О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взлет над Подмосковьем

Во вторник в подмосковном Жуковском откроется 6-й авиационно-космический салон МАКС-2003. В нем примут участие 800 компаний (российских - 450) из 38 государств мира. На летном поле аэродрома будет выставлено 150 летательных аппаратов. Впервые в Россию прилетят американские истребители F-15 и F-16. Все это, по оценкам экспертов, может вывести МАКС в число самых представительных авиасалонов мира.

Неофициальный чемпионат мира

Российскому МАКСу не избежать сравнений с прошедшим в июне авиасалоном Ле-Бурже во Франции. Самая важная авиационно-космическая выставка мира прошла совсем не так, как ожидали: из-за иракских трений одни из главных участников салона - американцы - решили не выставлять боевую авиацию. Ни один американский военный самолет не взмыл в воздух.

Россия, хотя и по иным причинам, тоже сократила экспозицию: из-за до сих пор не урегулированного конфликта с "Нога" не прилетели "Сушки" и "МиГи". Французская публика, привыкшая к воздушным "па" российских и американских истребителей, заскучала. Остались недовольны и потенциальные покупатели: "нет самолетов - нет предмета разговора". Пошли даже разговоры о закате Ле-Бурже.

МАКС же, наоборот, в этом году предстанет настоящей Меккой авиации. Он будет беспрецедентным по количеству экспонируемых российских образцов авиатехники и вооружения. Мало того, в Жуковский приедут все ведущие зарубежные авиафирмы. Но, пожалуй, главным станет участие в работе салона сразу пяти ведущих пилотажных групп мира. В небе Подмосковья будут парить "Русские витязи", "Стрижи", "Вязьма" (Россия), "Фречче триколори" (Италия) и "Патруль де Франс" (Франция). Говорят, выступление пилотажников станет своеобразным неофициальным чемпионатом мира.

Мы продлеваем жизнь

- Мы отказались от идеи закупки новых истребителей в рамках госпрограммы вооружения для собственных ВВС, - признался "Известиям" замминистра обороны - начальник вооружений Алексей Московский, - крен сделан в пользу модернизации имеющейся техники. Планер остается "старым", зато полностью меняются авионика, двигатели, системы вооружения.

Идеология подобного подхода прагматична: закупать, как в советские времена, в массовом порядке новую авиатехнику не только дорого, но и неоправданно с технической точки зрения.

- Летают же американцы на своих самолетах по 50 лет, - говорит главком ВВС Владимир Михайлов, - самолет внешне, может, и старый, зато внутри... Нам необходимо уйти от огромного числа типов и модификаций авиатехники в пользу нескольких (на вооружении ВВС России состоят 35 типов авиатехники и 82 варианта ее модификации).

Новый подход к продлению жизни боевой авиации на МАКСе будет демонстрировать корпорация "ИРКУТ" совместно с входящей в ее состав компанией ОКБ "Русская авионика". Модернизированный ими Су-30 от "штатных" истребителей отличает то, что из его кабины убраны все электромеханические стрелочные приборы. Необходимая летчику информация выводится на многофункциональные жидкокристаллические панели. Вместо аналоговой вычислительной системы установлен современный компьютер. Благодаря новому оборудованию летчик освободился от необходимости контролировать работу второстепенных систем и подсистем самолета, концентрируя свое внимание исключительно на ведении боя.

- Во время испытательных полетов летчикам удалось добиться 100-процентного выполнения боевых задач в любое время суток и вне зависимости от погоды, - говорит замдиректора программы Юрий Малов, - качество радиолокационной картинки при обзоре земной поверхности оказалось таким, что пилот мог распознать малоразмерную цель на расстоянии более 100 километров. Истребитель получил возможность работать не только по воздушным, но и наземным целям.

Помимо модернизированного Су-30, по словам замглавкома ВВС по вооружению Дмитрия Морозова, на МАКСе эксперты увидят истребитель Су-32ФМ, который уже прошел предварительные испытания и готов к серийному производству, модернизированные самолеты Су-24, Су-25 и Су-27. Впервые будет представлен учебно-боевой самолет Як-130, который уже в следующем году начнет поступать в военно-воздушные училища.

На одном винте и без пилота

Одной из отличительных черт нынешнего салона станет показ новейших разработок в области вертолетостроения и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Например, Казанский вертолетный завод выставит новый многоцелевой вертолет "Ансат", ОАО "Камов" - многоцелевые машины Ка-60 "Касатка", Ка-32 и Ка-226. Однако, по мнению экспертов, фаворитами будут Ка-50 "Черная акула", Ка-52 "Аллигатор" и не имеющий мировых аналогов морской вертолет радиолокационного дозора Ка-31, способный обнаруживать весь спектр воздушных целей вплоть до крылатых ракет.

С точки зрения российских военных, центром экспозиции станет новый ударный вертолет Ми-28Н. Литера "Н" означает, что вертолет может применяться ночью, а это значит, может участвовать в антитеррористических операциях. Как заявил Дмитрий Морозов, до 2010 года в войска будет поставлено до 50 таких машин. ВВС собираются купить и вертолеты Ка-52 "Аллигатор". По словам Владимира Михайлова, в качестве вертолета поддержки спецподразделений у него есть очень большой потенциал.

Ряд новинок в области беспилотных летательных аппаратов, кроме стоящих на вооружении армии беспилотников "Пчела" и "Строй-П", представят на МАКСе фирмы, ранее не занимавшиеся подобной тематикой. По мнению экспертов, это одна из самых заметных тенденций авиасалона, свидетельствующая об изменении воззрений российских КБ как на развитие рынка авиатехники, так и на потребности армии в современном вооружении и технике.

- "ОКБ Сухой" представит семейство БПЛА: БЛА-1, -2 и -3, - рассказал директор программы беспилотных летательных аппаратов ОКБ Николай Долженков. - Комплексы могут барражировать по маршруту протяженностью 300 км в течение 18 часов или совершить полет на дальность до 6,5 тыс. километров. Их главное предназначение - радиолокационный мониторинг земной поверхности (разведка) с целью выявления мест чрезвычайных ситуаций, а также учета топографических данных земной поверхности.

Радиоэлектронное оборудование, размешенное на комплексах, по словам Долженкова, обеспечивает выполнение всех поставленных задач в автоматическом режиме, а также позволяет в реальном масштабе времени вести обмен данными с информационными сетями МЧС или МВД. Помимо этого, беспилотники могут выполнять задачи управления воздушным движением или ретранслировать каналы связи и телевидения. Как и в случае с боевыми самолетами, в разработке БПЛА "Сухой" сотрудничает с французскими фирмами.

"ИРКУТ" собирается продемонстрировать "воздушный робототехнический комплекс", состоящий из беспилотного авиационного комплекса, модернизированного вертолета и самолета-амфибии Бе-200, увязанных в единую информационную сеть. Беспилотный авиационный комплекс, разработанный при участии израильской фирмы Aeronautics, может обеспечить круглосуточный мониторинг земной поверхности на высотах до 6 тыс. метров на удалении 200 км от наземной станции управления. Летные испытания начнутся этой осенью.

С беспилотниками, правда, не обошлось без скандала. Показать свои наработки не сможет фирма "Туполев" - один из основных разработчиков БПЛА для Минобороны. По словам одного из конструкторов предприятия Леонида Куликова, виной тому внутренние причины - не успели подготовить разрешительные документы. Обидно - ведь разработка и внедрение БПЛА является одной из приоритетных задач программы вооружения армии.

С иностранным акцентом

Ни один из пяти предшествующих салонов МАКС не имел для России такого стратегического значения, как нынешний. Только за последние месяцы Москва подписала контракт на поставку в Малайзию 18 истребителей Су-30МКК на сумму более $900 млн, есть договоренность о продаже Су-27СК в Индонезию. Однако сегодня мало просто продать самолет или вертолет, важно обеспечить его послепродажное сервисное обслуживание.

По словам генерального директора ОАО "Авиазапчасть" Игоря Емельянова, в рамках МАКСа предполагается подписать ряд соглашений, которые серьезно упростят послепродажное обслуживание поставляемой на экспорт российской авиатехники, в том числе выпускаемой "МиГом" и "Сухим". Ноу-хау, по словам Емельянова, состоит в том, что "Авиазапчасть" предлагает не только поставку запчастей по заявкам, но и занимается сопровождением заказов, оформлением таможенных документов, оказанием консалтинговых услуг. Фирма сама информирует заказчиков о необходимости замены агрегатов, предлагает новинки, появляющиеся на рынке.

Кроме расширения спектра сервисных услуг, российские производители делают упор и на развитие совместных с иностранными государствами предприятий. Речь идет о сотрудничестве с такими гигантами, как корпорации EADS, Boeing, крупнейшими фирмами в области приборостроения Thales, Sajem и в области двигателестроения Snecma, Pratt & Whitney. Кооперация с ними дает возможность выхода на новые рынки, повышает конкурентоспособность техники. Например, ОКБ "Сухого" - ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" представят в этом году модель (1х10) пассажирского самолета RRJ.

- Над проектом сегодня работает синклит известных российских и иностранных КБ: компания "Гражданские самолеты Сухого", "АК им. Ильюшина", фирма Яковлева и американская корпорация Boeing, - заявил генеральный директор ЗАО Андрей Ильин.

Несмотря на оптимизм конструкторов, судьба машины пока не очень ясна. Рынок среднемагистральных самолетов достаточно узок и конкурировать на нем ОКБ с признанными лидерами будет нелегко. По мнению экспертов, весьма реалистичным выглядит другой проект - российско-индийская разработка многоцелевого транспортного самолета MTA, над проектом которого работают ОАО "Авиационный комплекс Ильюшина", "ИРКУТ" и крупнейшее индийское авиапромышленное объединение HAL. По грузоподъемности МТА относится к самой массовой семье транспортников среднего класса, в 70 странах эксплуатируется около 1900 единиц подобной техники. Маркетинговые исследования показывают: Россия и Индия могут рассчитывать на треть рынка. Сегодня самый массовый самолет этого класса - американский С-130 "Геркулес", разработанный еще в 1954 году. Финансирование разработки будет вестись по принципу разделения рисков. Каждая из сторон вложит от $300 до 350 млн.

Таким образом, МАКС предстает серьезным полигоном не только для демонстрации новой техники и новых подходов к ее созданию, но и новых возможностей России. Взлетаем?

На электричках или по пропускам

С 19 по 24 августа (т.е. на время проведения авиасалона) въезд иногороднего и транзитного транспорта в Жуковский будет допускаться только при наличии спецпропусков, сообщает ИТАР-ТАСС. В администрации Жуковского также рекомендовали местным автовладельцам перемещаться по городу в эти дни на общественном транспорте. Железнодорожники специально выделили дополнительно 18 электричек, чтобы зрители смогли добраться до Жуковского. Расписание движения составлено с учетом проходящих на авиасалоне мероприятий. Кроме того, все поезда по маршруту Москва - 47-й километр будут совершать в эти дни остановки на платформах Ильинская, Отдых, Кратово и 42-й километр. В месте проведения самого салона будут приняты беспрецедентные меры безопасности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка