Труд
30 августа 2019, 08:14
МАКС №14: проекты и прожекты
На летном поле ЛИИ имени Громова - километры боевой техники и гражданских самолетов. В этом году организаторы авиасалона насчитали 800 участников из 33 стран мира
Бесплатные автобусы от платформы Отдых отправляются каждые пять минут. Перед посадкой всех успевают досмотреть и провести через рамки металлоискателей. Очереди минимальны, если не считать легкой суеты на Казанском вокзале, где нет ни одного указателя "МАКС - там", хотя в прошлые годы волонтеры дежурили чуть ли не у каждой электрички. Поездка на автомобиле по загруженной трассе - отдельное приключение, и если ВИП-пропуска нет, то это не для слабонервных. Стоимость билета на выставку в будни была 3 тысячи рублей, в выходные - 1 тысяча.
Диктор, комментирующий показательные полеты, отмечает "легкое, ласковое небо" - с погодой МАКСу повезло, видимость, как говорят пилоты, "миллион на миллион". На голубом фоне пируэты боевых истребителей выглядят еще эффектнее. Амфибия Бе-200 летит со шлейфом дыма в цветах российского флага. Пассажирские SSJ 100 и МС-21 закладывают над летным полем виражи, которые категорически противопоказаны гражданским самолетам в их обычной жизни...
Долгожданный МС-21-300, дитя корпорации "Иркут", дебютировал на МАКСе, ежедневно участвуя в показательных полетах. Четыре борта проходят летные испытания, пятый - на этапе сборки. Его первые заказчики - российские авиакомпании "Аэрофлот", Red Wings и "ИрАэро". Серийное производство должно начаться в 2020 году, обещают авиастроители. Впрочем, не очень уверенно, поскольку в судьбу этого самолета не раз вмешивались экономические санкции. Кстати, именно поэтому организационные сложности сопровождали иностранных экспонентов МАКСа. Изготовителям авионики из Великобритании пришлось доказывать исключительно гражданское применение их продукции, были сложности с оплатой участия в российской выставке, говорит представитель YED Avionics Limited из Бристоля. Хотя гигантов мирового авиационного бизнеса эти проблемы, похоже, не коснулись.
Французский концерн Airbus представил А350-900 с "умным салоном". Самолет участвовал в показательных полетах. На стоянке лайнер окружала очередь желающих увидеть его изнутри. Будьте готовы к тому, что интерактивное кресло следит за каждым вашим движением: сообщает стюардессам даже угол наклона спинки, не говоря уже о том, пристегнут ли ремень.
Заказать еду можно через персональное устройство: напичканная электроникой кухня найдет индивидуальный заказ и подготовит его к подаче в соответствии с пожеланиями клиента. Световые панели вдоль борта показывают все - от фотографии командира экипажа и средств спасения до температуры за бортом и видов городов на маршруте. Хотя больше всего удивили и порадовали экскурсантов прекрасно оборудованные "капсулы" для отдыха экипажа. Полноценные спальные места полностью изолированы и находятся под потолком пассажирского салона. Дальнемагистральный А350 способен находиться в воздухе до 17 часов. Более 200 самолетов уже поставлены мировым авиакомпаниям. Первым российским заказчиком стал "Аэрофлот", который получит новейшие воздушные суда уже в конце этого года.
Пассажирский Embraer в необычной "военной" ливрее с эффектной надписью на борту Profit Hunter ("охотник за прибылью") - прямой конкурент будущему МС-21, с такой же примерно вместимостью, дальностью полета и прочими характеристиками. Представитель канадской фирмы-производителя дипломатично уходит от темы конкуренции, сводя разговор к тому, что последнее слово всегда остается за потребителем.
И это чистая правда. Рассматривая ряд легкомоторных самолетов Pilatus, рассчитанных на 8-10 пассажиров и способных садиться на неприхотливые аэродромы, невольно вспоминаешь проект реновации старого доброго Ан-2. Эффектный был проект. О нем много говорили на всяких совещаниях и, наконец, разработали в новосибирском СибНИА. Легкий многоцелевой самолет назвали "Байкал", привезли опытный образец на МАКС-2017. Он должен был работать на местных воздушных линиях, в том числе и в труднодоступных районах. Планировалось серийное производство на авиазаводе в Улан-Удэ, первые образцы ждали к 2021 году...
Увы, на нынешний МАКС самолет не прилетел. Эксперты говорят, что проект "завис" из-за высокой стоимости. Вдобавок закончилась программа госфинансирования разработок. К проекту теперь подключился Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Анонсированный вариант замены Ан-2 будет одномоторным 9-местным легким самолетом с высоко расположенным крылом. Основное отличие от "сибирской" версии - взлетный вес 4800 кг, почти в 1,5 раза меньше, чем у "Байкала". Ностальгирующие посетители пока что довольствуются моделями легендарной "Аннушки", выпущенными и в пластике, и в металле, и даже в гжельской керамике.
Авиасалон - райское местечко для любителей авиации. Можно полюбоваться летательными аппаратами всех мыслимых и немыслимых конфигураций, особенно в павильоне "юных конструкторов". Можно вживую поговорить с их разработчиками или пообщаться с роботом на стенде МАИ. Можно поуправлять беспилотником или накупить сувениров в многочисленных киосках. Можно задорого купить бутерброд и газировку, расположиться с пледом чуть ли не у кромки летного поля и наблюдать за полетами... Пытливые обыватели допрашивают продавцов мороженого, где "та самая" девушка в голубой кепке, которая уже дважды продавала вологодский пломбир президенту Путину. Юмористы покупают футболки с надписью "Идем правее на солнце вдоль рядов кукурузы". Эта же фраза красуется на лотках с вареной кукурузой и кепках улыбающихся продавцов ходового товара - по 150 рублей за початок, между прочим.
Как никогда много в толпе посетителей людей в инвалидных колясках. Во-первых, это благотворительная акция для воспитанников специнтернатов. Во-вторых, мониторинг волонтеров на предмет "доступной среды". Доступность МАКСа весьма высока, судя по числу людей с ограниченными физическими возможностями. И это радует.
Мощным завершением экскурсионной программы должен стать осмотр одного из самых эффектных экспонатов выставки - макета будущего широкофюзеляжного самолета CR929, совместного проекта России и Китая. Китай, к слову, является одним из основных экспонентов выставки, а представляют его министры промышленности обеих стран. Пропустить это чудо техники сложно: у павильона с логотипами COMAC (китайский авиастроительный концерн) и ОАК (российская Объединенная авиастроительная корпорация) - очередь. Макет широкофюзеляжного, дальнемагистрального CR929 выполнен в натуральную величину, на борт ведет трап с красной ковровой дорожкой, внутри - всамделишный салон с просторными каютами первого класса, с креслами чуть попроще - в бизнесе и стандартной компоновкой экономического класса. Шторки иллюминаторов не опускаются, как принято нынче, а становятся матовыми простым нажатием клавиши. Пилотская кабина - последнее слово техники... Экскурсоводами на стенде работают сотрудники конструкторского бюро с российской стороны, которая в этом проекте отвечает за разработку крыла из композитных материалов, планера, пилонов двигателей и шасси. Китайские партнеры создают фюзеляж, детали оперения и дизайн. Поставщик авионики пока в процессе выбора. Работа началась в 2012 году. Планируется, что первый летный экземпляр появится в 2023 году. Конечно, для успеха проекта обеим странам нужно догнать и перегнать ушедших далеко вперед западных авиастроителей. Конечно, это всего лишь макет. Но масштаб впечатляет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали