О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не обломились бы "крылья родины"

Недавний Международный авиакосмический салон в Жуковском (МАКС) - удался. Экспозиция была броская, полеты - эффектны чрезвычайно. О коммерческих результатах, правда, мало известно: разве о решении "Трансаэро" взять в лизинг (в рассрочку) десяток Ту-204-300. Об успехах в деле экспорта помалкивали. Впрочем, они обычно и не видны сразу. Хотя МАКС осеняла превосходная сделка, достигнутая в ходе визита Путина в Малайзию: почти миллиардный в долларах заказ на поставку Су-30.

Тем более могли удивить скептические комментарии ряда экономистов, знающих о положении в авиастроении. Они пожимали плечами и говорили о шоу, которое не может скрыть проблем. Ранее к этой теме возвращались неохотно - часто в силу обстоятельств (так, в конце осени 2002 г. профком Воронежского авиазавода пригрозил митингом протеста, если не будет отменено решение "Аэрофлота" приобрести вместо отечественных импортные аэробусы А-320). И вот - снова подняли тему. Спустя пару недель после МАКСа на совместной коллегии Минтранса и "Росавиакосмоса" была обрисована печальная перспектива: судя по всему, парк действующих самолетов сократится в стране на 20% к 2005 г. и наполовину - к 2010-му.

В прошлом году количество магистральных воздушных кораблей уменьшилось на 126 единиц. Осталось 653. Но в том же году авиакомпании России перевезли на 6% больше пассажиров, чем годом раньше. Эта тенденция сохраняется, не за горами момент, когда желающих лететь окажется больше, чем способных принять их на борт лайнеров. Не хватает мощностей? Да нет, один только ульяновский "Авиастар", по словам замгендиректора "Росавиакосмоса" Валерия Воскобойникова, может выпускать ежегодно до 60 самолетов Ту-204. Но большая часть оборудования простаивает, как и в Воронеже. Нет заказов. А в нашем небе летают сейчас только 8 таких лайнеров.

Одна причина - появление в результате приватизации массы мелких авиакомпаний, у которых просто нет денег на приобретение новых машин. Взят курс на сокращение их числа, но дело движется медленно. В прошлом году удалось свести их количество с 267 только до 235. В Минэкономразвития выход видят в широком применении лизинга, ибо в таком случае получается что-то вроде рассрочки с относительно приемлемой величиной платежей. "Катализатором на этом рынке должны выступить лизинговые компании, в капитале которых участвует государство ("Ильюшин Финанс" и Финансовая лизинговая компания), - считает замминистра экономического развития и торговли Юрий Исаев. - Государство вынуждено использовать возможности лизинга для реструктуризации российских авиазаводов, иначе вся проделанная работа окажется выброшенным впустую спасательным кругом".

Однако капитал обеих компаний слишком мал для серьезных операций. Его нужно по меньшей мере удесятерить. За счет государства? Мобилизовать деньги налогоплательщиков для поддержки частных компаний? Прием, который не приветствуется.

Вторая проблема: низкое качество отечественной авиатехники. "Аэрофлот" недаром хотел отдать предпочтение иностранной. И не от хорошей жизни на экспортные экземпляры Ту-204 мы ставим двигатели "Роллс-Ройс". И даже на военных самолетах, продажами которых так гордимся, монтируется импортная авионика.

С этими последними свои трудности. В наличии имеем отнюдь не новые модели. Суховские самолеты на рынке уже 10 лет. Сконструированы они в середине 60-х годов прошлого века, сделаны где-то в середине 70-х, а серия запущена с 1985 г. Главком ВВС Владимир Михайлов в одном интервью сказал: "По пилотажу Су-30МКИ, наверное, отвечает не только пятому, но и шестому поколению. Но одних пилотажных свойств мало, необходимы также малозаметность и способность применять оружие в любых условиях, а это уже другое качество платформы".

Спасение отечественного авиастроения видят в реорганизации, в создании крупных холдингов, куда войдут и конструкторские бюро, и авиазаводы. Но улита едет очень долго. Год назад сообщалось: образовано ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой". И пожалуйста - после МАКСа узнаем: компания эта лишь создается и будет зарегистрирована в октябре-декабре. Давно бьются над созданием "гражданского" холдинга "Туполев" - там же, на МАКСе, было объявлено: договорились завершить дело к концу будущего года. Можно подумать, что времени у авиастроителей - немерено....
Авторские права на данный материал принадлежат «Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка