news.ru
29 мая 2019, 10:35
Минпромторг решил проконтролировать инновации в авиации
Ведомство проанализирует эффективность трат на госпрограмму авиастроения с 2013 года
Министерство промышленности и торговли России потратит 343,2 млн рублей на планирование инноваций в отечественном авиастроении и контроль за их финансированием. Речь идет о расходах на трехлетнюю научно-исследовательскую разработку (НИР) под шифром "Турбо". Информация об этом появилась на интернет-портале госзакупок, с которой ознакомился News.ru.
Научная разработка проводится в рамках госпрограммы "Развитие авиапромышленности на 2013 - 2025 годы", являясь частью подпрограммы "Комплексное развитие" отрасли. Минпромторг выступает главным распорядителем средств федерального бюджета программы, а также ее ответственным исполнителем.
НИР направлена на совершенствование государственного регулирования инновационного развития авиастроения Российской Федерации, - говорится в документе.
Специалистам предстоит проанализировать эффективность использования финансов госпрограммы с 2013 года, а также обоснованность трат на 2021 год. Эксперты будут исследовать региональную специфику авиапрома, риски, обеспечение национальной безопасности, кадровый потенциал. Планируется, что НИР "Турбо" должна принести прибыль в 16,2 млн рублей.
Госпрограмма "Развитие авиапромышленности на 2013 - 2025 год" принята правительством РФ в 2012 году, спустя два года была обновлена. Последняя версия утверждена 29 марта текущего года. Ее общий бюджет 991,6 млрд рублей, 72% пойдет из федерального бюджета. Доля военного авиапрома снизится с 12,5% до 11,9%.
В ходе реализации госпрограммы должны быть созданы отечественные самолеты и вертолеты для внутренних перевозок, увеличена валовая добавленная стоимость в авиастроении в 3,5 раза по сравнению с 2013 годом. Для этого министерство планирует усовершенствовать механизмы госрегулирования инновационного развития авиастроения страны.
К 2025 году в РФ должны появиться корпорации мирового уровня в ключевых сегментах отрасли, а страна - стать лидером в авиатехнологиях. По плану Минпромторга доля производителей отечественной гражданской продукции на мировом рынке вырастет до 3,6%. РФ к 2025 году должна построить 298 самолетов. Ключевые проекты в самолетостроении - SSJ 100, МС-21 и Ил-476. На всю самолетную подпрограмму потратят 254 млрд рублей. По-прежнему в планах ведомства остается и локализация в РФ производства ведущих иностранных компаний.
Впрочем, последнее Минпромторгу осуществить будет трудно. По словам ведущего эксперта Центра экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрея Крамаренко, объем российского авиарынка сегодня настолько низок, что не интересует крупных производителей.
Россия производит 25-35 самолетов в год. Это мало, - говорит эксперт.
Также к 2025 году страна должна поставить на внутренний и внешний рынок 465 вертолетов гражданского и военного значения. Предстоит создать многоцелевой Ка-62 (проходит заводские испытания), перспективный легкий вертолет и модернизировать Ми-38. Параллельно будут вестись разработки новых двигателей, навигационных систем и т.д. В результате выручка всего отечественного авиапрома к 2025 году должна вырасти до 1,8 трлн рублей.
Пока ведомству далеко до реализации своих амбициозных целей. В Минпромторге News.ru рассказали, что по итогам 2018 года Россия поставила на внешний и внутренний рынки 169 вертолетов, в том числе 69 гражданских, а также 121 самолет, в том числе 23 гражданских: 22 SSJ 100 и МС-21 (опытный). Также были созданы 10 воздушных судов малой авиации Т-500.
По словам Андрея Крамаренко, Россия всерьез занимается авиапромом лишь последние 10-15 лет.
Производители из ЕС, США, Канады десятилетиями отлаживают свою культуру разработки, послепродажного обслуживания, систему образования, ведут научные исследования. РФ сегодня сильно отстает, - отметил он.
Собеседник считает, что в стране нет современной школы проектирования, не производится компонентная база электроники, лишь недавно начато создание композитных материалов мирового уровня.
Прогресс есть. Но чтобы конкурировать с ведущими производителями нужно время. Если все будет продолжаться планомерно, через 20 в России появится конкурентоспособное самолетостроение. Нужно уделять внимание не только разработке, но управленческим технологиям, качеству системы постпродажного обслуживания, оптимизации производственных издержек, - поделился Крамаренко.
В целом, опрошенные News.Ru эксперты едины во мнении, что отечественное авиастроение в ближайшие годы может получить развитие. Однако для этого потребуются усилия именно в плане инноваций: необходимо догнать конкурентов. Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев подчеркнул, что при выделении должного объема финансирования ведущие предприятия по выпуску самолетов, вертолетов и двигателей будут загружены контрактами. Собеседник уверен, что в госпрограмме засекречено многое, имеющее отношение к военной авиации. Однако некоторые проекты уже доступны для широкой публики. В частности, планы по созданию серийного самолета Су-57.
Владимир Путин уже заявил о приобретении 76 таких машин для российских ВКС. Также было анонсировано поступление в войска РФ новейшего истребителя МиГ-35, - рассказал эксперт.
В РФ восстанавливается серийное производство сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Модернизируются истребители-перехватчики МиГ-31.
Уже озвучены планы по закупкам ударных вертолетов Ми-28 и модернизированной версии машин специального назначения Ка-52 "Аллигатор". Одни из самых привлекательных для заказчиков, по мнению Пантелеева, глубоко модернизированный Ми-26Т2В и созданный специально по заданию Минобороны Ми-38.
Он напомнил и о разработанном в Татарстане полноценном самолете М-500 для сельхозавиации, потенциально интересном для крупных игроков отечественного АПК. В приоритете у ВКС и создание беспилотников. В частности, президенту России уже был представлен ударный беспилотник "Охотник"....
Авторские права на данный материал принадлежат «news.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Июнь 2, 2025
Группа "Аэрофлот" отмечает 4-летие красноярского хаба
Июнь 2, 2025
Совет директоров ПАО "Аэрофлот" рекомендовал выплату дивидендов акционерам
Июнь 3, 2025
На базе Самарского университета им. Королева будет создан Научный центр мирового уровня "Центр интеллектуальных БАС"
Июнь 3, 2025
Семь маевцев избраны академиками и членкорами РАН