Крылья Родины
24 июня 2019, 16:03
"С самолетами Су-35 и Су-57 господство в воздухе России обеспечено"
Нестандартный подход к вечным проблемам авиации: весу, дальности, скорости, маневренности - позволил создать такой истребитель, о котором без ложной скромности можно сказать - это один из лучших боевых самолетов конца XX века
И эта задача была успешно выполнена.
Нестандартный подход к вечным проблемам авиации: весу, дальности, скорости, маневренности - позволил создать такой истребитель, о котором без ложной скромности можно сказать - это один из лучших боевых самолетов конца XX века.
Этот факт признан и ведущими зарубежными авиационными специалистами".
Генеральный конструктор ОКБ Сухого, Герой России Михаил Симонов о самолете Су-27
Истребитель Су-27 и его модификации сегодня остаются наиболее совершенными боевыми самолетами своего класса, превосходя даже созданные гораздо позже мировые аналоги. Разработанная в ОКБ Сухого конструкция Су-27 была настолько удачна, что на его основе создали множество модификаций, часть из них стали самостоятельными моделями. Самолеты марки Су составляют более половины парка российских ВВС, включая фронтовую, штурмовую и бомбардировочную авиацию. Истребители Сухого пользуются спросом в странах Азии, Южной Америки, на Ближнем Востоке, в Африке и продолжают службу в Европе. В авиационной промышленности России ОКБ Сухого занимает лидирующие позиции среди разработчиков боевых авиакомплексов и по объемам НИОКР, задействованным производственным мощностям и используемым ресурсам, и применяемым новым технологиям. За самолетами Сухого будущее - именно под этой маркой разработан перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, получивший имя Су-57. Это ли не показатель того, что ОКБ обладает наивысшим интеллектуальным и творческим потенциалом в стране? Летом 2019 года опытно-конструкторское бюро имени Павла Осиповича Сухого (филиал Компании "Сухой" в составе ОАК) отмечает 80-летний юбилей. Заместитель главного редактора Национального авиационного журнала "Крылья Родины" Екатерина Згировская рассказывает о современных образцах российской боевой авиации, созданных в ОКБ Сухого.
Невидимка: ПАК ФА
Президент России Владимир Путин в мае 2019 года поручил Минобороны увеличить число закупаемых до 2028 года для Воздушно-космических сил истребителей 5-го поколения Су-57. Вместо 16 единиц - 76 перспективных машин, цена которых при более крупной серии снизится на 20% за счет сокращения издержек предприятия-производителя.
Су-57, известный также как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА и Т-50 - первый и пока единственный российский истребитель 5-го поколения. Его задачи: уничтожение всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражение наземных, надводных целей противника с преодолением систем ПВО противника, мониторинг воздушного пространства на больших удалениях от места базирования, разрушение системы управления действиями авиации противника. Испытания машины на боевое применение новейшие Сухие уже прошли в Сирии. Сегодня построено и испытывается 10 новейших самолетов, а первые серийные Су-57 поступят в войска в 2019-2020 годах.
Сухой-"невидимка" может проводить скрытые действия благодаря низкому уровню заметности в радиолокационном, инфракрасном и видимом диапазонах. Вооружение самолета скрыто внутри корпуса, что обеспечивает малозаметность. Су-57 может применять широкую номенклатуру средств поражения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Многофункциональный сверхманевренный истребитель предполагает длительный сверхзвуковой крейсерский режим полета, способен осуществлять короткий взлет и посадку, имеет принципиально новый уровень защиты самолета пассивными и активными средствами и высокую помехозащищенность. В Компании "Сухой" утверждают, что проведенные экспериментальные работы позволяют считать аэродинамические характеристики самолета одними из лучших в своем классе.
При создании планера ПАК ФА широко применены композиционные материалы. Отработку технологий проводили еще на самолете С-37 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла (также именуется Су-47), ставшем первой попыткой ответа российских авиаконструкторов на создание в США истребителя 5-го поколения. Модель так и осталась самолетом-лабораторией, для масштабных исследовательских работ в области аэродинамики, прочности, композитов с применением современных методов компьютерного моделирования и испытаний.
"С одной стороны, такие конструкции обладают высокими показателями весовой отдачи при работе в условиях сложного нагружения. С другой - технология изготовления сотовых панелей освоена производством, что позволило снизить уровень риска, значительно расширить область применения композиционных материалов и довести общий процент ПКМ в конструкции ПАК ФА до 24%. Кроме того, применение крупногабаритных панелей позволило значительно снизить трудоемкость сборочных работ", - поясняют в Компании "Сухой".
Вспомогательная силовая установка Су-57 обеспечивает ему высокую автономность базирования, снижает расход топлива при наземных отработках и экономит ресурс маршевых двигателей. Опытные образцы Т-50 летают с серийным двигателем "первого этапа" - "Изделием 117". Решение президента о необходимости увеличения серии новейших истребителей для военных, помимо снижения себестоимости машин, можно объяснить тем, что уже скоро Объединенная двигателестроительная корпорация завершит испытания значительно превосходящего по топливной эффективности и удельной тяге "Изделия 30" - двигателя "второго этапа", который станет штатным для Су-57. Он полностью соответствует мировому уровню двигателя пятого поколения, и массовая закупка машин со штатной силовой установкой представляется логичной.
"В последнее время я очень много летаю на Су-57. У меня есть полная уверенность, что это будет самый лучший самолет, когда его полностью доведут. Мне всегда хочется на нем летать - всегда в полете проявляется что-то новое, что раньше мы еще не исполняли. Но пока самолет на испытаниях, система управления находится в постоянной доработке, надо раскрывать его возможности, но перспективы хорошие", - сказал в беседе с "КР" начальник Государственного летно-испытательного центра Минобороны РФ имени В.П.Чкалова, Начальник ГЛИЦ генерал-майор Радик Бариев.
ПАК ФА оснащен самым современным радиоэлектронным оборудованием, а также принципиально новым комплексом авионики с открытой архитектурой и высоким уровнем автоматизации управления, облегчающим работу летчика. В самолете все продумано для спасения пилота - есть комплекс, обеспечивающий аварийное покидание на любой предусмотренной применением машины высоте.
"ПАК ФА является самым совершенным самолетом в продуктовой линейке Компании "Сухой" и, начиная с 2020 года, станет основным продуктом компании на рынке авиационный техники", - сообщают производители. Экспортный паспорт, по словам главы Ростеха (куда входит спецэкспортер вооружений "Рособоронэкспорт") Сергея Чемезова, уже получен. Потенциал на зарубежных рынках у Су-57 хороший - иностранные отраслевые СМИ отмечают, что на приобретение новейшего российского истребителя могут претендовать уже пять стран: Алжир, Вьетнам, Индия, Китай и Турция.
Гордость вооруженных сил РФ: Су-35 и Су-30СМ
Закупка малой серии Су-57, которая сначала предполагалась Госпрограммой вооружений, объяснялась еще тем, что ВКС уже активно эксплуатирует более дешевые, но максимально приближенные по характеристикам к самолетам 5-го поколения, многофункциональные Су-35. Будучи в ранге замминистра обороны по вооружению, Юрий Борисов (сейчас вице-премьер по ОПК) называл "тридцать пятый" и его собрата Су-30СМ "гордостью Вооруженных сил России".
Главнокомандующий ВВС России (2007-2012), заслуженный военный летчик РФ, генерал-полковник Александр Зелин в беседе с заместителем главного редактора "КР" сказал: "Господство в воздухе с освоением самолетов Су-35 и Су-57 Российской Федерации обеспечено. Я вам это откровенно говорю, я летчик-истребитель".
Су-35 - истребитель поколения 4++, создан на базе самого популярного тяжелого истребителя Су-27. Его задачи: поражать воздушные, наземные и надводные цели, объекты инфраструктуры, прикрытые средствами ПВО и расположенные на значительных удалениях от аэродрома базирования.
В 1990-2000-е годы Минобороны экономило средства и время, поэтому вместо работы над 5-м поколением глубоко модернизировало Су-27, придав ему характеристики, позволяющие противостоять в воздушном бою американскому пятому поколению.
"От базового самолета Су-27 Су-35 отличается формой центральной балки хвостовой части фюзеляжа, обеспечивающей меньшее аэродинамическое сопротивление, рулями направления увеличенной площади, а также крылом увеличенной толщины с двумя дополнительными точками подвески, - поясняют в Компании "Сухой", - На Су-35 упразднен выдвижной тормозной щиток на гаргроте фюзеляжа - благодаря цифровой системе управления, торможение осуществляется скоординированным отклонением управляющих поверхностей самолета. Также упразднены подъемные защитные сетки в канале воздухозаборников двигателей, что позволило обеспечить больший расход воздуха двигателя и большую тягу". Разработанные НПО "Сатурн" (ОДК) двигатели ТРДДФ 117С являются развитием устанавливаемого на самолеты Су-27 двигателя АЛ-31Ф. У него увеличены форсажная и бесфорсажная тяги, а также вдвое больший назначенный ресурс. Высокая маневренность Су-35 достигается благодаря управляемому вектору тяги - конструкция сопла реактивного двигателя имеет дополнительный узел, обеспечивающий отклонение сопла целиком, что увеличивает "юркость" машины. Самолет не имеет ограничений по углам атаки. Высокие маневренные характеристики обеспечивают Су-35 превосходство в ближнем воздушном бою над современными и перспективными истребителями.
Самолет может вести бой управляемыми ракетами класса "воздух-воздух", противокорабельными и противолодочными ракетами класса "воздух-поверхность", корректируемыми авиабомбами. Для поражения целей в дальнем воздушном бою на Су-35 можно размещать до пяти ракет большой дальности, до 12 ракет средней дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения, с возможностью многоканального обстрела и применения по принципу "пустил-забыл".
Радиолокационные и оптико-электронные системы с большой дальностью действия, высокой точностью навигации, широким полем обзора и возможностью одновременного сопровождения большого числа целей обеспечивают высокую эффективность действий в дальнем воздушном бою и по наземным и морским целям. Наибольший прирост боевой эффективности Су-35 по сравнению с Су-27 и его другими модификациями обеспечивает новый комплекс БРЭО, в том числе БРЛС "Ирбис-Э" с фазированной антенной решеткой.
Комплексная цифровая система управления самолетом повышает безопасность и упрощает процесс пилотирования - нагрузка на летчика снижается благодаря автоматизации и "интеллектуальной поддержке". За счет набора пассивных средств обнаружения пилот Су-35 хорошо осведомлен об имеющихся угрозах. Комплекс средств радиоэлектронного противодействия способствует высокой выживаемости. "К сожалению, Су-35 летным составом еще не до конца освоен, но у этих ребят все впереди. Су-35 - машина, полностью позволяющая завоевать господство в воздухе в любом районе, регионе, на любых территориях. Аналога такой машины в мире не существует, это превосходный самолет, а с появлением Су-57, этим двум машинам не будет равных в мире - ни F-35, ни F-22, ни китайский самолет 5-го поколения J-20 им не ровня. Я низко кланяюсь директору Комсомольского-на-Амуре авиационного завода Александру Ивановичу Перкашу за его работу", - сказал "КР" экс-главком ВВС России Александр Зелин.
Ряд стран очень заинтересован в приобретении Су-35 для своих ВВС. Недавно Россия завершила поставки этих истребителей в Китай. Ожидаются поставки в Индонезию. Генерал-майор Бариев отмечает, что пока в войсках нет серийного Су-57, лучшим боевым самолетом можно считать Су-35. "По отзывам летчиков, на сегодняшний день, Су-35 - самая эргономичная машина, он лучший и как летательный аппарат, и как воздушный боец - очень эффективный самолет", - сказал он в беседе с "КР".
Истребители Су-35 принимали активное участие и испытывались в реальных боевых условиях в Сирии. Вместе с ними в Арабской Республике боевое крещение прошли и сверхманевренные Су-30СМ.
"Су-30 - это учебная парта для освоения самолетов Су-35 и Су-57. Это прекрасная боевая машина с возможностью обучения летного состава. Это не самолет, а просто игрушка в хорошем смысле этого слова", - подчеркивает генерал Зелин.
Многоцелевой сверхманевренный двухместный истребитель поколения 4++ Су-30СМ (серийный модернизированный) - дальнейшее развитие семейства боевых самолетов типа Су-30МК (модернизированный, коммерческий- двухместный ударный экспортный самолет), созданный на базе Су-27УБ. Он оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.
На Су-30СМ установлены модульные двухконтурные двухвальные турбореактивные двигатели АЛ-31ФП со смешением потоков внутреннего и наружного контуров за турбиной, общей для обоих контуров форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым всережимным реактивным соплом. Без дозаправки и подвесных баков истребитель способен преодолевать до 3 тыс. км.
Самолет может применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Экс-начальник Липецкого авиацентра, заслуженный военный летчик РФ генерал-майор Александр Харчевский ранее отмечал, что у Су-30СМ в разы увеличены боевые возможности, связанные с обнаружением и поражением целей, причем не одной, а нескольких одновременно. "Потенциал одного такого самолета сравним с потенциалом двух самолетов предыдущего поколения. Он может летать не только с традиционными - положительными или отрицательными - перегрузками, но и с боковыми. Это дает летчику новые возможности для построения в трехмерном пространстве маневра, необходимого для победы в воздушном бою", - так характеризовал эту машину Харчевский. По его словам, появление сверхманевренных самолетов влияет на новые способы ведения борьбы в воздухе, на тактику воздушного боя.
Создавать коммерческую версию Су-30МК начали в трудные для авиапрома и всей страны 1990-е годы для Индии. Покупателем машин позже стал Китай. Это один из редких примеров, когда иностранные государства начали закупку российских образцов раньше, чем российская армия. По данным открытых источников, на сегодняшний день самолеты Су-30 разных модификаций стоят также на вооружении Алжира, Анголы, Венесуэлы, Вьетнама, Индонезии, Казахстана, Малайзии и Уганды.
Большое впечатление сверхманевренный Су-30СМ произвел в свое время на начальника ГЛИЦ Радика Бариева: "Это был первый самолет с управляемым вектором тяги, который у нас появился, что было в новинку. Когда мы начали его закупать и поставили на вооружение, изменили бортовое оборудование по сравнению с первыми версиями модели и улучшили характеристики. Даже сейчас мы работаем над повышением эффективности. Этот самолет у меня оставил хорошие впечатления", - поделился он впечатлениями от машины с "КР".
Лучшие бомбардиры: Су-24М И Су-34
Популярностью у зарубежных заказчиков пользуется и истребитель-бомбардировщик ОКБ Сухого Су-24 с изменяемой стреловидностью крыла. Ими в разное время были вооружены ВВС Азербайджана, Алжира, Анголы, Беларуси, Ирака, Ирана, Казахстана, Ливии, Сирии, Судана, Узбекистана и Украины. Су-24 применялся во время войны в Афганистане, в Чеченской кампании, Грузино-Осетинском конфликте и кампании ВКС России в Сирии.
Армия России сегодня использует модернизированные Су-24М, оснащенный подсистемой прицельно-навигационного комплекса СВП-24. Его задача: в любое время суток наносить ракетно-бомбовые удары в простых и сложных метеоусловиях, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Но в ближайшие годы Су-24 снимут с вооружения, его место в войсках занимает истребитель-бомбардировщик Су-34. Базой для этого самолета также стал знаменитый Су-27, но была увеличена бомбовая нагрузка и запас топлива, модифицирована носовая часть. Успешное применение самолетов Су-34 в Сирии послужило толчком к активизации переговоров по поставке данного самолета на внешний рынок в экспортной версии Су-32.
Из-за приплюснутой формы передней части, Су-34 получил прозвище "Утенок". Самолет оснащен передним горизонтальным оперение7м для обеспечения устойчивого полета на всех высотах и скоростях, включая предельно малые. В кабине повышенной комфортности члены экипажа бомбардировщика размещены рядом, а за их спинами довольно большое пространство, где при необходимости во время долгосрочных полетов можно встать в полный рост, а между креслами оборудуется откидное спальное место. Бытовые условия в кабине (в т.ч. кухонный отсек, биотуалет и встроенная система электромассажа) позволяют летчикам не терять работоспособность в длительных полетах продолжительностью до 10 часов. Для обеспечения заданной дальности и продолжительности полета самолет Су-34 оснащен системой дозаправки топливом в полете. "Отличительной особенностью Су-32 (Су-34) является центральная хвостовая балка увеличенных размеров, в которой размещаются вспомогательная силовая установка, тормозной парашют, устройства выброса расходуемых средств РЭП и дополнительный топливный бак", - отмечают в Компании "Сухой".
Двухконтурные турбореактивные двигатели разработки ОКБ им. А. Люльки АЛ-31Ф серии 23 имеют тягу 12500 кгс на режиме "полный форсаж", а на режиме "максимал" - 7770 кгс.
"Су-34 моя любимая машина, потому что я как главнокомандующий ВВС довел ее до логического завершения, подписал заключение о принятии на вооружение этой машины. Была такая у летчиков поговорка "конструктор Сухой, а летчик мокрый", - поделился с "КР" Александр Зелин, - Есть такой конструктор Александр Николаевич Панин (разработчик системы СВП-24 - прим.ред) - умнейший человек, и начальник Генерального штаба Валерий Васильевич Герасимов дал поручение, чтобы все разработки А.Н.Панина были внедрены на этой машине - это обязательно необходимо сделать".
Су-34 - первый российский боевой самолет, спроектированный по принципу открытой архитектуры бортового радиоэлектронного комплекса - интеграция на борт нового оборудования не требует кардинального пересмотра всего комплекса. БРК отвечает всем требованиям к современным самолетам тактической авиации, на борту есть многофункциональная РЛС переднего обзора с фазированной антенной решеткой; оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс; комплекс радиоэлектронного противодействия.
Вооружение "Утенка" размещается на 12 точках подвески, при этом на торцевых точках подвески на постоянной основе размещаются контейнеры станции активных помех. Самолет может применять широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых средств поражения. При создании Су-34 учитывали также боевое применение штурмовиков Су-25. В частности, разработчики обратили особое внимание на бронирование кабины. Корпус кабины Су-34 выполнен из бронированной оболочки из титанового сплава, стекло также бронированное для повышения живучести. Для спасения летчиков предусмотрены катапультные кресла К-36ДМ, позволяющие выполнять катапультирование на любой предусмотренной применением высоте и скорости полета, а также с земли. "Самолет Су-34 уже не раз показывал свои возможности - начиная с Грузино-Осетинского конфликта и заканчивая Сирией, - говорит Радик Бариев, -Но мы не останавливаемся - идет постоянная совместная с ОКБ доработка, повышается боевая эффективность этих машин, все идет очень хорошо".
Суперграч: Су-25СМ3
Парад Победы на Красной площади традиционно завершает пролет штурмовиков Су-25 с дымами в цветах российского триколора. Этой же машиной разработки ОКБ Сухого мы завершим и наш рассказ о современных самолетах марки Су на вооружении ВКС России.
"Су-25 - самый лучший штурмовик после Великой Отечественной войны. В мире есть два штурмовика: Су-25 и А-10 с модернизациями. Так вот наш Су-25 - это штурмовик превосходной степени, - рассказал "КР" экс-главком ВВС Александр Зелин, - Эта машина получилась, она очень хорошая, за что нужно сказать большое спасибо Владимиру Павловичу Бабаку, конструктору Су-25. Конечно, ее нужно модернизировать, и мы понимаем, как это сделать". Задачи Су-25: уничтожение при любой погоде в любое время суток защищенных системами ПВО подвижных целей, в т.ч. танков и бронемашин.
Созданный в ОКБ Сухого "Грач" давно служит в российской армии и уже претерпел несколько этапов модернизации. Сейчас в интересах Минобороны России проводится ремонт с модернизацией самолетов типа Су-25 в вариант Су-25СМ3.
Су-25СМ3 - глубокая модификация самолета на базе Су-25СМ, оснащенного системой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки на карте с точностью до 10 м. В кабине цифровой дисплей с возможностью отображения наземной и воздушной обстановки. Боевая эффективность машины улучшилась в 3 раза по сравнению с другими модификациями. Устанавливаемая на "Грач" система радиоэлектронной борьбы "Витебск-25" включает в себя систему радиолокационного оповещения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет и мощную станцию постановки помех.
В зависимости от задач, "Грач" может быть укомплектован 32 разными видами оружия, некоторые из которых могут использоваться одновременно. Новые прицельные приборы позволят летчику обнаруживать и отслеживать вражеские наземные цели на расстоянии нескольких километров. Точность попадания неуправляемых бомб приближена к высокоточному самонаводящемуся вооружению, на борту стоит подсистема прицельного навигационного комплекса СВП-24-25.
Штурмовики Су-25 применялись в Афганистане, Ирано-иракской войне, гражданской войне в Анголе, Персидском заливе, Чеченской кампании, Грузиноосетинском конфликте, на Донбассе, в Сирии и еще ряде локальных конфликтов.
Стоящая сегодня на вооружении фронтовой оперативно-тактической авиации Воздушно-космических сил линейка самолетов практически вся состоит из моделей Сухого: Су-24, Су-25, Су-35С, Су-34, Су-30СМ и в будущем ПАК ФА. Все самолеты прошли через Государственный летно-испытательный центр Минобороны РФ имени В.П.Чкалова, и генерал-майор Радик Бариев не сомневается в том, что самолеты Сухого лучшие в мире:
"Самолеты Сухого - достойная техника потому, что коллектив фирмы очень бойкий, здоровый, энергичный, творческий и профессиональный, с ними у нас полное взаимопонимание. Любые испытания выявляют недостатки, но самое главное их вовремя и грамотно устранять, приходя к общему знаменателю - тогда все получается. В результате мы сегодня имеем очень хорошую технику, которая по уровню даже превосходит продукцию наших партнеров", - заключил Бариев.
Коллектив Национального авиационного журнала "Крылья Родины" поздравляет руководство и сотрудников Опытно-конструкторского бюро имени П.О.Сухого с 80-летием. Смелые инженерные решения, инновационные подходы к конструированию боевых самолетов, присущие школе Сухого, накопленный научный опыт и кадровый потенциал позволяют десятилетиями создавать технику, характеристики которой ценятся во всем мире. Словосочетание "самолеты Сухого" - это гарантия качества и надежности.
Желаем Вам и впредь оставаться лидером проектирования высокотехнологичных машин, надежно защищающих небо России. Крепкого здоровья всему творческому коллективу, благополучия, конструкторского вдохновения, здравой рисковости в принятии решений и долгих лет творения во благо российских ВКС!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Крылья Родины». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Новый аэровокзал в Магадане построили при поддержке Сбера