, что основным технологическим партнером по поставке композитов для МС-21 корпорация видит завод "Росатома" в особой экономической зоне "Алабуга", находящейся в Татарстане.

МС-21 - ближне- и среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, который создается корпорацией "Иркут" при участии Опытно-конструкторского бюро им. А.С.​ Яковлева (оба входят в состав ОАК). На его разработку и производство правительство в 2019 году выделило 1,58 млрд руб., в 2020 и 2021 годах - 4,11 млрд и 4,81 млрд руб. соответственно. Субсидированию подлежат 90% затрат на реализацию и обслуживание лайнеров МС-21. Правительство также предусмотрело субсидирование 90% затрат изготовителя на уплату процентов по кредитам. При этом аудиторы Счетной палаты в прошлом году отмечали неоднократные изменения технической концепции и срывы сроков, а также резкий рост стоимости проекта, который они оценили в рекордные 438 млрд руб.

Как это повлияет на контракты

Твердые заказы на поставку МС-21 заключили "Аэрофлот" (50 самолетов), Red Wings (16 лайнеров) и иркутская "Ираэро" (10 самолетов), а также лизинговые компании "ВЭБ-лизинг", "Сбербанк Лизинг" и "Ильюшин Финанс". Ожидалось, что поставки начнутся после сертификации самолета в 2019 году. В "Аэрофлоте" и "ВЭБ-лизинге" отказались от комментариев. РБК направил запросы в Red Wings, "Ираэро", "Сбербанк Лизинг" и "Ильюшин Финанс".

В случае переноса сроков поставок MC-21 ОАК могут грозить штрафные санкции, если это было предусмотрено в договорах, сказал РБК заместитель директора АКРА Александр Гущин. По его словам, МС-21 пытается войти в очень конкурентный сегмент узкофюзеляжных воздушных судов. "При этом модели Boeing и Airbus уже эксплуатируются, а МС-21 - до сих пор нет. С этой точки зрения перенос на год - неприятный момент, отставание будет сложно отыгрывать", - предупреждает Гущин.

Однако представитель ОАК назвал перенос запуска серийного производства МС-21 некритичным. Проведение сертификации самолетов по-прежнему ожидается к 2020 году, а образцы изделий (композитов) для крыла от российских производителей в ходе испытаний показали "хорошие результаты", заявил он РБК. "Внедрение в производство российских композитов не влечет изменений в конструкции крыла, в программе летных испытаний не ожидается существенных изменений", - добавил собеседник.

Американских материалов, уже поставленных структурам ОАК, хватит, по оценкам производителя, на семь MC-21, сказал РБК источник в авиаотрасли. При их замене на российские аналоги, скорее всего, придется сертифицировать только крыло - это много времени не займет, указал он.

Представитель "Ростеха" подтвердил РБК, что результаты испытаний показали, что замена материала не повлечет изменений в конструкции крыла. Финальную стоимость российских композитов в "Ростехе" назвать отказались, уточнив, что поставлена задача сделать материалы коммерчески привлекательнее американских и японских аналогов. Представитель "Росатома" отказался от комментариев.

Последний клиент в Европе

Ирландская авиакомпания CityJet отказалась от эксплуатации российских самолетов Sukhoi Superjet 100, которые, как и MC-21, выпускают структуры ОАК, сообщили "Ведомости" со ссылкой на топ-менеджеров двух лизинговых компаний. Упоминание о самолетах исчезло и из раздела "Флот" на сайте перевозчика.

Позже глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что эти самолеты могут быть переданы авиакомпании из Словении Adria Airways, которая совершает регулярные рейсы из Любляны и Марибора. По его словам, по этому поводу уже достигнута предварительная договоренность....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка