О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выставка тщеславия

Московскому авиакосмическому салону не повезло: он родился слишком поздно. Впервые российская публика смогла увидеть отечественные военные и перспективные гражданские самолеты только на Московском авиашоу в 1992 г. - ранее обычный гражданин мог прикоснуться к авиатехнике, разве только садясь в какой-нибудь вечный Ил-62 или Ту-134. (На Западе с новинками советского самолетостроения начали знакомиться гораздо раньше: гражданские с 1960-х годов были постоянными гостями крупнейших авиасалонов, а военные в первый раз появились в британском Фарнборо в 1988-м.)

Мосавиашоу-92 собрало несколько десятков тысяч зрителей. На волне этого успеха и было решено проводить раз в два года Московские авиакосмические салоны (МАКС) на аэродроме в Жуковском. Первый состоялся уже в 1993-м. Тогда много говорили, что Россия, великая авиационная держава, получила наконец свою регулярную авиационную выставку. МАКС даже претендовал на то, чтобы стать конкурентом двух ведущих авиасалонов мира - Ле-Бурже и Фарнборо. Но к тому времени Советского Союза с его мощной авиационной промышленностью уже не было. Можно гадать, как выглядел бы московский авиасалон, проводись он в годах 60-70-х, когда отечественная авиация была на подъеме, но в 90-е он представлял уже умирающую отрасль.

Если в 1993 г. 26% мирового гражданского авиапарка составляли самолеты советского производства, то к следующему МАКСу, 1995 г., их доля снизилась до 19%. Сегодня же экспорт гражданских самолетов практически прекратился. Да и на внутренних авиалиниях их решительно вытесняют взятые в лизинг "Боинги" и "Эрбасы": отечественные самолетостроители не имеют ни финансовых, ни производственных возможностей конкурировать с американцами и европейцами.

Не лучше обстоят дела и в военной авиации. Российские войска уже почти десять лет не закупают новых самолетов. Даже широко разрекламированный многоцелевой истребитель Су-30МКИ, в задней кабине которого путешествовал российский президент Владимир Путин, был изначально создан не для российских ВВС, а для индийских. Ожидается, что Су-30МКИ могут купить и другие азиатские страны, но шансы российских летчиков в недалеком будущем его получить невелики.

В результате Московский авиакосмический салон сегодня представляет собой выставку не столько авиационных достижений России, сколько ее амбиций. Большинство "новинок", которые были показаны на пяти предыдущих МАКСах, давно и хорошо известны: это или выставочные варианты, кочующие с салона на салон и созданные еще в советские времена, или перспективные модели, изготовленные в одном-двух экземплярах. Для начала серийного производства новых самолетов у России нет средств. Павильоны МАКСа традиционно выставляют не готовые экспонаты, а различные "теоретические наработки", результаты научных исследований, макеты так и не построенных изделий...

Московский авиасалон, увы, не стал событием международного масштаба, конкурирующим с ведущими выставками мира. Хотя в его работе и принимают участие иностранные компании, МАКС не слишком привлекателен для западных производителей: у российских партнеров нет денег. Несколько гражданских западных самолетов и впервые появившийся на прошлом МАКСе устаревший истребитель "Мираж" французской разработки не могут считаться представительной иностранной экспозицией. Но главная проблема МАКСа в том, что он так и не превратился в мировой центр купли-продажи авиатехники. Ведь всякий большой авиасалон - это едва ли не в первую очередь рынок самолетов и вертолетов. Например, на Фарнборо-2002 сумма заключенных контрактов превысила 52 млрд долл., на Ле-Бурже-2003 - составила около 60 млрд евро. А сумма контрактов на самом успешном пока МАКС-2001 - 700 млн долл. - очень мала для авиасалона мирового уровня.

Впрочем, для российской публики МАКС давно стал одним из главных летних аттракционов. В прошлый раз его посетило почти 600 тыс. зрителей, в этом году ожидается не меньше. Гвоздь программы - выступление пилотажных групп. В этом году кроме традиционных уже "Русских витязей" и "Стрижей" ожидается визит асов из США, Франции и Италии. В мире вообще весьма популярны различные авиашоу, собирающие немало зрителей и приносящие неплохой доход. Только они не называют себя международными авиакосмическими салонами......
Авторские права на данный материал принадлежат «Еженедельный журнал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка