РИА "Новости"
16 августа 2019, 09:47
Трагедия в воздухе. Аварии и катастрофы групп высшего пилотажа
Удар, катапультирование и вспыхнувший купол парашюта - ровно десять лет назад, 16 августа 2009-го, трагически погиб командир пилотажной группы "Русские Витязи" гвардии полковник Игорь Ткаченко
Трагедия в Камрани
Первые потери пилотажная группа "Русские Витязи", сформированная 5 апреля 1991-го, понесла 12 декабря 1995-го. Летчики участвовали в авиашоу на международной выставке вооружений "Лима-95" на малайзийском острове Лангкави. В Россию возвращались пять СУ-27 и транспортный Ил-76.
Дозаправиться планировали на авиабазе в Камрани. В тот день погода испортилась. Над авиабазой сгустилась плотная облачность, шел ливень. В таких условиях действует особый порядок посадки группы на аэродром - по одному, с километровой дистанцией между бортами. Но командир Ил-76 генерал-майор Владимир Гребенников приказал приземляться группой.
Два истребителя шли слева от Ил-76 на два-три метра выше, три - справа и на столько же ниже. Видимость минимальная. В какой-то момент в кабине летчиков "Ила" сработала световая и звуковая сигнализация, предупреждающая о сближении воздушного судна с рельефом местности. Гребенников не доложил руководителю полетов о происходящем, не предпринял необходимых действий по предотвращению уменьшения высоты полета и не подал команды ведомым о наборе высоты.
В результате при заходе на посадку в условиях плохой видимости три истребителя Су-27, шедших справа от ведущего, врезались в гору в 25 километрах от авиабазы Камрань. Погибли четыре пилота - гвардии полковник Борис Григорьев и гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Виновным в авиакатастрофе суд признал Гребенникова. Его приговорили к шести годам лишения свободы, но освободили в зале суда по амнистии. На месте авиакатастрофы воздвигнут памятник.
Увел от домов
Девятого июня 2016-го группа "Русских Витязей" выполняла показательный полет на церемонии открытия памятника авиаторам России в подмосковном поселке Ашукино. Затем отправилась на базу в Кубинку. Но в трех километрах от места показа у Су-27 крайнего правого ведомого гвардии майора Сергея Еременко отказали оба двигателя, на борту вспыхнул пожар. Истребитель быстро терял высоту.
Еременко до последнего боролся с неуправляемым бортом и старался увести машину как можно дальше от жилого сектора. Времени на катапультирование не осталось. Он погиб вместе с самолетом, обломки которого нашли в четырех километрах от поселка Ашукино и в нескольких десятках метров от крайнего дома деревни Мураново.
Следствие установило, что причина катастрофы - техническая неисправность истребителя, который в 2015-м проходил капитальный ремонт. Ровно за месяц до гибели - 9 мая 2016-го - летчик принимал участие в воздушной части Парада Победы.
В сентябре 2016-го в нескольких метрах от дороги, соединяющей деревни Мураново и Артемово, на просеке, оставшейся в лесу после падения самолета Еременко, установили памятный знак. А 9 июня 2017-го на кладбище станицы Кагальницкой Ростовской области, где родился летчик и где его похоронили, открыли памятник.
Столкновение в воздухе
Второго ноября 1999-го два истребителя МиГ-29 группы "Небесные гусары" отрабатывали перехват воздушной цели в сложных метеоусловиях в темное время суток. В учебном бою участвовали майор Вадим Шмигельский и замкомандира группы подполковник Геннадий Авраменко.
Удалившись на 80-100 километров от аэродрома, летчики приступили к выполнению перехвата. Шмигельский должен был выйти в хвост Авраменко и учебно "поразить" цель. Однако в условиях плохой видимости он неправильно определил дистанцию. Из-за неисправности радиолокационного прицельного комплекса и лазерного дальномера пилот атакующего самолета не проконтролировал скорость сближения и расстояние до условного противника. Истребитель Шмигельского врезался в машину Авраменко, задев крылом стабилизатор.
При посадке поврежденных истребителей Авраменко потерял управление. Летчик успел катапультироваться и не пострадал, хотя выбросился с парашютом у самой земли. Военный суд Московского гарнизона признал майора Шмигельского виновным и осудил его на три года условно, обязав также возместить 50 тысяч рублей ущерба.
О неисправности радиолокационного прицела на его МиГ-29 летчику сообщили еще на земле, перед вылетом, однако он не придал этому значения.
"Стриж" и чайка
Двадцать седьмого июля 2006-го шестерка истребителей МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи" выполняла перелет из Кубинки в Тюмень, где 30 июля летчики должны были принять участие в показе в честь Дня города. В Перми приземлились на аэродром "Большое Савино" для дозаправки.
Заполнив баки, летчики начали взлетать парами. Внезапно у МиГ-29УБ ведущего второй пары во время разбега резко упала тяга левого двигателя. В этот же момент пилот, полковник Николай Дятел заметил срабатывание сигнализации о пожаре в правом двигателе. Времени на торможение уже не оставалось, и летчик со штурманом катапультировались.
Неуправляемый борт выкатился за пределы полосы, пробил бетонный забор и, сломав шасси, проскользил на фюзеляже еще около 150 метров, остановившись в поле в 450 метрах от торца взлетно-посадочной полосы. Причина неисправности выяснилась сразу - в воздухозаборники двигателей попали чайки. Летчик со штурманом, катапультировавшиеся с нулевой высоты, не пострадали.
Плоский штопор
Второго августа 2015-го в Рязанской области разбился вертолет Ми-28Н "Ночной охотник" пилотажной группы "Беркуты", принимавший участие в авиапоказе на конкурсе "Авиадартс". Группа выполняла фигуру высшего пилотажа "Роспуск". Внезапно одна из машин вошла в плоский штопор и, вращаясь вокруг своей оси, рухнула на землю.
Вертолет загорелся. Один из пилотов - полковник Игорь Бутенко - погиб, второй - старший лейтенант Александр Клетнов - сумел выбраться из горящей машины и остался жив. Врачи диагностировали у него перелом нижних шейных и грудных позвонков.
Как рассказал тогда журналистам главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев, причиной ЧП послужил отказ системы управления и гидросистемы вертолета. До выяснения подробностей катастрофы полеты всех машин Ми-28Н были приостановлены.
Игорь Бутенко летал на позиции крайнего ведомого. Его налет составлял 2998 часов. Имел правительственные награды: орден Мужества, медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, благодарности и был награжден почетной грамотой президента России....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Рейтинговое агентство Эксперт РА подтвердило кредитный рейтинг Аэрофлота на уровне ruAА, прогноз стабильный
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия