О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Военный Ан-70: реанимировать, чтобы похоронить?

Оперативно-тактический средний транспортный самолет Ан-70 все-таки прилетел на МАКС-2003 по окончании "дней для специалистов" и даже выполнил небольшой демонстрационный облет территории в воскресенье, перед закрытием салона. Финансирование разработки этого самолета все-таки будет продолжено, а задолженность российской стороны ликвидирована, несмотря на критические заключения российских конструкторов и неподъемные обязательства по закупкам со стороны России. В то же время в недрах ВВС России считают, что этот самолет нашей армии вовсе не нужен, а его разработка - вопрос сугубо политический.

После июльских переговоров премьер-министров Украины и России, когда ситуация с финансированием Ан-70 была разрешена, споры вокруг разрабатываемого среднего военно-транспортного самолета Ан-70 накануне авиасалона МАКС-2003 вспыхнули с новой силой. Так, на внеочередном заседании межправительственной комиссии России и Украины Михаил Касьянов заявил, что работы над этим проектом продолжатся, а возникшее почти годовое отставание должно быть ликвидировано.

По итогам 2002 г. Россия должна была заплатить по этому проекту $48,2 млн., но деньги не перечислила. Упомянутая сумма ляжет ощутимым бременем на гособоронзаказ 2003 г. и составляет около 30% всех расходов ВВС России на НИОКР. В целом на завершение разработки Ан-70 требуется $85,24 млн.

Кроме того, все еще отсутствует юридически оформленное решение правительств России и Украины о закреплении прав на интеллектуальную собственность, возникшую при совместной разработке Ан-70. Это означает, что Россия может оказаться "неполноценным" соразработчиком машины с соответствующим уменьшением доли в продажах (если самолет будет продаваться). Очередной срок подписания такого соглашения в равных долях (50% на 50%), с определением обоюдных обязательств по правовой охране, установлен до конца текущего 2003 г.

Финансирование будет продолжено

За несколько дней до салона МАКС-2003 главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов вновь озвучил свою неизменную позицию: "Самолет Ан-70 пусть покупает кто угодно, только не ВВС России, пока у руля есть генерал-полковник Михайлов". И такая позиция представляется хорошо обоснованной. Напомним, что еще в середине апреля 2003 г. вокруг Ан-70 разразился крупный скандал, в основе которого лежали экспертные оценки и рекомендации группы российских конструкторов, руководителей авиазаводов и специалистов НИИ ВВС России. Они написали письмо министру обороны Сергею Иванову.

В упомянутом письме отмечалось, что "он (Ан-70) находится на уровне морально устаревшего Ан-12", кроме того, "по ряду важнейших летных характеристик не соответствует тактико-техническому заданию ВВС России" и "объективные технические предпосылки улучшения характеристик самолета отсутствуют". Украинская сторона назвала утверждения российских специалистов "некорректными" и постаралась представить этот инцидент с позиции ужесточения конкуренции между авиапроизводителями стран. Леонид Кучма публично высказал свое недовольство затягиванием проекта со стороны правительства Касьянова.

Несколько позже было принято политическое решение. Михаил Касьянов заявил: "Мы будем работать над этим проектом". Однако о закупках среди российских чиновников высокого ранга никто не говорит. В то же время, согласно взятым на себя обязательствам Украины и России, количество закупаемых Ан-70 до 2010 г. должно составить 14 машин. Обязательства России на срок до 2018 г. по приобретению этого самолета для отечественных ВВС составляют 164 машины, что, очевидно, несовместимо с оборонным бюджетом страны. Более того, весной главком ВВС Владимир Михайлов говорил о возможности проведения в ближайшее время конкурса на создание нового среднего транспортного самолета для наших ВВС, в котором должны принять участие проекты Ту-330 и Ил-214.

Объективно не нужен

Дискуссии вокруг Ан-70 вызваны, прежде всего, тем, что украинская сторона, по заключенному соглашению, должна была разработать средний транспортный самолет грузоподъемностью до 35 т. Но "получилась" машина грузоподъемностью до 47 т, что означает рождение прямого конкурента российскому Ил-76 грузоподъемностью 50 т.

Пожалуй, одной из принципиальных особенностей Ан-70 являются неустранимые и несовместимые с жизнью недостатки конструкции. Существенная часть подъемной силы крыла машины создается за счет обдува струей от винта. В результате, по мнению экспертов, отказ даже одного из двигателей с большой вероятностью означает гибель машины.

Упомянутые недостатки усугубляются прямым назначением Ан-70 - это оперативно-тактический транспортный самолет для ВВС, и он должен быть достаточно маневренным и отказоустойчивым для эффективной эксплуатации в режиме ведения боевых действий. Хорошо известно, что у российских летчиков он получил неутешительное название "летающий гроб". Напомним, что вторая модель Ан-70 рухнула в январе 2001 г. под Омском именно из-за отказа двух левых двигателей.

Поскольку в Москве вопрос о закупках серийных Ан-70 отложен, по-видимому, до окончания разработки и появления серийных образцов, можно заключить, что эти машины ВВС нашей страны пока закупать не собираются. Отчасти в силу неустранимых особенностей конструкции, отчасти из-за размеров оборонного бюджета страны, перспектив для увеличения которого в разы пока не просматривается....
Авторские права на данный материал принадлежат «CNews». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка