О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Туполев" не отдаст региональный самолет американцам

Несмотря на победу в гостендере проекта "Сухой", представители "Туполева" уверены, что их самолет станет основным региональным лайнером страны.

На проходящем в Жуковском Международном авиакосмическом салоне Финансовая лизинговая компания (ФЛК) официально подтвердила свое участие в программе строительства семейства региональных самолетов (Russian Regional Jet - RRJ), которую осуществляет АВПК "Сухой". В скором времени, как заявил гендиректор ФЛК Евгений Зарицкий, компания подпишет опцион с АВПК "Сухой" на покупку самолетов. Государство уже пообещало выделить из бюджета 120 млн долларов на финансирование программы RRJ, теперь и лизинговые контракты на новые лайнеры "Сухого" будут заключаться на государственные деньги (58% акций ФЛК принадлежит Правительству РФ). Правда, у проекта RRJ есть конкурент - семейство самолетов Ту-324, в разработку которых уже вложено свыше 100 млн долларов. Сейчас "туполевский" проект заморожен - на прошедшем в начале года конкурсе по созданию региональных самолетов предпочтение было отдано проекту "Сухого". Между тем, по мнению ряда экспертов, проект "Туполева" был предпочтительнее и с технической, и с экономической точки зрения. Как рассказывают сами участники тендера, чиновники объясняли свой выбор наличием у "Сухого" богатого партнера в лице Boeing, который обещал частично профинансировать строительство. Правда, никаких субсидий "суховцы" так и не дождались - американцы ограничились обещаниями помочь получить международную лицензию на самолет. Позаботиться о строительстве и продаже RRJ снова придется государству.

Семейство региональных самолетов, разработку которых осуществляет компания "Гражданские самолеты Сухого" (дочерняя компания АВПК "Сухой") совместно с "АМ им С. В. Ильюшина", ОКБ им. Яковлева и корпорацией Boeing, включает в себя шесть типов самолетов с различной дальностью полетов и вместимостью от 60 до 95 мест. В рамках проекта создания магистрально-региональных самолетов планируется разработать три модификации самолета класса RRJ на базе одной силовой установки вместимостью 55, 75 и 95 мест. Именно такие типы самолетов, по мнению экспертов, наиболее востребованы сейчас в России. Реализовывать свой проект "Сухой" начал в начале этого года, после того как его проект был признан лучшим в тендере, который проводило государство. Сам факт проведения подобного конкурса стал полной неожиданностью для российских авиастроителей, ведь в федеральной целевой программе развития гражданской авиации тендер на разработку новых региональных самолетов планировалось организовать только в 2006 году. Однако не только дата, но и результат конкурса удивил многих: и по стоимости реализации, и по технико-экономическим характеристикам проект "Туполева" был предпочтительнее RRJ.

В результаты победы "Сухого" проект "Туполева" был на время заморожен, и вся государственная финансовая поддержка сосредоточилась на RRJ. Однако вчера на проходящем в Жуковском международном авиасалоне представители "Туполева" заявили, что их самолет Ту-324 и его модификации (в семейство Ту-324 входят три самолета: Ту-324 (50 мест), Ту-414 (70 мест) и Ту-334 - 102 места) претендуют на роль главных региональных самолетов России. Рыночная стоимость Ту-324, по словам советника правительства Татарстана по вопросам авиации оборонной промышленности и машиностроения Назира Киреева, будет на 40% меньше стоимости подобных самолетов иностранного производства. Ориентировочно она составит 10-12 млн долларов. Планируется, что Ту-324 будет сертифицирован в 2005-2006 году. На данный момент самолет Ту-334 уже проходит летные испытания, и планируется, что в конце 2003 года он получит летный сертификат, тогда как проект "Сухого" находится еще только в стадии эскизных разработок.

Еще одно преимущество, которое, по мнению представителей "Туполева", дает ему право надеяться завоевать рынок региональных самолетов, - это изначальная специализация компании на выпуске именно гражданской авиатехники, тогда как АВПК "Сухой" до недавнего времени была известна своими боевыми машинами. "Это совершенно разные подходы к проектированию - военные и гражданские самолеты, - сказал RBC daily представитель ОАО "Туполев". - Военные бомбардировщики разрабатываются с такой степенью надежности, которая позволит им отлетать несколько десятков полетов, тогда как гражданская техника должна служить годами". Победу же в государственном тендере конкурента представители "Туполева" объясняют фактом сотрудничества "Сухого" с корпорацией Boeing, которая на этапе конкурсного отбора якобы пообещала частично профинансировать проект RRG. Однако на этапе реализации выяснилось, что компания Boeing будет лишь принимать участие в маркетинге, продажах и сертификации семейства самолетов по международным стандартам. "Стратегическая задача нашей компании - не ориентироваться исключительно на российский рынок, емкость которого недостаточна для того, чтобы, опираясь только на его потребности, осуществлять глобальные программы развития авиационной техники, - заявил на МАКСе генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян. - Сертификация нового продукта будет идти и по российским, и по международным стандартам одновременно. Чтобы эту сертификацию обеспечить, мы подключаем партнеров, таких как Boeing. Детализация нашего сотрудничества будет происходить в рамках дальнейшего осуществления проекта".

Сейчас разработка "Сухого" находится в стадии эскизного проекта, который, по словам Михаила Погосяна, должен быть завершен до конца года. Правда, когда начнется следующая стадия, неизвестно: представители "Сухого" говорят, что и не подумают строить ни одного самолета, пока компания не будет обеспечена реальными заказами. "Следующий этап реализации этого проекта - это получение твердых заказов от авиакомпаний. Мы не приступим к полномасштабной постройке опытных образцов этих самолетов без наличия твердых заказов", - заявил г-н Погосян. Помочь "Сухому" в продвижении самолетов на мировой рынок и получении заказов должна и корпорация Boeing. Правда, как отмечают представители "проигравшей" стороны - ОАО "Туполев", - не совсем понятно, зачем американской корпорации нужно участие в совместном с АВПК "Сухой" проекте, - ведь у корпорации Boeing есть две своих компании, которые строят самолеты такого же класса. Реальную же финансовую поддержку проект RRG пока получает только от государства, которое, помимо помощи в строительстве, собирается гарантировать "Сухому" сбыт новых самолетов через свою Финансовую лизинговую компанию....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка