Итоги
26 августа 2003, 18:44
По МАКСимуму
Впрочем, еще накануне было известно, что на участие в МАКСе подали заявки 489 российских и 118 зарубежных фирм. Кроме того, изначально ни у кого не было сомнений, что авиасалон идет на рекорд по количеству экспонатов - свыше 200 самолетов и вертолетов. Отдельный сюжет - пилотажные группы из Италии, Франции и США, которые состязались в мастерстве высшего пилотажа с нашими асами. Действительно, ничего подобного авиасалон в Ле-Бурже, завершившийся два месяца назад, не видел. Американцы, как известно, не прилетели во Францию из-за ее позиции по поводу войны в Ираке, а российские самолеты притормозила швейцарская Noga. Кульминацией международного признания авиасалона в Жуковском стал прилет символа ядерного противостояния - американского стратегического бомбардировщика В-52. Впрочем, это лишь внешняя сторона. Куда важнее, что салон в Жуковском почтили своим вниманием такие киты международного авиапрома, как Boeing и Airbus.
Несмотря на столь широкое международное представительство, отголоски "режимности" до конца изжиты не были. Буквально на глазах корреспондентов "Итогов" бдительный прапорщик из охраны строго окоротил китайского бизнесмена, пытавшегося сфотографироваться на фоне цехов НИИ им. М. М. Громова. Но самое любопытное, что рисковал китаец совершенно напрасно, поскольку буквально в ста метрах от места происшествия предприимчивые российские граждане активно торговали космическими снимками Жуковского с прилегающими стратегическими объектами, а также Москвы и на выбор - снимками любых других уголков нашей необъятной родины...
Дальнее зарубежье прибыло в Жуковский не столько для того, чтобы поторговать, сколько для того, чтобы пообщаться и полетать с достойными партнерами. Хотя все авиасалоны таковы. Основная маркетинговая работа проводится отнюдь не публично и не в один день. И если на самом авиашоу и подписываются какие-либо контракты, то это всего лишь торжественный момент, и не более того. Как правило, непосредственной экономической выгоды государству-организатору авиасалоны почти не приносят. Тем не менее все значимые авиастроительные государства стараются не пропустить ни одного авиасалона, поскольку неучастие рассматривается как свидетельство того, что у конкурента дела из рук вон плохи и он сходит с дистанции. Быть организатором авиашоу - престижно вдвойне.
С этой задачей МАКС-2003, безусловно, справился. Тем более что авиационное достоинство России держится не только на шоу, но и на внушительных результатах - один авиахолдинг "Сухой" контролирует треть мирового рынка военной авиации. Недавно был подписан почти миллиардный контракт на поставку в Малайзию 18 истребителей Су-30МКМ. На подходе контракты с другими государствами. И, как утверждает гендиректор АВПК "Сухой" Михаил Погосян, в ближайшие пять лет на экспорт планируется поставить более 150 боевых самолетов.
Но если на международной арене наш авиапром выглядит вполне представительно, то изнутри он раздираем нешуточными противоречиями. Выступая на открытии авиасалона, вице-премьер Борис Алешин, в частности, заявил о необходимости объединить гражданские и военные авиапредприятия, чтобы "унифицировать модельный ряд". Такой же точки зрения придерживается и глава Росавиакосмоса Юрий Коптев. При этом, правда, возникает множество вопросов с правами собственности.
Как решить эту проблему, знает глава Минпромнауки Илья Клебанов, заявивший в интервью "Итогам" следующее:
- На мой взгляд, существует единственный универсальный для всей оборонки вариант приведения интересов государства в соответствие с его амбициями - включение механизма интеллектуальной собственности. Вот простой пример. Акционеры "Пермских моторов", придавленные дикой кредиторской задолженностью, решили увеличить долю государства. А когда учли интеллектуальную собственность, априори принадлежащую государству, поняли, что другим акционерам просто ничего не остается.
- Почему тогда государство не спешит принимать такое очевидное решение? Одна подпись - и госконтроль над самолетостроением восстановлен.
- Потому что все боятся обвинений в попытках национализации. Но я полагаю, что через определенное время в рамках реализации программы реформирования оборонного комплекса такое решение все равно придется принимать - в интересах самого же авиапрома. Но пока желающих не находится. Все размышляют. И я в том числе...
Впрочем, это не единственная позиция. Накануне открытия авиасалона МАКС-2003 президент Национального инвестиционного совета Александр Лебедев предложил диаметрально противоположную схему - отдать все российские авиазаводы в частные руки, и пообещал сделать их высокодоходными уже через десять лет. Примеры успешной работы частных авиапроизводителей действительно имеются. В их числе НПК "Иркут", в котором государству принадлежит только 14,7 процента акций. За счет индийского, а теперь уже и малайзийского контрактов на поставку истребителей марки "Су" завод процветает. Одна проблема: объединяться с другими государственными и частными компаниями в крупные холдинги, за что ратует вице-премьер Алешин, такие предприятия не спешат. Тот же "Иркут" не собирается вступать в холдинг, создающийся на базе АВПК "Сухой" - разработчика истребителей Су. И похоже, что у государства пока нет действенных рычагов "построить" строптивого частника.
Что от этого противостояния достанется отечественной боевой авиации, не совсем ясно. Однако, как заявил главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Владимир Михайлов, оборонное ведомство уже созрело для закупок и новых вертолетов, и новых самолетов. Кроме того, активно занимается созданием самолета пятого поколения. Владимир Михайлов ответил на вопросы "Итогов".
- Руководство корпорации "Иркут", например, считает, что дело не в планере пятого поколения, а в вооружении и бортовом оборудовании.
- По пилотажу Су-30МКИ, наверное, отвечает не только пятому, но и шестому поколению. Но одних пилотажных свойств мало, необходимы также малозаметность и способность применять оружие в любых условиях, а это уже другое качество платформы.
- Так какая концепция нового боевого самолета прогрессивнее - "Иркута" или АВПК "Сухой"?
- Конечно, АВПК "Сухой". Но дело здесь вовсе не в конфликте идей, а в деньгах. "Иркут" - это частное предприятие, на которое в силу сложившейся ситуации работает все государство. Денежный вопрос главный и в конфликте вокруг российско-украинского транспортного самолета Ан-70, который мы профинансировали на 80 процентов (главком Михайлов считает, что Ан-70 не доведен до ума, и предлагает заменить его российским Ил-76МФ. - "Итоги").
- Ан-70 летал на МАКСе, и очень неплохо.
- Эта машина дороже "Боинга", а надежность ее недостаточна. Что такое ресурс двигателя 150 часов? Три раза слетал на Дальний Восток - и меняй.
- Тем не менее вам, похоже, все-таки выкрутили руки.
- Я еще раньше говорил, что этот проект обклеен не только большим количеством денег, но и большим количеством соглашений на высоком уровне. И делали это люди, которые до сих пор влиятельны. Примечательно, что прошедший все испытания Ил-76МФ так и не попал на МАКС. Понятно почему - он бы составил серьезную конкуренцию Ан-70. Кто здесь поработал, неизвестно. Но как бы там ни было, я считаю, что бывший главком ВВС Корнуков совершил ошибку, подписав акт испытаний Ан-70 при неустраненных недостатках...
Впрочем, все эти проблемы не омрачили авиационный праздник в Жуковском. Тем более что интеграция российской оборонки, несмотря на все препятствия, продолжается. Например, одна из дочерних компаний "Рособоронэкспорта" недавно приобрела 50 процентов акций крупнейшего в России предприятия ВПК "Оборонительные системы-Инвест" (выпускает комплексы С-300ПМУ). Это приобретение - наглядное подтверждение того, что руководство "Рособоронэкспорта" серьезно намерено не только торговать, но и производить вооружения и военную технику. Возможности, как говорится, позволяют - в этом году валютная выручка "Рособоронэкспорта" уже составила 3,3 миллиарда долларов. Поэтому гендиректор Андрей Бельянинов выглядел весьма довольным. В конечном итоге остались довольны и устроители МАКС-2003.
А незапланированное падение воздушного шара системы "монгольфьер" на Су-27 показалось больше курьезом, чем серьезным летным происшествием....
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Стендап на высоте 7600 метров: бортпроводник QAZAQ AIR выступил перед пассажирами
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов
Декабрь 23, 2024
Строительство аэровокзала Магадана прошло при поддержке ВЭБ.РФ и Сбера