О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Деликатная дружба

Международный авиакосмический салон МАКС 2003,прошедший на прошлой неделе в подмосковном Жуковском, отчетливо показал, что на фоне возрастающей роли России как мирового экспортера оружия значительно вырос и уровень влияния этого государства на Украину в военно-технической сфере. Ибо, несмотря на западную внешнеполитическую ориентацию, все основные боевые системы Украина модернизирует вместе с Россией. Киев явно старался представить себя в Подмосковье как можно шире - ведь на прошлогоднем украинском салоне "АВ?АСВ?Т- ХХI" Россия продемонстрировала очень весомую поддержку. Теперь же, даже с учетом наличия на салоне восьми натовских самолетов, Украина, пожалуй, была вторым по представительству участником международного форума.

... Минус Ан-70

Прагматизм взаимоотношений двух государств теперь достиг той исключительной точки, когда проблемы открыто и непредвзято обсуждаются, как это водится между "своими". Кроме международного признания московского салона, достоянием журналистов стало еще несколько показательных "открытий". Во-первых, Россия не будет покупать Ан-70 ни при каких обстоятельствах. По меньшей мере, пока главкомом российских ВВС остается генерал Владимир Михайлов. Во-вторых, несмотря на это обстоятельство, украинско-российская оружейно- промышленная дружба окрепла новыми планами реализации еще нескольких весомых проектов. И, наконец, в-третьих, украинский оружейный экспорт, преодолев негативные последствия "кольчужного" скандала, пошел в гору:

А среди событий, эмоционально воспринятых публикой - не только прилет на салон нескольких американских самолетов, но и их обнаружение и распознание украинской станцией пассивной радиотехнической разведки "Кольчуга" - за 800 км до места посадки.

По задумке, Ан-70 должен был показать свою мощь как раз во время посещения авиасалона президентом Владимиром Путиным. Но эффект был явно смазан из-за смещения программы полетов и сокращения полетного времени самого Ан-70. В результате Ан-70 летал в небе Жуковского, когда российский президент уже покинул авиасалон. Представители АНТК им. Антонова не скрывали, что "столкнулось с серьезным противодействием со стороны устроителей авиасалона". По мнению заместителя Генконструктора АНТК им. Антонова Олега Богданова, "самолет пытались не допустить на выставку, а затем не хотели допускать к тренировочным полетам". По его словам, уже в течение года сдерживается участие российских специалистов в испытаниях воздушной машины. В АНТК им. Антонова считают, что "попытки столкнуть" Ан-70 с Ил- 76МФ делаются специально, хотя некорректно сравнивать два разных по классу самолета - оперативно-тактический Ан-70 и оперативно-стратегический Ил-76МФ, предназначенные для выполнения совершенно разных задач.

Так это или нет, но проблема проекта заключается в том, что главным заказчиком самолета является военное ведомство России. Говорят, что Ан-70 - хорошая машина, но родилась в неудачное для нее время. Когда-то, когда было необходимо вырвать как можно большую долю производства самолета при ведении переговоров с западными державами (доля совместного производства европейскими участниками определяется долей заказа конечной продукции. - Авт. ), российские представители имели несчастье задекларировать закупку 164 воздушных машин до 2018 года. Впрочем, украинцы тоже отличились, замахнувшись на 65 самолетов. Но когда Европа отказалась от проекта, нереальность этих цифр стала очевидной для всех. Поэтому российские военные, у которых тоже нет денег, отмахиваются от Ан-70.

"Военно-транспортный самолет Ан-70 попал из среднего в тяжелый класс, поэтому военное ведомство России не будет его закупать даже после устранения технических недостатков", - заявил автору главком ВВС РФ Владимир Михайлов. Однако это не означает, что Россия бросит проект. По словам главкома, военное ведомство России заинтересовано в доведении воздушной машины "до ума", чтобы продавать ее третьим заказчикам.

Российские эксперты не верят, что задолженность России за разработку Ан-70 в размере $ 48,2 млн. может быть включена в гособоронзаказ на 2004 г., как обещал вице-премьер РФ Борис Алешин. Эта сумма составляет около 30% ежегодных ассигнований ВВС РФ на НИОКР. В лучшем случае, считают они, сумма долга будет списана через газовые схемы. Российский аналитик Сергей Сокут отмечает, что в России фактически нет разногласий по поводу проекта Ан-70. "Если проанализировать высказывания Михаила Касьянова, Бориса Алешина, Алексея Московского (начальник вооружения ВС РФ) за последние месяцы, можно заметить, что ни один из них не упомянул о серийном производстве нового самолета в России. А нынешнее благожелательное отношение российского правительства к Ан-70 объясняется прежде всего нежеланием обострять отношения с Киевом".

Тут можно было бы подвести черту. Но и это еще не все. Дело в том, что на МАКСе "раскручивали" не только проект Ил-76. Но и новый проект среднего транспортного самолета Ту-330, который, совершенно очевидно, создается "в пику" Ан-70. Другими словами, попытки силой притянуть российский авиапром к проекту могут оказаться не только неблагодарной, но и бесполезной работой - Россия Ан 70 не хочет. Каки другим самолетостроительным державам, ей не хочется взращивать сильного конкурента своими собственными руками.

Новые проекты

Зато Россия легко идет на сближение там, где ей это выгодно. Таких проектов становится все больше, причем многие из них могут оказаться прообразами транснациональных структур. Особенно это заметно в авиастроительной отрасли.

Под нескончаемый рев истребителей в небе Жуковского Харьковский авиазавод подписал довольно выгодное соглашение с самарским авиастроителем "Авиакором" о создании совместного предприятия "Международный авиационный проект 140" между ХГАПП и "Авиакор". Согласно проекту, украинский Ан-140 будет собираться в Самаре и затем поставляться российским авиакомпаниям. Эксперты "Авиакора" считают, что емкость российского рынка для самолета Ан-140 составляет более 100 воздушных машин, а реальные планы российской стороны предусматривают выпуск по пять-шесть самолетов в ближайшие два-три года. После подписания летом этого года контракта на поставку пяти самолетов Ан-140 Ливии, а также протоколов о намерении приобрести самолеты Словенией и Словакией самарский проект подтверждает, что проект Ан-140 реально состоялся и набирает темпы.

Неплохие пока перспективы и у реактивного Ан-148: компания "Аэрофлот", как заявил на выставке МАКС-2003 в Москве ее гендиректор Валерий Окулов, ведет переговоры о приобретении крупной партии этих самолетов. По оценкам экспертов, украинская машина Ан-148 будет жестко конкурировать с двумя российскими проектами: региональным самолетом Ту-334 - тоже российско-украинским и выпускающимся пока лишь в Киеве, и проектом RRJ-75. Еще в прошлом году "Аэрофлот" заявил о намерении приобрести в лизинг 25 самолетов Ан-148 через лизинговую компанию "Ильюшин Финанс Ко". Если это случится, будущее новой машине будет обеспечено.

Несмотря на развитие совместного с Израилем проекта модернизации учебно-боевого самолета L-39, вскоре может появиться его украинско-российский близнец. Ведущей фирмой в этом проекте будет российское КБ им. Мясищева, а украинскими участниками - Одесский и Чугуевский авиаремонтные заводы. "Украина может войти в проект и самолетами, и заводами", - отметил один из участников украинско-российских переговоров в Москве.

В ходе авиасалона был фактически дан старт объявленному в Le Bourget амбициозному проекту: АНТК им. Антонова и группа компаний "Волга-Днепр" подписали соглашение о возобновлении производства модификаций самолета Ан-124 "Руслан". Хотя речь идет пока о восстановлении производства самолетов версии Ан-124- 100М грузоподъемностью до 150 т с уменьшенной численностью экипажа, параллельно продолжаются работы по созданию сверхгабаритного самолета Ан-124-300, предназначенного для беспосадочных трансконтинентальных перелетов. По мнению разработчиков, жизнь Ан-124 должна быть продлена еще на 30 лет.

Межгосударственная финансово-промышленная группа "Оборонительные системы", объединившая постсоветских производителей средств ПВО, объявила о заинтересованности в ремонте и модернизации систем ПВО вместе с Украиной. Во-первых, на украинской территории будет создан совместный сервисный центр по ремонту систем ПВО С 300. При этом, как сообщил входе салона руководитель секретариата МФПГ "Оборонительные системы" Владимир Маргелов, в подвижные ремонтные базы для ЗРС С-300, стоимость которых составляет значительную часть самого комплекса, могут быть интегрированы украинские ноу-хау в сфере диагностики, апробированные ОАО "Спецтехсервис" и ЗАО "ЮБК-Спектр". Еще один проект в этой сфере касается совместной модернизации ЗРК "Печора", которые в настоящее время находятся на вооружении в 35 странах мира. Эта тема, как говорят участники проекта, приобрела актуальность после подписания нынешним летом межправительственного соглашения о совместной работе на рынках третьих стран.

Наконец, самым амбициозным совместным проектом может стать "Воздушный старт". Мечта советских времен может сбыться через несколько лет: на 2006 г. намечен первый запуск в рамках этого проекта. Применение "Воздушного старта" должно позволить выводить на орбиту спутники массой до 4 тонн, а в качестве космодрома будет использован самолет Ан-124-100-ВС, специально доработанный под проект. В нем разместится пусковой контейнер с ракетоносителем массой 100 т, в которую будет установлен космический аппарат. Для "Воздушного старта" намерены использовать ракетоноситель легкого класса "Полет", разработанный в российским КБ им. Макеева. По задумке ученых, самолет после подъема на высоту 10 - 11 тыс. метров будет производить десантирование ракеты. После этого у ракетоносителя включаются собственные двигатели, с помощью разгонного блока она выводит спутник на геостационарную орбиту. Основные участники проекта - Авиационно- ракетный комплекс "Воздушный старт", АНТК им. Антонова и КБ им. Макеева - уже подсчитали, что средняя стоимость пуска составит $20 - 23 млн., что значительно дешевле использования основных ракетоносителей при пусках с наземных космодромов.

Стреляющий экстпорт растет

Во время пресс-конференции госкомпании "Укрспецэкспорт" ее гендиректор Валерий Шмаров согласился с расчетами Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute), который отвел Украине шестую строку в списке основных экспортеров оружия. На МАКСе В.Шмаров не делал тайны из того, что "кольчужный" скандал для отечественных спецэкспортеров уже история, а объемы экспорта оружия неуклонно поползли вверх.

Перед началом выставки гендиректор "Укрспецэкспорта" отметил следующее:

- Не будет открытием, если я скажу, что будущее Украины на рынке оружия должно проявиться в новых технологических решениях. В создании новой авиационной техники и агрегатов для нее. В создании новых средств ПВО, радиолокации, обнаружения и радиоэлектронной разведки. В создании новых высокоточных средств поражения и средств противодействия ему. Украина уже сегодня может представить новые пассажирские и военно-транспортные самолеты, новые решения в создании и модернизации ракетоносителей и космических аппаратов, новые радарные системы, системы радиоразведки и радио подавления, а также управляемые лазерным лучом боеприпасы. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что у Украины есть долговременная перспектива на рынке вооружений. Ее реализация во многом связана с инвестициями в создание боевых систем нового поколения, которые должны отвечать военной доктрине государства и в то же время иметь широкую экспортную перспективу. Другими словами, мы ставим на наукоемкую продукцию и высокие технологии, и это сегодня безальтернативное условие сохранения позиций на рынке. Что касается реализации военной продукции в ближайшие годы - спрос есть на отечественную авиатехнику и подсистемы для нее, системы противовоздушной обороны, радиолокационную технику, радиоэлектронику, боеприпасы и продукцию военного судостроения. По результатам первого полугодия 2003 г. компания увеличила объемы экспорта более чем в полтора раза по сравнению с прошлогодним периодом, объемы же заключенных в течение этого времени контрактов достигли наивысшего для "Укрспецэкспорта" уровня. Сегодня нас все больше радует и структура экспорта. Доля имущества Министерства обороны и других военных формирований меньше 20%, в то время как почти две трети составил экспорт новой продукции предприятий ОПК. Мы считаем высоким показателем то, что почти четверть контрактов - экспорт услуг специального назначения.

По мнению экспертов Центра исследований армии, конверсии и разоружения, объемы украинского экспорта оружия в текущем году могут существенно вырасти и при условии сохранения набранных темпов во втором полугодии превысить полмиллиарда долларов. Прежде всего - за счет подписания в прошлом году и в начале текущего нескольких значительных контрактов, а именно: на поставки Пакистану моторно-трансмиссионных отделений для танка "Аль-Халид", продажу Ливии четырех транспортных самолетов Ан-32, восстановления системы ПВО в Туркменистане и некоторых других. Ощутимо возросли объемы поставок украинских вооружений и военной техники в такие государства, как Китай, Индия, Египет, Алжир, а дополнительный толчок активности даст упомянутое соглашение с Россией - о сотрудничестве на рынках третьих стран.

Кроме "Укрспецэкспорта", который традиционно экспортирует более двух третей военной продукции, весомые контракты подписаны и некоторыми самостоятельными спецэкспортерами, например холдинговой компанией "Артем", которая будет поставлять ракеты "воздух-воздух" к современным самолетам Су-30.

Похоже, Украина твердо настроена отстоять свой традиционный 1% мирового рынка оружия, - несмотря на ставшее привычным беспокойство конкурентов....
Авторские права на данный материал принадлежат «День». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка