О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На МАКС-2019 показали уникальный советский самолет на криогенном топливе

Советский перспективный авиалайнер, работающий на жидком водороде и сжиженном природном газе, показали на авиасалоне МАКС-2019

Советский перспективный авиалайнер, работающий на жидком водороде и сжиженном природном газе, показали на авиасалоне МАКС-2019, 29 августа сообщает корреспондент ИА "Красная Весна".

На статической экспозиции авиасалона размещен самолет Ту-155 - летающая лаборатория, предназначенная для испытания двигателя на криогенном топливе. То есть топливе, охлажденном до крайне низких температур, при которых газы становятся жидкостями.

Своими очертаниями самолет не отличается от серийного Ту-154Б, на базе которого создавался. Однако в глаза бросается отсутствие иллюминаторов в хвостовой части - там располагался бак криогенного топлива, которым мог быть жидкий водород или сжиженный природный газ. А более внимательный взгляд заметит и выступы дренажной системы над горизонтальным оперением.

Напомним, первые научно-технические проработки, положившие начало созданию Ту-155, начались еще в 1970-е годы, когда в мире разразился очередной энергетический кризис. Тогда АН СССР инициировала ряд программ по внедрению в народное хозяйство водородной энергетики. В рамках темы "Холод" предусматривалось создание авиационных двигательных установок на экологически чистом криогенном топливе. Кроме забот об экологии, работы в этом направлении должны были послужить основой для развития гиперзвуковых и даже авиационно-космических систем.

15 апреля 1988 года экипаж летчика-испытателя Владимира Севанькаева совершил первый в мире полет на криогенном топливе, которым питался один из трех двигателей самолета. Для управления топливной системой пришлось ввести в экипаж пятого члена. Из соображений пожарной безопасности отсек, в котором находился криогенный бак, заполнялся азотной атмосферой.

Всего на Ту-155 было совершено более ста полетов, в пяти из которых топливом для экспериментального двигателя служил водород, в остальных - сжиженный природный газ. Программу экспериментальных полетов завершили к 90-м годам. По итогам испытаний самолет оказался в четыре раза экономичнее, чем при работе на керосине.

Дальнейшим развитием конструкции Ту-155 стал грузопассажирский лайнер Ту-156, который строился и проходил испытания в середине 1990-х. У этого варианта уже все три двигателя могли использовать в качестве топлива и сжиженный природный газ, и традиционный керосин. Однако средств на сертификацию лайнера не нашлось - по мнению создателей и разработчиков, вопрос был решен в пользу нефтяного лобби.

Отметим, с началом XXI века и очередным обострением энергетических проблем, внедрение криогенного топлива снова стало одной из актуальных проблем современной авиации, над решением которой работают многие ведущие авиастроительные компании мира....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная весна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка