Российская газета
22 августа 2003, 12:27
МиГ солнца в дождливый день
Впервые в России показана система защиты летательных аппаратов от ракет с инфракрасной головкой самонаведения. Разработана она Самарским КБ автоматических систем на основе новейших лазерных технологий и названа "Клен-М". По мнению создателей лазерной защиты самолетов и вертолетов, именно такие системы способны гарантировать почти стопроцентную защиту от ракет типа "Стингер" или "Игла", уберечься от которых сегодня практически невозможно.
Интересно, что "Клен-М" активно продвигается на зарубежный рынок нашим "Рособоронэкспортом", а вот российские военные почему-то не спешат хотя бы в качестве эксперимента установить "лазерную броню" на машинах, выполняющих боевые задачи в Чечне.
Другая лазерная новинка представлена НПО "Алмаз", входящим в концерн ПВО "Алмаз-Антей". Это мобильный лазерный технологический комплекс МЛТК-50, спроектированный по заказу "Газпрома" для дистанционной резки металлоконструкций. Создавался он в кооперации ведущих отечественных фирм: "Алмаза", Троицкого института инновационных и термоядерных исследований и НИИЭФА им. Д.В. Ефремова. В основу этой мирной установки положены проекты боевых лазеров, разрабатывавшихся в начале восьмидесятых годов для систем ПВО и ПРО. Интересно, что весьма успешные испытания лазерных пушек прошли в 1982 году на сверхсекретном полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Впоследствии тема была почему-то закрыта.
Мы уже рассказывали о нашлемной электромагнитной системе позиционирования, индикации и ночного видения, созданной в НПО "Геофизика-НВ", возглавляемом профессором Виктором Солдатенковым. Система вызвала просто ажиотажный интерес как российских, так и зарубежных гостей салона. Дело в том, что данная разработка открывает совершенно новые возможности перед боевыми и гражданскими летчиками, позволяя вести бой и управлять летательным аппаратом в любое время суток. В ней использованы технологии, которыми сегодня владеют лишь самые передовые фирмы США. Ни в Европе, ни в Японии таких электронно-оптических преобразователей делать не умеют. А самое удивительное в системе то, что на ее базе можно хоть завтра начать выпуск... автомобильных очков, позволяющих уверенно управлять машиной ночью и даже в туман без всякого внешнего освещения, не боясь ослепления фарами встречного автомобиля. Действительно российское "ноу-хау"!
Торговля оружием - дело бюрократическое
Традиционным участником всех выставок, связанных с показом оружия и военной техники, является "Рособоронэкспорт". По словам его гендиректора Андрея Бельянинова, переговорные процессы в ходе работы салона не прекращались ни на минуту. Однако результаты могли бы стать еще более впечатляющими, если бы не извечная российская беда - бюрократия.
Сама по себе торговля оружием - дело в высшей степени бумажное, требующее кропотливого подхода, чтобы в итоговых документах комар носа не подточил. Но самое страшное начинается, когда заканчивается подготовка контракта и приходит черед согласований его со сторонними организациями. Туши свет, как говорится. Чем мельче чиновник, от которого требуется подпись, тем больше проблем с получением его "закорючки". И сколько ни бились руководители "Рособоронэкспорта" за упрощение процесса согласований, воз и ныне там.
Кстати, это проблема не только "Рособоронэкспорта". Практически все руководители зарубежных компаний, работающие в России, открыто жаловались на МАКС, что наша бюрократия - главный тормоз динамичного развития многих совместных проектов. Хотя, конечно, и бюрократов понять можно: полная свобода опасна. Разрешили, например, ряду российских предприятий заниматься свободным экспортом запасных частей для самолетов, и почти сразу на этом рынке началась вакханалия, негативные плоды которой, возможно, скоро придется пожинать тем российским предприятиям, которые выпускают самолеты и вертолеты на экспорт.
Необходим поиск разумной середины, но поиск этот затянулся у нас сверх всякой меры.
Космические войска взяли очередную высоту
Вчера был подписан довольно необычный контракт. "Рособоронэкспорт", Космические войска РФ и германское предприятие "ОХБ-Систем" договорились, что в течение 2005-2007 годов с российского космодрома Плесецк ракетой-носителем "Космос-3М" будет осуществлен ряд коммерческих пусков. Услуги по запуску космических аппаратов окажут Космические войска и ряд российских предприятий. Необычность сделки в том, что впервые достигнута договоренность о запуске российскими военными зарубежных космических аппаратов тоже военного назначения.
Это можно назвать одним из самых серьезных шагов по пути возможной интеграции ряда военных программ России и стран НАТО. Идею такой интеграции неоднократно высказывал Президент РФ. Видимо, не случайно Владимир Путин при церемонии официального открытия МАКС-2003 нарушил намечавшийся маршрут своего движения и зашел в павильон Космических войск, чего ранее не планировалось. Президенту России, судя по всему, понравилась экспозиция "воинов космоса".
Выбор без выбора
Сколько копий сломано в выборе того или иного нового образца военной техники, а в той же Чечне наши ВВС воюют одним старьем.
Самая парадоксальная ситуация сложилась с боевыми вертолетами. Накануне авиасалона начальник вооружения, заместитель главкома ВВС по вооружению Дмитрий Морозов заявил, что выбранный ВВС новый ударный боевой вертолет Ми-28Н в количестве 50 штук поступит в войска до 2010 года.
Сказано было так, будто в Чечне летчики летают на новеньких Ми-24, которые естественным образом будут заменяться в течение семи лет. И будто не рассыпаются по всей России винтокрылые машины от элементарной старости.
Но как можно выбирать в качестве основной машину, которой по сути тоже нет? Известно, что Ми-24Н существует в единственном экземпляре и его сертификационные испытания завершатся в лучшем случае через два года.
В то же самое время на вооружении ВВС еще с 1995 года формально стоит признанный лучшим в мире боевой ударный вертолет Ка-50, которых выпущено 12 штук, а еще более десятка готовых к сборке корпусов стоят на заводских стапелях. Еще более новый Ка-52 завершает сертификационные испытания в ближайшее время. Это уникальная машина, имеющая бортовой радар, комплексную систему ночного видения и ряд других новшеств, которых нет на других вертолетах.
У "милевцев" есть прекрасные и действительно лучшие в мире вертолеты Ми-17 и Ми-26. На подходе продукт международной кооперации - Ми-38. Их и надо всячески поддерживать, а стремление протолкнуть в боевой строй "сырой" образец иначе, как лоббизмом заинтересованных сторон, трудно объяснить.
Неавиационные дела МАКСа
Уже на третий авиасалон приезжают воспитанники бригады войск РХБЗ из Кинешмы, которых мы считаем крестниками "РГ". Организует это довольно хлопотное мероприятие руководство РСК "МиГ", за что ему огромное спасибо: ведь попасть на авиасалон почитает за счастье и взрослый человек. Воспитанники с удовольствием осмотрели всю экспозицию МАКСа, даже побывали в гостях у руководителей "Рособоронэкспорта", где получили хорошие подарки.
В этот раз, похоже, доброму примеру последовали и другие лидеры российской авиации. Например, авиакомпания "Полет" обеспечила приезд на МАКС-2003 воспитанников из воинской части, расположенной в городе Боброве Воронежской области, над которыми президент компании Анатолий Карпов взял личное шефство после того, как о детском взводе рассказала "Российская газета".
Руководство АВПК "Сухой" пошло еще дальше, пригласив на салон вчерашних школьников из Германии - Роберта Бубе и Кристиана Веге. Впервые с этими молодыми людьми руководитель АВПК Михаил Погосян познакомился на Берлинском авиасалоне в прошлом году. Немецкие школьники произвели впечатление очень глубокими познаниями в истории фирмы "Сухой". Об этом мы рассказывали на страницах "РГ" (17.05.02).
Руководство АВПК приняло решение показать Роберту с Кристианом российскую авиационную мощь во всей красе и оплатило им прилет на МАКС. Счастью этих ребят не было предела. Кстати сказать, за прошедший год выпускники средней школы Бубе и Веге успели отслужить в армии, а теперь готовятся поступать в технические вузы, чтобы стать авиастроителями. Стоит добавить, что в поездке на МАКС их сопровождает доктор Ульрих Унгер, бывший летный директор авиакомпании "Интерфлюг", а сегодня обычный пилот гражданской авиации и самый, наверное, большой знаток советско-российской авиации во всей Западной Европе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов