Ведомости
20 августа 2019, 15:00
Дрон и две маргариты
Совсем недавно дроны были либо дорогостоящими разработками для военных, либо игрушками для любителей гаджетов. Теперь беспилотники готовятся стать частью транспортной системы городов
Пионером в развитии беспилотной авиации для города станет Гуанчжоу, заявил в начале августа китайский производитель автономных беспилотных летательных аппаратов Ehang. Компания поможет администрации города создать командно-диспетчерский центр, который обеспечит безопасные и эффективные полеты сразу нескольких летательных аппаратов. Проект предусматривает и создание базовой инфраструктуры на земле.
Сама Ehang протестирует несколько маршрутов, а затем приступит к коммерческой эксплуатации системы. В проект планируется привлечь партнеров. В списке предметов для воздушной доставки - дорогостоящие грузы небольшого веса, в том числе кровь и органы для неотложной медицинской помощи. "Мы ведем переговоры с другими городами, не только в Китае, чтобы запустить безопасные, эффективные и доступные автономные воздушные перевозки", - цитирует компания Ху Хуажи, своего основателя.
А в январе 2019 г. департамент сертификации летной годности Администрации гражданской авиации Китая (CAAC) выпустил документ, который направлен на оценку риска системы управления летной годности беспилотников. К этой работе подключено пять китайских компаний, в числе которых и Ehang. Так что в Китае включение беспилотных летательных аппаратов в существующую систему гражданской авиации - уже тенденция.
Военные разных стран используют беспилотники со времен Второй мировой войны. Сейчас у них на службе 9 из 10 всех беспилотных систем. Следом начал развиваться рынок потребительских беспилотников. Но есть возможности для роста и в других сегментах, указывает Goldman Sachs в обзоре, посвященном дронам. Некоторые гражданские задачи беспилотники могут решать гораздо эффективнее пилотируемых летательных аппаратов. Например, делать снимки для геодезистов, доставлять грузы и обеспечивать связь. Бизнес и правительства с 2016 по 2020 г. потратят $13 млрд на тысячи беспилотников, прогнозировал Goldman Sachs. Всего, по его оценке, за это время рынок дронов прибавит до $100 млрд, $30 млрд из которых - гражданские ($13 млрд для коммерческого использования и $17 млрд - потребительские).
Дрон рисует карту
21 000 часов наблюдений - это почти 875 суток - потребовалось компании "Геоскан", по собственным данным, чтобы составить трехмерную карту Тульской области. Это был пилотный проект создания геодезически точной 3D-модели типового региона по программе "Национальная технологическая инициатива". Новые данные, полученные с беспилотников, дают информацию о самовольно занятых землях, могут использоваться при выдаче разрешений на строительство, цитировали СМИ Тульской области министра имущественных и земельных отношений региона Михаила Пантелеева.
Значительная доля объектов недвижимости и земель не учтены в Едином госреестре, следует из информации на сайте Росреестра. Традиционные технологии кадастровых работ не позволяют быстро уточнить границы более чем 30 млн земельных участков, чтобы поставить их на учет, пишет "Геоскан". А беспилотники могут решить эту задачу, причем с погрешностью 10-20 см. Подобные технологии уже применяются в других странах: высокоточные карты есть, например, в Хельсинки и Сингапуре.
Дрон и нефтепровод
Использование решений на базе беспилотных технологий дает большие преимущества нефтегазовым предприятиям, например, в геологоразведке - от предварительного анализа перспективных участков до геодезических съемок для проектирования и подготовки сейсморазведки, пишет PwC в статье, посвященной использованию дронов в нефтегазовой отрасли.
Беспилотные технологии есть у крупнейших мировых нефтегазовых компаний. Не отстают и российские. 63 летных отряда ежемесячно совершают более 2500 вылетов на объектах топливно-энергетического комплекса по всей России, сообщала входящая в концерн "Калашников" Zala Aero, которая обследует инфраструктуру нескольких компаний, включая "Газпром" и "Самотлорнефтегаз" (принадлежит "Роснефти"). Дрон может исследовать 240 км в день, как и экипаж вертолета. Но летный час беспилотной техники обойдется в несколько раз дешевле (например, у вертолета Ми-8 он достигает $3000-4000) и не повлечет рисков для экипажей.
Большинство подобных работ выполняют малоразмерные дроны, но для протяженных объектов в труднодоступных местах их недостаточно - нужны тяжелые аппараты. Такой, например, разрабатывает Уральский завод гражданской авиации. Предполагается, что дрон под именем "Альтаир" взлетной массой свыше 7 т сможет выполнять полеты продолжительностью более двух суток, поднять машину в воздух планируется в этом году.
Дрон доставляет кровь
В 2016 г. американская Domino’s Pizza объявила, что в Новой Зеландии первой в мире протестировала доставку пиццы беспилотниками. Партнер проекта - транспортная компания Flirtey объясняла, что страна выбрана для старта программы из-за прогрессивных авиационных правил: регулятор здесь разрешил использовать беспилотники в коммерческих целях. В том же 2016 г. о начале использования дронов заявила Amazon: в британском Кембридже ее аппарат стартовал с подвижной платформы и оставил покупку на лужайке возле дома.
Впрочем, сыктывкарская "Додо пицца" протестировала доставку с помощью дрона еще в июне 2014 г. За первый день работы она отправила шесть заказов на 3270 руб. Вместе с "Додо пиццей" над проектом работали специалисты компании "Коптер экспресс". Но в октябре того же года суд оштрафовал перевозчика на 50 000 руб. за "грузоперевозку по воздуху без лицензии", писали СМИ.
Ehang уже два года проводит коммерческие авиаперевозки на своей базе в Гуанчжоу и рядом с ней. Компания работает со службой экспресс-доставки DHL-Sinotrans и розничной компанией Yonghui. Для DHL-Sinotrans дрон Ehang Falcon сокращает не только время доставки для 8-километровой поездки с 40 до 8 минут, но и затраты на перевозку.
У беспилотников есть и более важные задачи: транспортировка лекарств, органов для трансплантации и компонентов крови. С 2016 г. американская компания Zipline перевозит при помощи дронов медикаменты и кровь для переливания в Руанде.
Есть у беспилотников потенциал и в сфере доставки корреспонденции и наличных денег в труднодоступные населенные пункты. Так, в 2017 г. Сбербанк объявил о планах по использованию беспилотников для доставки материальных ценностей, включая наличные. А "Почта России" экспериментировала с доставкой посылок при помощи квадрокоптера в Бурятии. Беспилотник разбился, врезавшись в здание сразу после взлета. Но компания заявляла, что сворачивать эксперимент не будет.
Дрон и агроном
К 2020 г. агросектор станет вторым по использованию дронов после строительства, объем этого сегмента составит $5,9 млрд, указывает Goldman Sachs. Аграрии с помощью дронов вносят удобрения и другие необходимые вещества.
"Наши беспилотники хорошо разбрызгивают пестициды и удобрения на склонах, поэтому мы нацелены на виноградники в долине Напа в США и Шампань во Франции", - заявлял старший генеральный директор Yamaha Осаму Ишиока в интервью FT в 2015 г. Треть риса, который едят в средней японской семье, опрыскивают сельскохозяйственными химикатами дроны Yamaha. В стремительно стареющей Японии беспилотники облегчают работу пожилых фермеров.
Летом 2018 г. стало известно, что яблоневый сад Apple Orchard Beak & Skiff в г. Лафайет, штат Нью-Йорк, опыляют с помощью дронов. Так беспилотники решают проблему исчезновения пчел.
В России в 2018 г. резко вырос спрос на работу дронов на сельскохозяйственных полях на юге страны, отмечала "Российская газета". Агрохолдинги использовали беспилотники для учета угодий и прогнозирования объема урожая на конкретном поле.
Резидент биомедицинского кластера "Сколково" - "АгроДронГрупп" создала собственную систему анализа состояния растений с помощью беспилотников. Оснащенные специальными датчиками беспилотники облетают посевы сельскохозяйственных культур и собирают агрономические данные о растениях. У компании уже пять крупных клиентов в России и Казахстане.
Дрон и интернет
Покрыть определенную территорию связью, например мобильной, тоже можно с помощью дрона. Это задача атмосферных спутников - дронов, которые благодаря использованию солнечной энергии могут находиться в воздухе до нескольких месяцев.
Один из первых подобных дронов NASA Helios в 2001 г. поднимался на максимальную высоту в 29 км. Другой пример - беспилотник Zephyr, который успел полетать над аризонской пустыней (затем проект купила Airbus, теперь он засекречен). Наработки были даже у Facebook - это дрон Aquila, предназначенный для раздачи интернета в труднодоступных местах. Предполагалось, что одна базовая станция сотовой связи, установленная на Aquila, сможет заменить до 100 станций на поверхности Земли. Первое испытание дрона закончилось аварией. Год спустя дрон провел в воздухе 1 час 46 минут, достигнув максимальной высоты 914 м. Но в 2018 г. компания закрыла проект, заявив, что будет развивать подобные технологии с партнерами - например, с Airbus.
В России существует два проекта беспилотников подобного типа. Это "Сова", созданная компанией "Тайбер" совместно с Фондом перспективных исследований, и Ла-251 "Аист" от НПО им. С. А. Лавочкина. Оба дрона поднимались в небо еще в 2016 г., но, по признанию создателей, требовали доработок. Проекты не завершены....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"