Красная звезда
11 марта 2019, 09:31
Арктический ракурс морской авиации
В новом учебном году морская авиация уверенно решает поставленные задачи, в том числе по дальнейшей отработке действий в условиях Крайнего Севера. О первых итогах, совершенствовании инфраструктуры и ближайших планах рассказал Игорь Кожин
- Игорь Сергеевич, сегодня большое внимание уделяется защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Что в этом плане выполняется силами морской авиации ВМФ?
- Как известно, на рубеже XX-XXI веков был сделан шаг назад в плане освоения арктических территорий, но сегодня Россия возвращается в Арктику. Это требует обеспечения государственной, транспортной, экономической и экологической безопасности нашей страны в пределах назначенных границ ответственности. Особенно учитывая то обстоятельство, что остаются актуальными проблемы, связанные с расширением иностранного военного присутствия в Арктическом регионе, а также с наращиванием масштабов и активизацией разведывательной и учебно-боевой деятельности государств НАТО.
В этой связи морская авиация ВМФ не просто нарастила группировку имеющихся сил и средств в Арктической зоне, - она отрабатывает соответствующие тактические приемы. Причем речь не только об открытых надводных пространствах - работаем и по вскрытию обстановки подо льдом. Достаточно серьезно занимаемся этим направлением. То есть летчик, находясь в воздухе, должен иметь возможность полностью владеть ситуацией.
В целях обеспечения безопасности продолжается развитие инфраструктуры, в том числе речь о реконструкции аэродромов на островах архипелагов Новая Земля, Новосибирские острова и Земля Франца-Иосифа - самого северного аэродрома России. Мы отработали практически все аэродромы, находящиеся в Арктической зоне, совершаем полеты туда и обратно. Подготовили везде авиационные комендатуры. В целом сформирована группировка, которая способна решать поставленные задачи. Стоит отметить, что в ближайшие годы большинство российских аэродромов в Арктике станут всесезонными и смогут принимать самолеты всех типов.
В числе основных мероприятий морской авиации ВМФ 2019 года - подготовка и участие в Главном военно-морском параде
- С учетом нынешнего развития транспортной инфраструктуры в районах Крайнего Севера актуален вопрос использования новейших материалов для строительства и ремонта аэродромов. Есть подвижки в этом плане?
- Содержание закрепленных аэродромов - зона нашей ответственности, поэтому мы этим постоянно занимаемся. Речь не только о Северном флоте и Арктическом регионе, но и аэродромах других флотов. Причем объемы модернизация и ремонта достаточно большие, поэтому и нагрузка на профильные части и подразделения возросла.
Если конкретнее говорить об Арктике, то замена и реконструкция инфраструктуры аэродромов проводится с использованием новых, но уже зарекомендовавших себя материалов и технологий. Так вот уже два с лишним года на одном из аэродромов Северного флота проводится эксперимент по использованию уникальной российской технологии, где применяется материал, которого нет ни у кого в мире. Это новое покрытие прекрасно себя показало и открыло новые возможности, позволяющие за короткий срок восстановить несущую способность взлетно-посадочной полосы и продлить ее эксплуатационный ресурс, повысить безопасность полетов. Причем новый материал задействуется чуть ли не круглый год - его можно укладывать и при минус 30. То есть снимается фактор сезонности. Практика показывает, что мы находимся на правильном пути.
- Как продвигается работа по созданию единого комплекса информационно-боевого пространства для всех летных аппаратов ВМФ?
- В течение последних лет по распоряжению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ мы провели несколько экспериментов и в этом году выходим на окончание работы - сформируем комплекс информационно-боевого пространства морской авиации, в котором все компоненты будут взаимодействовать в едином режиме времени. Если упрощенно, то это позволит нам обнаружить угрозу и успеть ее предотвратить до момента нанесения какого-либо ущерба. Значительно сокращается время реакции, появляется возможность купировать угрозу в начальной стадии.
Морская авиация ВМФ продолжает активное освоение аэродромов Крайнего Севера
- Сейчас тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" находится на реконструкции. Как летный состав его авиакрыла поддерживает уровень подготовки, которая в последние годы была особенно высока?
- С этой целью, в частности, используется учебно-тренировочный комплекс НИТКА в Ейске. Летный состав с Северного флота прибывает туда и в течение месяца-полутора отрабатывает соответствующую программу. Причем поддерживаем уровень подготовки не только опытных пилотов, но и активно работаем с пополнением. То есть постепенно вводим в строй молодых летчиков, которые к завершению реконструкции корабля должны быть готовы к выполнению задач непосредственно на корабле.
Кроме того, полностью адаптирован под тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" комплекс на аэродроме в Саках. Поэтому с учетом продления сроков его эксплуатации мы продолжим готовить летный состав палубной авиации - это по-прежнему их основной полигон.
- После реконструкции ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" получит новые и модернизированные самолеты?
- Эта работа начата еще до его постановки на ремонт и будет продолжена. Речь о новых самолетах МиГ-29К, которые введены в боевой состав четыре года назад. Кроме того, Су-33 проходят модернизацию. Первый этап выполнен, и сейчас готовимся к проведению второго, после которого будет увеличена мощность двигателя, улучшена системы обнаружения и т. д. Су-33 станет по-настоящему многоцелевым. Иными словами, мы не меняем самолеты, не выработавшие свой ресурс, а идем по пути их модернизации с точки зрения "начинки". Это касается не только Су-33. Противолодочный Бе-12 доводим до современного состояния. Первый самолет войдет в состав морской авиации Черноморского флота уже в этом году.
- Насколько успешно обобщается опыт участия в боевых действиях в Сирийской Арабской Республике. Ведь морская авиация ВМФ тоже внесла значительный вклад в борьбу с терроризмом…
- Этот опыт многое дал. Впервые за многие годы морская авиация участвовала в реальных боевых действиях с боевым применением сил и средств. Мы отработали необходимые нам тактические приемы для организации противодействия главным ударным силам надводных и подводных средств. В рамках прошлогоднего учения "Океанский щит - 2018" закрепили имеющийся опыт и сейчас будем вводить его в практическую программу обучения на всех флотах. В целом многое меняем с учетом новых требований.
- Это касается и дежурных сил?
- Безусловно. Наши дежурные силы активно работают по самолетам, которые приближаются к границам России на восточном и западном направлениях. Речь идет о перехвате конкретных целей. Если прежде наши летчики даже в советский период не делали за период боевого дежурства по 50-100 вылетов, то сейчас у нас есть такие летчики на Балтийском и Тихоокеанском флотах. Недавно они представлены к государственным наградам. В Советском Союзе редко кто выполнял по 25-30 таких по сути боевых вылетов, а сейчас приходится поднимать самолеты в разы чаще. Это тоже серьезный показатель выучки, способности успешно решать задачи порой в экстремальных условиях.
- Игорь Сергеевич, если можно, несколько слов о наиболее значимых для морской авиации ВМФ событиях 2019 года…
- Отмечу, что морская авиация ВМФ принимает участие во всех крупных учениях, которые проводятся в Вооруженных Силах России.
На одном из театров военных действий планируем учение, аналогичное проведенному в прошлом году учению "Океанский щит - 2018". Это очень ответственное мероприятие, которое будет проходить под руководством главнокомандующего ВМФ России и потребует от личного состава полной самоотдачи.
В числе основных мероприятий 2019 года - подготовка и участие в Главном военно-морском параде. Определенный опыт уже накоплен, и я уверен, что летчики продемонстрируют отменную выучку.
- Есть какие-то особенности нынешнего участия морской авиации в Главном военно-морском параде?
- Все решения приняты еще несколько месяцев назад, и подготовительная работа идет по утвержденной "Дорожной карте". По сравнению с прошлогодним ГВМП главное изменение - пролет не только отдельных самолетов, но и тактических групп в боевых порядках. Это позволит зрителям получить представление о практическом применении многоцелевых групп в морской авиации. К тому же такой пролет будет более зрелищным, поэтому стоит увидеть его воочию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК