О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Бег на месте": смогут ли США решить проблемы с программным обеспечением истребителя F-35

ВВС США планируют избавить самолет пятого поколения F-35 от одной из его главных проблем - неэффективного программного обеспечения (ПО). Об этом сообщает издание Defense News

ВВС США планируют избавить самолет пятого поколения F-35 от одной из его главных проблем - неэффективного программного обеспечения (ПО). Об этом сообщает издание Defense News. Обслуживание нынешнего софта истребителя крайне трудоемкое и занимает слишком много времени. В перечне технических проблем истребителя сложности с программным обеспечением F-35, по словам экспертов, занимают первое место. По их мнению, программа развития американского самолета пятого поколения зашла в тупик.

Военно-воздушные силы США рассчитывают на успешное решение проблем с программным обеспечением (ПО) истребителя пятого поколения F-35 Lightning II, сообщает издание Defense News. В частности, ВВС планируют приобрести приложение Kronos, которое ускорит процесс загрузки и передачи данных в бортовые компьютеры самолета.

Разработчиками Kronos являются корпорация Lockheed Martin (создатель F-35) и компания Kessel Run (KREL), деятельность которой курирует Центр управления жизненным циклом ВВС США (Air Force Life Cycle Management Center’s, AFLCMC). В мае 2018 года в Бостоне была открыта экспериментальная лаборатория KREL. В задачи сотрудников этого предприятия входит создание более совершенного авиационного софта.

"Огромные проблемы"

Как поясняет Defense News, программное обеспечение является одной из "головных болей" Пентагона. В частности, технические специалисты вынуждены тратить несколько часов на обновление софта F-35, загрузку информации в электронные карты и другие системы. А весь цикл работ, связанных с обслуживанием ПО, занимает около недели.

"Ключевая проблема любого сложного софта, а тем более авиационного, состоит в том, что его действительно постоянно приходится обновлять и загружать в него новые данные. Естественно, это занимает какое-то время. В контексте боевой авиации период загрузки данных может иметь критическое значение. Если F-35 не может подниматься в воздух в течение нескольких дней из-за сервисных работ, то, конечно, это ненормальная ситуация", - отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Процесс обслуживания ПО американского самолета осуществляется с помощью комплекса ALIS (Autonomic Logistics Information System). 12 февраля 2019 года помощник секретаря ВВС США по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер заявил, что "в ALIS есть много моментов, которые очень расстраивают и отнимают много времени", и назвал данную систему "технологией 1990-х годов".

Министр ВВС США Хизер Уилсон также критически относится к ALIS. Выступая во время слушаний в конгрессе в октябре 2018 года, она заявила, что у нынешней системы "огромные проблемы". Однако Уилсон заверила парламентариев, что специалисты Военно-воздушных сил и Lockheed Martin работают над новым комплексом информационного обслуживания Mad Hatter, частью которого станет приложение Kronos.

В опубликованном в январе 2019 года докладе Минобороны США отмечается, что претензии к работе ALIS фиксируются с 2012 года. В документе приводится мнение директора по оперативным испытаниям и оценке Пентагона Роберта Бехлера, который посетовал на слабый прогресс в решении давно существующих проблем с этой системой.

В августе прошлого года американская организация по надзору за деятельностью правительства США (Project On Government Oversight, POGO) со ссылкой на документы Минобороны США опубликовала несколько материалов, посвященных критичным недостаткам F-35. Например, в выложенном на сайте POGO отчете Пентагона от 24 августа 2018 года говорилось о неготовности самолета пятого поколения к проведению завершающей стадии боевых испытаний (The Initial Operational Test and Evaluation, IOT&E), которые должны снять все ограничения на эксплуатацию F-35 в войсках.

Неудовлетворительное заключение вынес Роберт Бехлер. Он указал на нерешенные проблемы с программным обеспечением и технической инфраструктурой его обслуживания. Из документов, опубликованных POGO, следует, что сбои в работе софта не позволяют летчикам F-35 эффективно применять ракеты класса "воздух -воздух" AIM-120, корректируемые бомбы и авиационную пушку. Все эти недостатки были выявлены во время испытаний самолета на полигонах США.

Кроме того, по данным POGO, F-35 страдает от проблем с аварийной, тормозной и топливной системами. Все эти дефекты, как утверждают эксперты, делают эксплуатацию самолета небезопасной. В июне 2018 года издание Bloomberg со ссылкой на документы Пентагона сообщило, что в доработке нуждаются цифровая аппаратура, бортовые комплексы и множество элементов конструкции истребителя. По информации агентства, полет F-35 в грозоопасных зонах может привести к взрыву топлива.

В декабре 2018 года на страницах журнала The National Interest была опубликована статья научного сотрудника Центра оборонной информации Дэна Грейзера. Автор отметил недопустимость снятия ограничений на использование F-35 без устранения всех выявленных недостатков, включая неэффективное ПО. В противном случае, как полагает эксперт, новейший истребитель не сможет выполнять реальные боевые задачи.

"Пентагон не будет сворачивать проект"

В беседе с RT Дмитрий Корнев отметил, что от качества работы программного обеспечения самолета "зависит буквально все". По его словам, без эффективного софта современный боевой истребитель, оснащенный цифровой аппаратурой, превращается в груду металла. ПО отвечает за управление двигателем, вооружением, элементами конструкции крыла, навигацией, обеспечивает информационный обмен с экипажами других самолетов и наземными комплексами.

"F-35 создавался как самолет для сетецентрической войны, он должен завоевывать господство в воздухе благодаря использованию разного рода информационных систем. Естественно, что центральную роль в этом процессе играют мощные бортовые компьютеры и программное обеспечение. Любые сбои и неисправности самым негативным образом влияют на летные и, что особенно важно, на боевые качества самолета", - пояснил Корнев.

Как предполагает эксперт, американские специалисты, пытаясь выполнить все требования Пентагона, создали очень сложное программное обеспечение, обслуживание и обновление которого потребовало слишком больших трудозатрат и, как следствие, повлекло дополнительные финансовые расходы. По его мнению, модернизация ПО, которую планирует провести Пентагон, однозначно обернется увеличением текущего бюджета программы F-35.

"На мой взгляд, наши заокеанские партнеры стали жертвой своего безудержного стремления создать сверхтехнологичную боевую машину с максимальной степенью автоматизации процессов управления. Но в итоге ряд технологических новшеств, в том числе в сфере ПО, оказался избыточным. Сейчас внедрение новых приложений сделает программное обеспечение еще сложнее. Это бег на месте. Наиболее оптимальным решением станет "упрощение" софта, то есть сокращение его функционала, но такой подход, скорее всего, будет восприниматься как шаг назад", - пояснил Корнев.

Руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов заявил RT, что программа развития F-35 зашла в тупик. По его мнению, несмотря на огромные вложения, Lockheed Martin и другим американским компаниям не удалось выполнить все требования Пентагона. На реализацию проекта было потрачено свыше $400 млрд. При этом потолок ассигнований на доводку самолета и его производство составляет $1,5 трлн.

"Проекту F-35 уже более 20 лет, первый серийный образец появился еще в 2006 году. Это очень большой отрезок времени, однако, как мы видим, машина по-прежнему не выполняет поставленных задач. Проблемы с программным обеспечением, безусловно, важны, но дефекты в этом самолете наблюдаются не только в системах управления, они повсюду и мешают нормальной работе различных узлов и агрегатов", - сказал Михайлов.

В текущей ситуации, как полагает эксперт, Соединенным Штатам не имеет смысла продолжать инвестировать в доводку и модернизацию F-35. Поэтому Михайлов не исключает, что в Вашингтоне могут принять решение закрыть проект самолета пятого поколения и продать часть машин союзникам. На сегодняшний день эксплуатантами американских истребителей являются Япония, Австралия, Израиль, Норвегия, Нидерланды, Италия и Великобритания.

В разговоре с RT глава военной секции Изборского клуба Владислав Шурыгин был более категоричен - по его мнению, у США, несмотря на большие трудности с доводкой самолета, нет возможности прекратить программу F-35.

"Все последние обращения о том, что США непременно исправят недостатки F-35, - не более чем пиар. План поставок для нужд ВВС и союзников американцы с треском провалили. К 2019 году Lockheed Martin должна была выпустить около двух тысяч истребителей, но сейчас летают чуть более трех сотен. Тем не менее ни при каких обстоятельствах Пентагон не будет сворачивать проект по той простой причине, что в F-35 было вложено слишком много средств", - подытожил Шурыгин....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка