О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От контактов - до контрактов

В самом разгаре Международный авиасалон в подмосковном Жуковском. О нем пишут и еще будут писать. Ведь большое видится на расстоянии, в сравнении. Именно поэтому сегодня, пока итоги МАКСа еще не подведены, нам показалось уместным вспомнить об уроках другого недавнего авиасалона в Ле Бурже. Тем более что оба этих мировых форума объединяет стремление к некоему эталону, образцу в организации, порядке, выявлении тенденций и прорывов в новейших технологиях.

Кто заказывает музыку?

Прежде всего отметим: во французском авиакосмическом салоне приняли участие 62 российских предприятия. 37 из них представили продукцию военного назначения. Отдельно были заявлены Военно-воздушные силы в лице представителей авиационно-ремонтных заводов. Таким образом, Россия продемонстрировала практически весь спектр производимой у нас авиационно-космической техники в виде макетов, моделей, постеров.

А вот натурных образцов на этот раз было представлено, увы, крайне мало. Почему? Это связано с известными претензиями швейцарской фирмы "Нога" к некоторым нашим авиафирмам. Поэтому реально мы выставили лишь три самолета - Як-130, Як-54 и Як-52.

Тем не менее российская делегация, которую возглавлял заместитель председателя Правительства РФ Борис Алешин, провела достаточно активную работу на переговорах с потенциальными партнерами. Осуществлялись контакты и по линии Рособоронэкспорта, Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству, а также основных российских оборонных фирм.

Согласимся, не каждую экспозицию посещает французский президент. На нашей он побывал. Разговор, естественно, пошел об углублении военно-технического сотрудничества. Например, тот же АВПК "Сухой" тесно работает с французскими фирмами "Талес" и "Сажем". Мало кто знает, но есть у нас и совместный проект, связанный с французским космодромом во французской Гвиане, ряд других. То есть хотя мы привезли в Бурже в основном макеты, разговор шел о вполне конкретных делах и проектах. АВПК "Сухой" продемонстрировал свой новый проект российского регионального самолета, который разрабатывается в кооперации с фирмами "Боинг" (планер) и "Снекма" (двигатели в кооперации с НПО "Сатурн"). Проект достаточно показателен в плане сотрудничества и лишний раз подтверждает: российская авиапромышленность, несмотря на трудности, не намерена развиваться замкнуто, сепаратно. Мы выходим на прямые контакты с инофирмами, активно сотрудничаем с ведущими зарубежными партнерами.

Этой оценки придерживается и первый заместитель генерального директора Российского авиационно-космического агентства, заместитель председателя оргкомитета МАКС-2003 Валерий Воскобойников. "Такое поступательное движение будет развиваться и впредь", - подчеркнул он. И это, пожалуй, один из важнейших уроков Ле Бурже: даже малыми силами можно добиваться больших результатов.

Свой успех, думается, будет наращивать и АВПК "Сухой", представлявший в Париже практически весь экспортный ряд самолетов семейства Су-27. Причем был сделан особый акцент на их модернизацию.

Более активную рекламную и маркетинговую работу, видимо, не грех вести и нашим вертолетным фирмам. "Миль" и "Камов" могут представлять продукцию как гражданского, так и военного назначения. Я уж не говорю о наших производителях авиационного вооружения: они порой держатся излишне скромно. То же самое относится к двигателестроению, научным разработкам: Ведь именно зарубежный рынок сегодня остается для нас одним из приоритетных и привлекательных. Значит, надо смелее налаживать отношения с такими корпорациями, как ЕАДС, "Боинг", "Талес", "Сажем", "Снекма", "Пратт энд Уитни" и другими. А вот как расширить круг российских предприятий в таком совместном кооперационном производстве - это задача, видимо, к нашему правительству, депутатам, которые должны развивать соответствующую законодательную базу, создавать соответствующие условия.

Сюрпризы в Жуковском

Но вернемся с Ле Бурже на нашу российскую землю. Во Франции состоялся уже 45-й салон. А МАКС в Жуковском проходит лишь шестой раз. Тем не менее, несмотря на разницу в возрасте, наш авиасалон занимает уже достойное место среди крупнейших авиационно-космических выставок мира. Это один из самых серьезных и интересных показов. О его привлекательности среди участников говорит хотя бы такой факт. Сегодня площадей, что имеются на территории ЛИИ, уже недостаточно для всех желающих. И число их растет. Впервые авиасалон работает по классической схеме: первые три дня (19 - 21 августа) отданы участникам и бизнес-посетителям, остальные - всем интересующимся авиацией. Словом, специалисты продолжают на МАКСе переговорный процесс, начатый в Ле Бурже.

Что касается широкой публики, то в пятницу, субботу и воскресенье она сможет насладиться беспрецедентной летной программой. И это тоже маленький урок Ле Бурже: быть максимально открытым не только для специалистов, но и для зрителей. Кстати, зрелищность программы еще более выиграет от участия в ней в эти дни летчиков не только из России, но и из Италии, Франции, Соединенных Штатов. Итальянцы, помимо всего прочего, покажут транспортный самолет, который тоже умеет крутить фигуры высшего пилотажа.

Вообще, МАКС-2003 - это знаковое событие, этапное для многих наших фирм. В отличие от Ле Бурже на нем, например, ядром, сердцевиной экспозиции "АВПК "Сухой" стала мультимедийная презентационная композиция, которая в непрерывном режиме выдает информацию об инновационных проектах фирмы военного и гражданского назначения. Словом, есть на МАКСе свои изюминки, свои сюрпризы. Поверьте, русские еще не разучились по-хорошему удивлять мир.

И все-таки, если попробовать подвести предварительный итог, то что в "сухом остатке"? Заместитель генерального директора НПО "Сатурн" Василий Данилов, к примеру, подчеркивает важность совместной с компанией "Сухой" программы по разработке и созданию российского регионального самолета. К этому проекту, как стало известно, подключаются и зарубежные партнеры. А потому не зря в рамках авиасалона в Ле Бурже была сделана блестящая презентация гражданских самолетов "Сухого". "Мне очень понравились доброжелательность, которая там присутствовала, и желание авиакомпаний участвовать в согласовании окончательного облика российского регионального самолета, а в дальнейшем - в самой программе", - подчеркнул Василий Данилов.

Из других проектов "Сатурна" активно обсуждаются вопросы по производству спецтехники. Интерес вызывает и проект модернизации двигателей для самолетов Ил-76, Ту-154, Ил-62. Впрочем, более подробно обо всем этом и многом другом можно узнать на самом салоне, который, несомненно, знаковое событие для России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка