Коммерсантъ
25 августа 2003, 11:09
Деньги на МАКС упали с неба
Нелетные доходы
В распоряжение участников МАКС-2003 предоставил 25 павильонов и 54 шале, а также около 100 торговых точек (на МАКС-2001 их было соответственно 20, 46 и 90). В салоне приняли участие 550 фирм из 138 стран (на МАКС-2001 было 420 участников из 104 стран). На смотровых площадках было выставлено 200 самолетов и вертолетов (на МАКС-2001 - 140).
Генеральный директор салона Игорь Новиков говорит, что по размаху показательных полетов МАКС-2003 превзошел авиасалоны в Ле-Бурже (Франция) и в Фарнборо (Великобритания), но избегает обсуждения доходов и расходов организаторов авиасалона. Впрочем, цифры эти далеко не секретны, и подсчитать их, учитывая, что в этом году МАКС не получал бюджетной поддержки, не представляет особого труда.
Салон, по словам господина Новикова, посетили свыше 600 тыс. человек, в том числе около 50 тыс. так называемых бизнес-посетителей. Входные билеты стоили 200 руб., а пропуска бизнес-посетителей - 750 руб. Итого на билетах салон заработал $3,3 млн. Устроители сдали в аренду 30 тыс. кв. м экспозиционных площадей (по $250 за метр плюс 30% за дополнительные услуги - телефоны, освещение и т. д.). В итоге выходит $10 млн. Кроме того, сдавались в аренду 52 шале площадью в 4 тыс. кв. м - это еще $2 млн. На МАКС-2003 было выставлено 200 самолетов и вертолетов. Стоянка одного летательного аппарата стоила $2,5 тыс.- в сумме это $0,5 млн. Около $1 млн дала реклама и еще столько же спонсорские отчисления, еще $0,8 млн дала аренда торговых точек. Кроме того, ежедневная парковка автомобиля стоила 900 руб., или 2500 руб. за парковку на все время салона. Всего за шесть дней салона парковалось около 20 тыс. машин. Это еще $1,5 млн. Кроме того, по $500 с экспонентов взималось в качестве регистрационного взноса. Таким образом, общая выручка МАКС-2003 составляет около $20 млн.
По данным Ъ, около $5 млн устроители потратили на подготовку к салону павильонов и строительство новых помещений. Расходы на рекламу салона и пиар-поддержку (включая федеральные телеканалы) с учетом гонораров агентств оцениваются в $1,5 млн. Организационные расходы, включая выступления пилотажных групп, оцениваются еще в $0,5 млн. Таким образом, до налогообложения доход организаторов МАКСа составит $13 млн. Отметим, что предпоследний салон - МАКС-2001 - впервые за время проведения салонов в Жуковском свел баланс с прибылью, составившей около $1,5 млн. Таким образом, МАКС-2003 получил рекордную прибыль.
По мнению источников в директорате МАКС-2003, нынешняя активность участников связана с тем, что государство за последние три года вернуло аэрокосмическим предприятиям ВПК около $1,5 млрд долгов по госзаказу.
Половина полученной МАКСом прибыли будет инвестирована в развитие устроителя салона - Летно-испытательного института имени Громова. Остальные деньги будут потрачены на подготовку следующего МАКСа, который пройдет в 2005 году.
Расходы участников состояли из стоимости аренды площадей и всякого рода накладных расходов, включая транспортировку экспонатов, представительские расходы и т. д., что обычно на 60% превышает стоимость аренды. Самые крупные экспозиции были у АВПК "Сухой", НПО "Сатурн" и корпорации "Аэрокосмическое оборудование" (они потратили на МАКС-2003 примерно по $2 млн), а также у РСК МиГ, корпорации "Ильюшин" (совместно с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко") и компании "Технокомплекс" (три последних участника выложили около $1 млн каждый). По данным источников в оргкомитете салона, в сумме участники МАКС-2003 потратили на участие в салоне около $38 млн (часть этих денег пошла на обслуживание выставочных экспонатов).
Показательные выступления
Наплыв российских авиафирм, прежде не очень жаловавших своим вниманием Жуковский, экспоненты объясняют по-разному. Представитель АВПК "Сухой" Юрий Черваков заявил Ъ, что раньше приоритетным для фирмы было участие в авиасалонах стран, куда она экспортирует боевую технику (например, в Индии и Китае). Однако новые направления деятельности АВПК "Сухой" - гражданские самолеты семейства RRJ (Russian Regional Jet), беспилотные летательные аппараты и углубленная модернизация всей продукции компании - продиктовали необходимость участия в МАКС-2003. "Этого требуют вопросы развития кооперации с российскими и иностранными фирмами, а также поиск новых рынков сбыта",- говорит господин Черваков. По его словам, АВПК провел на салоне переговоры "с главкомом ВВС одной из стран, которая прежде не закупала наши истребители; но теперь есть весьма основательные надежды, что у нас появится новый заказчик".
Директор "Ильюшин финанс Ко" Александр Рубцов заявил, что совместное участие ИФК и корпорации "Ильюшин" позволило впервые провести презентацию новой авионики лайнеров Ил-96 и новых пассажирских салонов, а также познакомить потенциальных заказчиков с лизинговыми схемами приобретения гражданской авиатехники. По словам господина Рубцова, "нам также хотелось показать наши объемы недавно заключенных контрактов, которые были одними из крупнейших на салоне".
Наиболее экзотическим контрактом МАКС-2003 стал подписанный 22 августа между РСК МиГ и концерном EADS меморандум о создании на базе перехватчика МиГ-31 летательного аппарата для туристических полетов. По сообщению пресс-секретаря EADS Грегора Курселя, проект "МиГ-Bus" предполагает, что в верхней части фюзеляжа МиГ-31 будет установлена герметичная кабина на 12 пассажиров. Поднявшись на высоту 10 км, самолет перейдет на одну минуту в пике. За это время туристы смогут испытать состояние невесомости. Полет будет стоить около $10 тыс. Сейчас EADS ведет в Объединенных Арабских Эмиратах переговоры с потенциальным инвестором, согласным вложить в проект "МиГ-Bus" $50-100 млн.
Впрочем, надо отметить, что ни один авиасалон, в том числе и МАКС-2003, не является местом, где участники прямо на месте принимают решения и подписывают контракты. Поэтому те сделки, о заключении которых было объявлено на салоне (см. таблицу), были подписаны ранее. Просто МАКС-2003 стал удачным поводом еще раз объявить о них деловой общественности.
"Евразия" и "Авиаэкспресскруиз" могут объединиться
Московские авиакомпании "Евразия" и "Авиаэкспресскруиз" ведут переговоры об объединении. Об этом сообщил "Интерфакс" со ссылкой на неназванные источники. Обе компании специализируются на чартерных перевозках и в ограниченном масштабе летают на регулярных линиях, располагая в общей сложности примерно десятью самолетами. Гендиректор авиакомпании "Евразия" Амиран Куртанидзе отказался подтвердить или опровергнуть эту информацию. В свою очередь гендиректор "Авиаэкспресскруиза" Александр Безникин заявил: "Хотя нет точной уверенности, что слияние состоится, возможность создания объединенной авиакомпании рассматривается". Объединенная компания, по его словам, может получить новое название, но, возможно, унаследует название одного из участников слияния. Отметим, что Государственная служба гражданской авиации (ГСГА, входит в Минтранс) объявила о решении с 4 сентября лишить "Евразию" лицензии на полеты, ссылаясь на нарушения ею требований безопасности полетов. "Евразия", обжаловав это решение, выиграла иск в Московском областном арбитражном суде, однако тяжба еще не завершена....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Алан Лушников: "Калашников" разработал новый ударный беспилотник "КУБ-10Э"