О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Клебанов "подстрахует" бизнес ФЛК

С приходом министра Финансовая лизинговая компания постарается расширить объем операций в оборонном машиностроении, чтобы компенсировать "скромное" положение на рынке авиационного лизинга

На прошлой неделе министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов был избран председателем совета директоров ОАО "Финансовая лизинговая компания" (ФЛК). До последнего времени эта компания находилась "в тени" своего конкурента на лизинговом рынке - компании "Ильюшин Финанс", однако назначение Клебанова может кардинально изменить ситуацию. Участники рынка не исключают, что с приходом министра бизнес ФЛК станет более диверсифицированным. Если "Ильюшин Финанс" делает ставку на работу с предприятиями гражданской авиации, то ФЛК в значительной мере связана с лизинговыми проектами в оборонной промышленности, в том числе судостроении.

Финансовая лизинговая компания вышла на рынок лизинга в 1997 году, и тогда основное направление ее деятельности было связано с перевооружением российских мощностей ВПК, в первую очередь в области авиастроения. В 2001 году ФЛК выиграла тендер правительства РФ на получение государственной поддержки лизинговых программ в области гражданской авиации (вторым победителем был "Ильюшин Финанс"). По условиям конкурса, обе лизинговые компании должны были в обмен на бюджетную поддержку дать федеральным властям возможность получить контрольный пакет своих акций. Поэтому сегодня основные акционеры ФЛК - это правительство РФ (58% акций), Татарстан (20%), "Татнефть" и аффилированные с нею структуры (около 20%). В компании "Ильюшин Финанс" государству принадлежит 45% акций, еще 41,4% контролируется Национальным резервным банком (НРБ).

Первым проектом ФЛК в гражданской авиации стала сделка с хабаровской авиакомпанией "Дальавиа" (перевозчик получил в лизинг два среднемагистральных пассажирских самолета Ту-214). До сих пор основная деятельность ФЛК в области авиапрома связана именно со строительством Ту-214. Причем, по словам генерального директора ФЛК Евгения Зарицкого, спрос на эти самолеты на будущий год уже превышает предложение. "Казанское авиационное производственное объединение в следующем году может произвести всего четыре самолета, спрос же на них превышает шесть машин, - отметил г-н Зарицкий в беседе с корреспондентом RBC daily. - В ближайшее время мы планируем подписать контракты на поставку самолетов с несколькими крупными авиакомпаниями, входящими в десятку лидеров. Кроме того, на выставке МАКС-2003 будет заключен новый договор с "Дальавиа" на поставку 3 самолетов Ту-214".

В числе готовящихся "авиационных" сделок ФЛК - контракт по международному лизингу новых легких многоцелевых самолетов Ан-38 (изготовитель - Новосибирский авиазавод) для украинской авиакомпании "Карпатские международные авиалинии". По информации пресс-службы ФЛК, договор должен быть подписан в рамках переговоров на авиасалоне МАКС-2003. Правда, как отмечают эксперты, деятельность ФЛК в авиационной области все же выглядит достаточно "бледно" по сравнению с ее основным конкурентом - компании "Ильюшин Финанс". У последней по состоянию на январь 2003 года в активе сделки по сдаче в лизинг 16 самолетов Ил-96 для авиакомпаний "Аэрофлот - Российские авиалинии" и "Атлант-Союз", 46 самолетов Ту-204 (43 в пассажирском и 3 в грузовом вариантах) для авиакомпаний "Сибирь", "Красноярские авиалинии", "Ист Лайн" и "Кавминводы" и 3 самолета Ан-140 для авиакомпании "Сибавиатранс". Кроме того, в ближайшее время компания "Ильюшин Финанс" намерена подписать контракт на поставку четырех самолетов Ту-204-300 авиакомпании "Трансаэро".

"Позиции "Ильюшина" в авиапроме все же более сильные, чем у ФЛК, - сказал RBC daily редактор авиационного журнала "Воздушный транспорт" Игорь Григорьев, - особенно в свете намерения "Ильюшина" реорганизовать весь авиапром в вертикально интегрированную структуру и передать ее в доверительное управление частному капиталу, то есть им. Понятно, что если этот проект будет принят чиновниками, то управление доверят, скорее всего, "Ильюшину" как ее разработчику, а не ФЛК". Хотя, по-видимому, основной акционер "Ильюшин Финанс" - НРБ - не очень уверен в этом. Наличие второй лизинговой компании, работающей на государственные деньги, вызывает возмущение у председателя совета директоров НРБ Александра Лебедева. "Распределение ограниченных средств между двумя лизинговыми компаниями с государственным участием привело к распылению и без того скромных ресурсов и существенно снизило ожидаемый эффект от организации в России системы лизинга воздушных судов", - заявил г-н Лебедев на весеннем заседании правительства, посвященном проблемам отрасли.

Теперь же, с приходом Ильи Клебанова, как говорят участники рынка, становится понятно, что стратегии компаний расходятся: скорее всего, "Ильюшин Финанс" останется крупнейшим лизингодателем в области гражданской авиации, а интересы ФЛК постепенно сместятся в сторону оборонного машиностроения. "Лизинг авиатехники пока остается основной нашей сферой деятельности, - говорит Евгений Зарицкий, - на данный момент доля наших "авиационных" проектов в общем объеме сделок составляет более 50%, и пока такой расклад нас устраивает. Хотя вероятно, что к 2005 году произойдет распределение направлений и порядка 30% будет составлять авиапром, 35-40 - машиностроение и ВПК и около 30 - судостроение".

Три основных направления, которые собирается развивать ФЛК, - это лизинг ВПК, продукции машиностроения и судов. Как рассказал RBC daily представитель пресс-службы компании, уже оплачен первый заказ на санкт-петербургском судостроительном заводе "Пелла". Срок передачи судна лизингополучателю - госпредприятию, обслуживающему Махачкалинский порт, - октябрь текущего года. Программа рассчитана на 5 лет и предусматривает производство свыше 25 судов для 12 портовых хозяйств России. Еще одно направление деятельности ФЛК - модернизация основных средств предприятий ВПК. Так, программа лизинга производственного оборудования для ОАО ММЗ "Авангард", входящего в концерн "Алмаз-Антей", будет осуществляться с привлечением ФЛК. "Сейчас мы начинаем осуществлять программу перевооружения КАПО и перевооружения ВПК "Сухой", - говорит Евгений Зарицкий....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка