Sky review
23 августа 2019, 17:00
Орнитологическое противоядие
Когда человек покорил небо, он сразу же столкнулся с необходимостью делить воздушное пространство с птицами
Проблема противостояния человека и птицы в воздухе имеет давнюю историю. Уже в начале XX века были зафиксированы первые инциденты с пернатыми, которые приводили к крушению летательных аппаратов и человеческим жертвам. Но пристальное внимание международного сообщества к проблеме было обращено лишь в 60-х годах прошлого века. Рост количества полетов гражданской авиации сделал небо еще теснее, и инциденты с птицами стали происходить чаще.
Первая по-настоящему крупная авиакатастрофа произошла 4 октября 1960 года. Стая скворцов врезалась в самолет Lockheed Electra L188 сразу после взлета в аэропорту Бостона Логан. Во время ЧП у воздушного судна отказали сразу все четыре двигателя, и оно обрушилось на близлежащую гавань. В результате инцидента погибли 62 из 72 человек, находившихся на борту.
Угроза птиц для самолетов, наконец-то, была осознана в полной мере. В 60-х гг. проблема была поставлена на повестке дня в ИКАО. Этой теме было посвящено несколько серьезных совещаний в рамках Седьмой сессии аэродромов (1962 год) и Пятой аэронавигационной конференции (1967 год). В сентябре 1969 года была принята поправка к Приложению 14 "Аэродромы к Чикагской конвенции", которая рекомендовала компетентным органам принять меры для уменьшения числа птиц, представляющих опасность для самолетов, на аэродромах или на прилегающих к ним территориях. В 1990 году ИКАО представило три рекомендации, в которых впервые прозвучал призыв к властям государств принимать меры по борьбе с птицами. Одна из них, касающаяся контроля над птицами на аэродромах, была дополнена в 2003 году.
Борьба с пернатыми, которые могут нести угрозу ПВС, ведется по всему миру. И в этой войне все средства хороши.
Одним из наиболее эффективных приемов считается использование специальных орнитологических служб из хищных птиц, которых дрессируют для отпугивания пернатых. Эти "спецотряды", как правило, включают соколов и ястребов. Метод воздействует на природный инстинкт птиц - видя хищника, они немедленно пытаются от него спастись.
Отпугивают птиц и специально тренированными собаками. В частности, вполне удачный такой опыт был во Флориде. Однако этот метод не столь действенен, так как птицы, обладая высоким уровнем интеллекта, учатся отслеживать момент отсутствия собак и вновь нарушают воздушное пространство.
Очень популярный во всем мире метод - использование передвижных биоакустических устройств. Приборы воспроизводят тревожные сигналы птиц, как бы предостерегая потенциальных нарушителей от полетов. Метод действительно работает и покрывает территорию в радиусе до 500 метров.
Еще одно техническое средство, применяемое в некоторых аэропортах, - лазер. Считается, что птицы очень боятся сильного контраста освещенности. В связи с этим лазерный луч у некоторых птиц вызывает непереносимость. Но в том-то и дело, что у некоторых. Рассматривать этот метод как панацею уж точно нельзя.
А вот отпугивание птиц газовыми пушками считается довольно эффективным способом. Громкость таких установок составляет 150 децибел. Сила такого звука отпугивает не только птиц, но и других представителей фауны. В Австралии, к примеру, так отгоняют от зон ВПП кенгуру и других диких животных.
Сегодня в мире предлагается также много вариантов с использованием дронов. К примеру, создаются БПЛА, напоминающие по форме самих птиц. Так как у пернатых силен инстинкт имитации поведения, такие дроны могут уводить за собой стаи пернатых. Подобные разработки ведут, в частности, инженеры американского института Caltech.
Стоит отметить, что противодействие пернатой угрозе имеет еще один важный аспект - это создание максимально некомфортной для птиц среды в зоне аэропорта. Для этого им, например, сужают кормовую базу, борясь с грызунами. И, конечно же, вблизи аэродромов ни в коем случае не должны организовываться свалки, как это получилось в Жуковском. Ведь цена вопроса - жизни людей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Sky review». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
В Росавиации обсудили развитие сотрудничества с Израилем
Ноябрь 2, 2024
ОДК-Авиадвигатель признан лучшим опытно-конструкторским бюро года
Ноябрь 2, 2024
Субсидируемые рейсы "России" связали Пермь и Красноярск