Utair пошла на снижение
Финансовые проблемы пятой в России авиакомпании Utair начали сказываться на ее перевозках. Как выяснил "Ъ", в феврале пассажиропоток Utair снизился сразу на 20% на фоне роста рынка более чем на 9%
Финансовые проблемы пятой в России авиакомпании Utair начали сказываться на ее перевозках. Как выяснил "Ъ", в феврале пассажиропоток Utair снизился сразу на 20% на фоне роста рынка более чем на 9%. Это первое серьезное падение для компании, показавшей рост по итогам 2018 года. Все ключевые конкуренты Utair увеличивают показатели. В самой компании ситуацию объясняют снижением издержек в низкий сезон и подготовкой к прибыльному лету. Эксперты полагают, что Utair одной из первых в отрасли пошла на риск снижения спроса, подняв цены на авиабилеты. По данным агрегаторов, в феврале перелеты по России подорожали на 6-7,5% на фоне снижения стоимости билетов в Европу на 3-5%.
Росавиация раскрыла итоги работы российских авиакомпаний в феврале: они обслужили 7,4 млн пассажиров, увеличив перевозки на 9,2%. Полной разбивки по отдельным игрокам нет, но указывается, что "Аэрофлот" увеличил пассажиропоток на 15,9%, S7 - на 6,1%, "Уральские авиалинии" - на 8,7%, а "Победа" - сразу на 45,4%.
В сообщении ведомства не приводятся данные по Utair, пятой в РФ по итогам 2018 года. Однако источники "Ъ" в отрасли уточняют, что компания снизила перевозки сразу на 20%. В январе ситуация у Utair была лучше: перевозки снизились всего на 0,5%, хотя компания и выпала из первой пятерки игроков, переместившись на шестое место. По итогам 2018 года Utair показывала рост: 4,8% по данным Росавиации и 8,7% по собственной информации.
В самой компании снижение объемов работы объяснили политикой сокращения издержек: "Перевозчик использует экономически выгодные антикризисные меры и сокращает программу в низкий сезон, чтобы нарастить рейсы летом. Для авиакомпании, которая специализируется на региональных перевозках, это оптимальный вариант получения прибыли".
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко отмечает, что сжатие провозной емкости может оправдываться стремлением компании получить максимальную прибыль на переполненном предложением рынке. "В 2011-2012 годах S7 показывала рост на уровне нескольких процентов, генерируя максимальную прибыль, в то время как перевозки "Трансаэро" росли как на дрожжах. Через несколько лет на рынке наступил кризис, и "Трансаэро" рухнула, а S7 устояла",- приводит пример эксперт.
Впрочем, природа падения перевозок Utair может быть и иной. С февраля начала действовать новая тарифная политика компании, представленная в конце 2018 года. Новая тарифная сетка снижала минимальную цену билета на безбагажный пролет, но, возможно, увеличила среднюю цену билета на пролет с багажом, что привело к резкому снижению спроса. "При росте цены билета на 1% снижение спроса сегодня составляет 1,2%. Если Utair все же решилась на повышение цен, то оказалась в ситуации, когда растут тарифы, валовая выручка снижается, а удельные издержки увеличиваются",- говорит господин Крамаренко.
По данным сервисов по реализации билетов, в феврале увеличилась средняя цена пролета на внутренних направлениях, в то время как билеты на рейсы в Европу подешевели. По данным Tutu.ru, средний чек на пролет по России вырос на 6% (до 10,2 тыс. руб.), в страны ближнего зарубежья - на 2% (14,5 тыс. руб.), дальнего зарубежья - на 5% (30,1 тыс. руб.), в то время как цена билета в Европу снизилась на 5% (до 18,5 тыс. Руб.).
В Aviasales утверждают, что в феврале цены на перелет из России в Европу в среднем снизились на 3%. В среднем, пояснили в сервисе, цена авиапутешествия внутри страны выросла на 7,5% и составила 5,6 тыс. руб., общий средний чек по внутренним и международным направлениям увеличился на 4%....