ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем"
14 мая 2019, 13:00
Академику Федосову - 90!
14 мая 2019 года исполняется 90 лет Евгению Александровичу Федосову
Евгений Александрович родился 14 мая 1929 года в Москве. Отец Е.А. Федосова работал в институте мерзлотоведения Академии наук СССР, кандидат геологических наук, мать - учитель географии. Сравнительно беззаботное детство было прервано войной. Отец был командирован в Якутск для выбора аэродромных площадок в условиях вечной мерзлоты при строительстве аэродромов "подскока", которые использовали США в соответствии с соглашением по "ленд-лизу" по переброске с территории Аляски военной помощи СССР, а Евгений Александрович с матерью были в эвакуации в Башкирии. После возвращения из эвакуации юный Женя совмещал учебу с работой для получения "рабочей" карточки на продукты питания и дополнительного заработка, так как отец умер в 1943 году, а мать получала небольшую зарплату учителя.
Уже со школьных лет у Евгения проявилась тяга к технике и точным наукам. В 1947 году он поступил в кузницу отечественных инженерных кадров - МВТУ им. Н.Э. Баумана на специальность "Электромеханические приборы". Это было трудное время. Авиация переходила на реактивные самолеты, появилась необходимость в разработке новых видов авиационного вооружения, в том числе управляемых ракет. В институте для подготовки специалистов по системам управления ракет была организована новая кафедра профессора Владимира Викторовича Солодовникова, куда был переведен Евгений Александрович, что и определило дальнейшее направление его научной деятельности. Обучаясь на старших курсах, Евгений Александрович проходил практику в НИИ-2 (сегодня - ГосНИИАС), где и защитил диплом по теме "Кормовая пушечная установка для самолета Ил-40". После окончания учебы в аспирантуре МВТУ в 1954 году он перешел на работу в НИИ-2.
В 1954 году НИИ-2 было поручено научно-техническое сопровождение разработки ракет класса "воздух - воздух". Здесь очень пригодились знания молодого выпускника МВТУ, полученные на кафедре В.В. Солодовникова. Эрудированный и энергичный Е.А. Федосов был замечен начальством и назначен ведущим по этой тематике.
В 1956 году Е.А. Федосов защитил кандидатскую диссертацию по теме "Динамическая точность самонаводящихся снарядов класса "воздух - воздух", а воплощением в жизнь научных идей автора и его коллег стала первая, принятая на вооружение, отечественная самонаводящаяся ракета класса "воздух - воздух" Р-8. В дальнейшем Евгений Александрович участвовал в создании практически всех отечественных самонаводящихся ракет класса "воздух - воздух" и "воздух - поверхность".
В 1959 году Е.А. Федосов был назначен заместителем начальника института.
Это был непростой период в истории авиационной промышленности. В стране после запуска первого искусственного спутника Земли и других аппаратов началась эйфория космических исследований. Институт тоже поддался ракетно-космическим влияниям и стал заниматься живучестью космических аппаратов, что стало логическим продолжением работ НИИ по повышению живучести боевых самолетов.
Работая в НИИ-2, Е.А. Федосов по совместительству преподавал в МВТУ до 1970 года. В 1959 году Федосов Е.А. стал профессором на кафедре одного из ведущих создателей советского ракетного "ядерного щита" В.Н. Челомея, где читал лекции по теории управления.
В качестве заместителя директора института, Е.А. Федосов руководил серьезным научным направлением, занимающимся исследованиями по динамике управляемого авиационного вооружения, с развитием которого институт полностью перешел на тематику, связанную с автоматизацией боевых режимов полета в военной авиации. Последующие годы были посвящены комплексному исследованию и разработке новых принципов построения управляемого оружия и систем управления самолетов в условиях боевого применения. В институте были широко развернуты работы по математическому моделированию и созданию комплексов полунатурного моделирования и наземной отработки авиационных ракет вкупе с информационными и вычислительными системами боевых самолетов и вертолетов. Большое внимание уделялось разработке математических моделей процессов пуска ракет с борта летательного аппарата и самонаведению ракет на цель в условиях различных помех - тепловых, оптических и электромагнитных. За создание первой самонаводящейся ракеты класса "воздух-воздух" в 1966 году Е.А. Федосов награжден орденом "Знак Почета".
В 1967 году Евгений Александрович был переведен на должность первого заместителя начальника института. В этом же году в МВТУ им. Баумана он защитил докторскую диссертацию "Спектральный анализ систем со случайными параметрами". Высшая аттестационная комиссия сочла ее одной из лучших научных работ за 1967 год.
В начале 1970 года Е.А. Федосов назначен директором института. К этому времени в институте работало три стенда полунатурного моделирования. Первый стенд - "воздушного боя", с подвижными кабинами, где летчики "воевали" друг с другом. На втором стенде отрабатывали локатор и все бортовое оборудование. На третьем шли работы над самонаводящейся ракетой. За работы в области моделирующих комплексов и методов полунатурного моделирования систем управляемого оружия в 1971 году Е.А. Федосов награжден орденом Ленина.
Е.А. Федосов после вручения Нобелевских премий академикам Басову Н.Г. и Прохорову А.М. за открытия в области лазерного излучения стал активно внедрять лазерные технологии в создание систем самонаведения оружия "воздух - поверхность". В 1976 году ему и группе основных разработчиков была присуждена Ленинская премия за создание принципов построения оружия с лазерным самонаведением.
В 1979 году Е.А. Федосов избирается членом-корреспондентом академии наук СССР по специальности "Процессы управления".
В 1983 году за цикл работ по разработке принципов построения стратегического высокоточного оружия с корреляционно-экстремальными системами наведения и системам управления вооружением самолетов Ту-95МС и Ту-160 Е.А. Федосову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
В 1984 году Е.А. Федосов избирается действительным членом (академиком) Академии наук СССР и становится заместителем академика-секретаря отделения "Проблем механики, машиностроения и процессов управления". Он возглавляет Научный совет "Управление движением и навигацией" и становится главным редактором журнала "Известия РАН. Теория и системы управления".
В 1989 году за выдающиеся работы в области моделирования сложных технических систем он награжден "Золотой медалью имени академика Б.Н. Петрова".
В 1994 году Евгений Александрович стал действительным членом (академиком) Российской Академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), членом президиума РАРАН.
В трудные 90-е годы Е.А. Федосов сумел сохранить Институт, несмотря на значительное сокращение финансирования оборонных заказов. Была проведена диверсификация института и развернуты конверсионные работы в области авионики гражданских самолетов, управления воздушным движением, информационным технологиям.
В 1996 году Федосову присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации".
В 2001 году Е.А. Федосов стал Лауреатом премии Правительства РФ по спецтехнике. В 2004 году награжден орденом "За заслуги перед Отечеством III степени".
В период руководства Е.А. Федосова ГосНИИАС превратился в крупнейший научный центр системных исследований. В институте были созданы уникальная экспериментальная и испытательная базы, комплексы полунатурного моделирования, стенды комплексных воздействий, цифровые операционные модели и т.д. В конце 80-х годов институт вместе с филиалами стал крупнейшим научным коллективом страны, численностью более 9000 человек. В институте работало более 10% докторов и кандидатов технических наук всей авиационной промышленности СССР.
За то время, когда ГосНИИАС возглавлял Е.А. Федосов, институт был неоднократно отмечен наградами Правительства страны и получил международное признание. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1977 года институт награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Постановлением Правительства РФ от 29.03.94 № 247 институту присвоен статус Государственного научного центра. Торговая Палата Франции в 2001 году наградила ГосНИИАС Большой золотой медалью. В 2003 году ГНЦ ФГУП "ГосНИИАС" стал Лауреатом премии "Российский национальный олимп".
ГосНИИАС широко участвует в международных программах сотрудничества, связанных с развитием высоких технологий. При непосредственном участии и руководстве Генерального директора в институте был успешно выполнен проект по отработке комплекса оборудования модификаций самолета Ил-96, создаваемого совместно с западными фирмами - Rockwell-Collins, Pratt&Whitney, Smith Industries и другими.
Е.А. Федосов непосредственно руководил большой программой военно-технического сотрудничества института с зарубежными фирмами, осуществляемого через ФГУП "Рособоронэкспорт" и другие уполномоченные организации. Были заключены и успешно выполнены контракты с Индией по модернизации самолета МиГ 21 БИС индийских ВВС, с Китаем по разработке испытательного оборудования и моделированию систем истребителя китайского производства, с Францией по разработке авионики учебно-тренировочного самолета МиГ АТ и твердотельного накопителя полетной информации, а также с другими странами.
С 2006 года академик Федосов - научный руководитель института. В настоящее время под его непосредственным руководством проводится большой объем работ по модернизации стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и их вооружения.
В 2011 году Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 года N 302 Е.А. Федосов награжден Орденом Почета.
Е.А. Федосов проводил и проводит большую работу в государственных структурах страны. В 70 - 80-е годы он неоднократно избирался депутатом Моссовета. Будучи членом Научно-технического Совета при Президенте РФ в 1994 году, он был одним из инициаторов создания Президентской программы "Национальная Технологическая база".
Он был членом Совета по науке, образованию и технологии при Президенте РФ, заместителем председателя Научно-технического Совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и руководителем несколькими секциями этого Совета.
Е.А. Федосов большое внимание уделяет подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли. Он возглавляет научную школу России "Системы обработки информации и управления современными и перспективными летательными аппаратами", которая поддерживается Российским фондом фундаментальных исследований. Он более 25 лет преподавал в МГТУ им. Баумана, а с 1970 г. - заведующий кафедрой МФТИ, заслуженный профессор МФТИ. Среди учеников Е.А. Федосова два академика, один член-корреспондент РАН, 12 докторов и более двадцати кандидатов наук.
Е.А. Федосов с 2011 по 2018 формировал и руководит направлением "Интегральная модульная авионика". Главное значение этого направления - ликвидировать отставание России от мирового уровня развития авионики (бортовое радиоэлектронное оборудование). Он непосредственно возглавляет работы в ГосНИИАС по среднемагистральному самолету МС-21-300 и МС-21-200.
Академик Е.А. Федосов является автором и соавтором более 300 научных работ, в том числе 19 монографий, по теории и системам управления вооружением, навигации и управлению воздушным движением.
Евгений Александрович продолжает посвящать все свое время институту ГосНИИАС, целиком и полностью отдавая себя главному делу своей жизни - авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
На выставке Airshow China 2024 в КНР экспортную продукцию представят более 50 предприятий ОПК РФ