Военно-промышленный курьер
6 августа 2019, 08:06
Кто бросит вызов "Боингу" с "Эрбасом"
Кластерная модель взаимодействия вузов, научных организаций и предприятий интегрирует ключевые компетенции, необходимые для подготовки специалистов высокотехнологичных отраслей
Начало читайте в статье "Почем кадры для "Боинга".
Пример матрицы участников кластера: вузы, отраслевые НИИ, НИИ Министерства обороны, серийные заводы, КБ, НИИ РАН, авиакомпании. Взаимодействие регулируется системным интегратором. Разная межведомственная подчиненность в отличие от советской модели не позволяет выступать в его роли работодателю.
Головной вуз как системный интегратор характеризуется нейтральностью для всех участников образовательного процесса и для большинства из них предпочтителен.
Сети компетенций
Место кластера в структуре основных образовательных программ характеризуется вариационной частью. В специалитете ее объем составляет 15 процентов, в бакалавриате - 50 процентов, а в магистратуре - 70 процентов. Этот факт однозначно показывает, что для кластерной модели образования именно последняя дает возможность гибкого реагирования на запросы и вызовы времени.
Еще одна развилка, логично вытекающая из кластерной модели образования, - сетевая кафедра. Это организационная структура, имеющая в составе головную кафедру в метрополии, методически и кадрово зависимые от нее кафедры в филиалах университета и, наконец, базовые кафедры того же профиля, реализующие программы прикладного характера. Головная обеспечивает незыблемость научной школы посредством разработки основных образовательных программ, унификации учебно-методических комплексов и состоит, как правило, из штатных сотрудников университета. Базовая обеспечивает мобильное реагирование на изменение технологической платформы и состоит преимущественно из совместителей с большим практическим опытом. В первом случае это коллектив от 50 до 100 человек: около 20-30 ППС, 20 аспирантов и 20 научных сотрудников. Во втором - 5-10 ППС.
В законе "Об образовании в РФ" прописаны сетевые формы. Однако отсутствие нормативной базы сдерживает обучение по этой схеме.
Основная дебютная идея сетевой кафедры - сохранение единой учебно-научно-методической базы метрополии при реализации образовательных программ на базовых кафедрах, использующих инфраструктуру и кадровый потенциал головных НИИ, ОКБ и т. д. Взаимное обогащение головной и базовых кафедр, находящихся в диалектическом единстве и противоречии, обеспечивает устойчивость развития сетевой модели в целом. Однако деятельность базовых кафедр существенно ограничена лицензионными требованиями к ведению образовательного процесса. Другими словами, его вынос на территорию предприятия возможен лишь при наличии у организации соответствующей лицензии как по адресам, так и по программам обучения. Альтернатива - проведение специализированной подготовки студентов на предприятиях в ходе практики и дипломного проектирования на конкретных рабочих местах. Решением проблемы могло бы стать разделение лицензионных требований, а значит, и бланков. Одна форма выдается на адреса осуществления образовательного процесса, другая - на учебные программы. Вузы при этом будут иметь два бланка лицензий - на право ведения образовательной деятельности и по адресам ее осуществления и по программам. А базовым организациям достаточно иметь лицензию первого образца.
Ключевые факторы инновационности университета:
- Способность образовательного учреждения к международной кооперации.
- Кластерная модель взаимодействия с работодателем НИИ - промышленность - вуз.
- Непрерывная модель НПО-СПО-ВПО-ДПО.
- Объектно ориентированная образовательная парадигма.
- Подготовка образовательного пространства со стадии профориентационного взаимодействия с абитуриентом.
- мыслить за пределами существующих общепринятых представлений;
- решать задачи, до сих пор не имевшие решения;
- действовать практично, беря на себя ответственность за проект и команду в ситуации неопределенности, ограниченности ресурсов и персонального риска;
- доказывать свою эффективность реальными достижениями и результатами.
Характерной чертой аэрокосмического образования является его объектно ориентированная обусловленность, что во главу угла ставит взаимную ответственность университета и работодателя за подготовку кадров заданного уровня и стоимости в определенный срок и с набором востребованных компетенций.
Кадровый прогноз
Технологическое обновление прикладного информационного обеспечения раз в полтора-два года требует прогноза развития компетенций. Характерным примером является развитие аддитивных технологий (АТ). Еще вчера было трудно предсказать их появление, а сегодня трехмерные принтеры доступны школьникам и домохозяйкам.
Возможности оборудования ("жесткие" ограничения по габаритам рабочей зоны) позволяют создавать летательные аппараты с размахом крыла 1,2 метра, что особенно эффективно при конструировании аппаратов бипланно-тандемной аэродинамической балансировочной схемы, имеющих две и более несущих поверхностей. Это достигается путем рационального членения конструкции летательного аппарата на узлы и агрегаты и подробной проработкой стыковых узлов.
Один из вариантов внедрения таких подходов - создание на базе вузов центров компетенций и инжиниринговых центров. Где студенты, аспиранты и преподаватели совместно решают актуальные задачи. Пример деятельности такого центра хорошо иллюстрируется работами в области авиации.
Разработка методов синтеза опережающих компетенций - интересная и своевременная задача. Подходов может быть много и разных.
Например, метод экспертных оценок. Опрос ученых, промышленников и т. д. и на их базе выработка проектных решений по наполнению и срокам реализации компетентностной модели.
Матрично-топологический метод требует выявления прорывных технологий, прогноза открытий и на их базе синтеза новых компетенций, которые будут востребованы, например, в 2053 году. Так, ОАК ставит задачей к 2025 году стать третьим авиационным центром в мире.
Осознание, синтез и владение новыми компетенциями, необходимыми в будущем для решения поставленных отраслью задач, происходит, по мнению экспертов, на базе уже известных специальных профессиональных компетенций (СПК).
Для примера приведем пять.
СПК-1: владение методами аэродинамического проектирования летательных аппаратов.
СПК-2: разработка авиационных конструкций в соответствии с требованиями технологии опытного и серийного производства.
СПК-3: владение методами расчета летно-технических и взлетно-посадочных характеристик летательных аппаратов, а также методиками исследования устойчивости и управляемости на базе систем компьютерного моделирования.
СПК-4: разработка методов сквозного проектирования летательного аппарата.
СПК-5: разработка электронного макета летательного аппарата и его составных частей.
В Национальном плане развития авиационной техники (форсайт) сформулированы предложения по перспективным компетенциям авиастроительной отрасли и возможным вариантам решений построения для них образовательных программ. Рассмотрим приоритеты в создании инновационных технологий для авиационной техники. Для гражданской авиации: безопасность полета, экология (шум, эмиссия СО2), авиационная безопасность, мобильность и т. д. Для военной авиации: незаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость полета, сверхманевренность, сверхкороткий взлет и посадка, автоматизация + роботизация, гиперзвуковой полет и т. д.
Задача - построить учебный план так, чтобы кратчайшим путем консолидировать компетенции, взяв их там, где они уже есть или в силу развития науки и техники имеются предпосылки к их зарождению.
Опыт различных работодателей аэрокосмической промышленности, обобщенный на учебно-научно-производственной платформе МАИ, позволяет говорить об оригинальной технологии гибкого реагирования на вызовы по формированию уникальных компетенций.
Роль корпораций как ключевых работодателей может быть по функционалу реализована в качестве регулятора системного интегратора. Обеспечивая надзор и контроль качества подготовки специалистов, уровня их компетенций по конечному результату либо по ключевой компетенции, привлекая экспертное сообщество, регулятор может эффективно влиять на вузы посредством заказа мест целевого приема в контрольных цифрах.
В отечественной практике гарантией качества образования для наукоемкого машиностроения является интеграция фундаментальной и отраслевой науки, проектантов и эксплуатантов на базе единых профессиональных и образовательных стандартов.
Вывод: объектно ориентированный и проектно-командный методы ключевые в подготовке инженерных кадров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 6, 2024
Аэрофлот увеличит частоту полетов из Москвы в Горно-Алтайск
Ноябрь 6, 2024
Годовой отчет Группы "Аэрофлот" получил высокую оценку на ежегодном конкурсе Московской биржи
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК