Ассоциация врачей авиационной медицины
11 марта 2019, 08:40
Медицинское обеспечение гражданской авиации РФ нуждается в оптимизации подходов
Вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) Ольга Верба приняла участие в круглом столе "Оценка и управление рисками в рамках разработки Национального стандарта "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
На заседании обсуждались современные подходы к оценке риска для здоровья работающих, улучшение производственной среды и оздоровление персонала промышленных предприятий. Открыли круглый стол исполнительный вице-президент, председатель комиссии РСПП по индустрии здоровья Виктор Черепов, генеральный директор Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России, заместитель координатора стороны Общероссийских объединений работодателей в РТК Андрей Хитров и координатор рабочей группы РСПП по охране здоровья работающего населения, член Комиссии РСПП по индустрии здоровья Дмитрий Ефремов.
Изучался международный опыт и опыт российских компаний. Так, во второй сессии круглого стола участники заслушали сообщения представителей "Газпром нефть", ПАО "Авиакомпания "Сибирь", ОАО "РЖД", ПАО "МОСЭНЕРГО". Выступила и вице-президент АВАМ.
По мнению АВАМ, медицинское освидетельствование, профилактика заболеваний и укрепление здоровья авиационного персонала являются основой снижения рисков и повышения безопасности полетов. Сейчас и российский, и зарубежный подходы к медицинскому освидетельствованию и сохранению здоровья авиационного персонала имеют плюсы и минусы.
В настоящее время профессиональные медицинские осмотры, освидетельствование авиационного персонала и диспансеризации дублируют друг друга как по периодичности, так в основном и по составу. В то же время, как подчеркнула в своем докладе заместитель генерального директора по управлению персоналом АО "Авиакомпания "Сибирь" Светлана Антошкина, по статистике до 80% диагнозов по завершении карьеры пилота - это "нейросенсорная тугоухость", диагностируемая как профессиональное заболевание. Диагноз принято связывать с условиями труда пилотов, но в современных воздушных судах просто отсутствуют или слабо выражены факторы, которые влияют на развитие этой патологии. Подробное расследование отдельных случаев показывает, что основными причинами развития патологии являются возраст, вредные привычки и другие, не связанные с профессиональной деятельностью пилота, которые многочисленные профессиональные медосмотры почему-то не выявляют. При этом пилот с диагностированным профзаболеванием получает значительные выплаты как от работодателя, так и от государства.
Периодичность осмотров для некоторых категорий персонала избыточна, считают в АВАМ. Кроме того, персонал не несет ответственность за предоставление ложных сведений о состоянии своего здоровья, в том числе о приеме лекарственных препаратов, что представляет угрозу авиационной безопасности.
Как же решать эти проблемы? Необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты, устраняющие дублирования и несоответствия медосмотров, а также регулирующие их периодичность. И ввести ответственность работников за предоставление недостоверной информации о состоянии своего здоровья, применении лекарств и ответственность за сохранение и поддержание своего здоровья.
Медицинское обеспечение гражданской авиации России, по мнению АВАМ, нуждается в оптимизации подходов. Нужно устранить несоответствия, дублирования и противоречия между различными регулирующими документами, оптимизировать систему контроля и надзора за выдачей медицинских свидетельств авиационному персоналу в соответствии с международными рекомендациями и устранить в ней коррупциогенные факторы.
Устаревшие программы обучения специалистов по авиационной медицине необходимо менять, совершенствовать - такова позиция АВАМ. Необходимо создавать системы защиты конфиденциальности медицинской информации и персональных данных работников. Кроме того, нужна единая электронная база данных медицинских освидетельствований. Эти вопросы в числе прочего будут обсуждаться на Втором международном конгрессе АВАМ "Актуальные вопросы авиационной медицины", который пройдет осенью.
Ассоциация врачей авиационной медицины (АВАМ) зарегистрирована 26 декабря 2016 года. Организация объединяет специалистов, работающих в системе медицинского обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов, медицинского освидетельствования, врачебно-летной экспертизы и допуска авиационного персонала гражданской авиации к профессиональной деятельности по состоянию здоровья.
Цели АВАМ - координация деятельности членов, направленной на развитие отечественной авиационной медицины, повышение уровня безопасности полетов, а также представление их интересов в органах власти и управления.
В число членов АВАМ входят врачи ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации", филиалы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", Центральная врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации, врачебно-летные экспертные комиссии гражданской авиации страны, медико-санитарные части и медицинские службы, авиакомпаний, аэропортов, и образовательных учреждений гражданской авиации, здравпункты организаций гражданской авиации.
АВАМ сотрудничает с крупнейшими авиаперевозчиками страны, среди которых Аэрофлот, S7, Россия, Уральские авиалинии, ЮТэйр, а также с профсоюзами летного состава и авиадиспетчеров России.
С 2017 года АВАМ является членом Европейского общества аэрокосмической медицины и Европейского сообщества авиационно-космической медицины (ESAM)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация врачей авиационной медицины». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК