Независимое обозрение
29 августа 2003, 13:10
"Ярмарка тщеславия" внеземного масштаба
На двадцати трех квадратных километрах в металлических ангарах и на открытых площадках сосредоточили свои экспонаты 497 российских фирм и около 150 зарубежных, из почти сорока стран мира. Всего свыше двухсот летательных аппаратов различных типов, большая часть из которых не просто стояла на земле, а, наполняя воздух шумом двигателей, постоянно кружила над летным полем.
"Гвоздем" российской части программы стал полет новейшего пассажирского лайнера Ту-204-300, и последовавший за этим сенсационный контракт на приобретение в финансовый лизинг четырех таких машин авиакомпанией "Трансаэро". Самолет, в создании которого участвовали более 150 предприятий, и впервые поднявшийся в воздух всего за день до открытия МАКСа, прибыл из Ульяновска. Он предназначен для замены парка устаревшего Ту-154 - нынешней "рабочей лошадки" авиаперевозчиков.
Владимир Путин решил поддержать тянущуюся за ним с малайской сделки на поставку истребителей Су-30 репутацию главного менеджера авиапрома, и тоже прибыл на авиасалон. Как только глава государства покинул приземлившийся на летном поле Жуковского вертолет, его под руку увлек под своды "своего" ангара генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян. Радушный хозяин павильона попытался потрясти воображение президента перспективными образцами военной техники, в числе которых истребитель-бомбардировщик Су-32, истребители Су-27СМ. Эти совершенные изделия, судя по меланхоличному выражению лица главкома ВВС Владимира Михайлова, наши нищие военные летчики, однако, получат еще нескоро.
Да и сама фирма "Сухой" - нынешний флагман военного авиастроения, как показал "МАКС-2003", из-за отсутствия госзаказа на истребитель нового поколения, решила сделать ставку на конверсию. Речь идет о проекте регионального самолета RRJ, работы по которому ведутся в рамках соглашения между "ОКБ Сухого", Авиакомплексом "(АК) Ильюшин" и фирмой Boeing (США). Семидесятипятиместный самолет был показан президенту в виде внушительной пластиковой модели.
Последняя, к тому же, постоянно вращалась, грозя зацепить президента крылом, в то время как гендиректор с энтузиазмом пояснял ему преимущества "лайнера будущего".
Как сообщил Михаил Погосян, "ориентировочная стоимость проекта, включая проведение комплекса сертификационных испытаний и технологической подготовки производства, составит приблизительно 600 миллионов долларов". Тем не менее, на какие именно средства будет создаваться лайнер, он так и не объяснил. Не секрет, что у АВПК "Сухой", основная тематика которого - боевые самолеты, средств на конверсионный проект нет, а фирма Boeing, обещавшая выступить в роли стратегического инвестора, пока не дала ни цента.
Впервые в современной истории на российском аэродроме совершили посадку несколько истребителей-бомбардировщиков ВВС США. Предприимчивые американцы тут же, у своих крылатых "боевых коней", развернули торговлю. Нашивки, шевроны, майки с пентагоновской символикой шли с раскладного лотка по довольно "кусачим" ценам - 10-15 долларов. Тем не менее, от желающих обзавестись раритетами, да еще и прямо из рук бойкого американского пилота отбоя не было. В награду за пытливое изучение истребителя-бомбардировщика F-15, автору статьи от заокеанского вояки бесплатно перепал металлический значок с довольно двусмысленной надписью: "US Army in Moscow!".
Как показал "МАКС-2003", несмотря на удачный для ульяновских авиастроителей контракт, высокая стоимость российских авиалайнеров, в сочетании с их низким качеством, и неспособностью промышленности обеспечить послепродажное обслуживание, пока еще не делает их привлекательными для отечественных перевозчиков. Претензии предъявляются, в частности, к силовым установкам. Похоже, по этой причине новехонький воронежский "дальнемагистральник" "Ил-96-400" стоял на "бетонке" с сиротливо затянутыми синей тканью двигателями. Таким образом производители, очевидно, сигнализировали потенциальным заказчикам, что оснащение машины возможно и импортными "пламенными моторами".
"Прикрывала" выставку группировка средств ПВО: зенитно-ракетные комплексы C-300ПМУ-2 "Фаворит", С-400 "Триумф", комплексы "Панцирь-С1", "Феникс", модернизированные "Тор-М". Все эти чрезвычайно дорогие "военные игрушки" Россия может пока выставлять разве что на выставках для продажи иностранцам. Для чего они нужны - убедительно показал гигантский стратегический бомбардировщик B-52, со времен вьетнамской войны являющийся непременным участником вооруженных конфликтов. Находясь в воздухе, исполинская "летающая крепость" накрыла своей тенью половину всего авиасалона. Хочется надеяться, что не только военным, но и гражданским российским авиастроителям хотя бы к "МАКС-2005" найдется, что противопоставить заокеанским пришельцам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов