Коммерсантъ
7 марта 2019, 18:30
"Черное крыло" станет дороже
Кабмин выделит почти 3 млрд руб. на создание композитного крыла для МС-21. После введения в декабре новых санкций США иностранные поставщики вышли из проекта, и теперь расходы на него сильно увеличились
МС-21 - второй самолет полностью российского производства. В отличие от Sukhoi Superjet 100, он создан для полетов на более дальние расстояния. В самолете увеличена длина салона и установлены пассажирские кресла большей комфортности. Как подчеркивали в Минпромторге, МС-21 летает быстрее конкурентов и выигрывает за счет большей экономичности - авиакомпании смогут сэкономить до $3 млн в год. Для МС-21 разработан двигатель ПД-14. Это первый гражданский турбореактивный авиадвигатель, созданный в России. Доля импортных комплектующих лайнера на старте составляла 50%, ее предполагается уменьшить до 20%. МС-21 будет дешевле зарубежных конкурентов. Минпромторг оценивал его в $90 млн. Для сравнения: европейский Airbus А320 стоит $97 млн, а американский Boeing 737 - $95 млн.
Разговоры о создании самолета МС-21 начались еще в 2006 году. В 2017-м прошел его первый испытательный полет. В феврале этого года глава "Ростеха" Сергей Чемезов заявил, что запуск лайнера в серийное производство перенесен на год - с конца 2019-го на конец 2020-го - из-за санкций и необходимости заменить композитные материалы для крыла на российские аналоги. Тем временем в аппарате вице-премьера Юрия Борисова уточнили, что к концу 2020-го планируется завершить сертификационные испытания, а первые поставки заказчикам начнутся с 2021 года. Но и эти сроки могут сдвинуться, считает старший научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко: "Что касается сроков, я бы не был столь оптимистичен. Производимые в России композиты немного отличаются по прочности, по весу, соответственно, придется перепроектировать все крыло и, в общем-то, заново проходить процедуру сертификации. Если мы хотим, чтобы наш сертификат каким-то образом признавался в других странах, экспресс-методы здесь не помогут. Насколько мне известно от моих коллег в авиапроме, которые занимаются материалами, аналогичных композитов у нас пока еще нет. Для их производства нужно время, а имеющиеся обладают несколько другими качествами".
По подсчетам правительства, до 2025 года на проект МС-21 в целом уйдет примерно 465 млрд руб. Счетная палата ранее говорила о сумме почти в 440 млрд. При этом на новый лайнер поступило 175 заказов. Среди желающих получить его - "Аэрофлот", Red Wings, а также иркутская авиакомпания "Ираэро". Несмотря на проблемы с композитным крылом, интерес к МС-21 у российских перевозчиков не угаснет, уверен исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев: "Подавляющее большинство магистральных самолетов наши компании берут в лизинг. Сроки таких контрактов, как правило, не очень велики, поэтому, даже если авиакомпании возьмут западную авиатехнику, по окончании контакта они смогут вернуть эти самолеты и заменить на МС-21. Российские лизинговые компании, естественно, будут ждать, пока эта машина выйдет на рынок, и тогда ее можно будет получить и передать эксплуатантам".
В 2017 году министр промышленности и торговли Денис Мантуров анонсировал, что в ближайшие 20 лет будет продано почти тысяча самолетов МС-21....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК