О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самое интересное на МАКС-2019: робот Федор, два президента и ситуативный маркетинг

Город Жуковский, где проходит МАКС, попал в топ-новости почти за две недели до авиасалона

Город Жуковский, где проходит МАКС, попал в топ-новости почти за две недели до авиасалона. 15 августа пилоты "Уральских авиалиний" экстренно посадили самолет А321 с неработающими двигателями на кукурузное поле возле аэропорта Жуковский. На взлете в двигатели попали птицы, что и стало причиной аварийной посадки. Все 233 человека на борту остались живы. Это "чудо в кукурузе", несмотря на драматичность ситуации, вызвало бурю положительных эмоций. А инструкция старшего бортпроводника Дмитрия Ивлицкого, адресованная пассажирам в поле, стала практически гимном жизни - "Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы". Продавцы кукурузы на МАКСе тут же пустили этот слоган в дело: написали крупным шрифтом на желтых передвижных тележках. Неизвестно, способствует ли продажам модный нынче ситуативный маркетинг, но внимание точно привлекает.

Главный посетитель

Первый день МАКСа - всегда путинский. За 20-летнее правление Путин лишь однажды пропустил авиасалон: в 2013 году приезжал Дмитрий Медведев. Говорят, тогда просто не нашлось авиационных новинок. А Путину лучше показывать их. В 2014 году после сбитого малайзийского самолета в отношении России стали вводиться санкции, от которых начал страдать и авиапром. МАКС-2015 проходил под девизом повсеместного импортозамещения, а визит Путина расценивался как гарантия моральной и финансовой поддержки. В 2017 году Путин на авиасалоне купил мороженое, не взяв сдачи. В этот раз он проделал тот же трюк.

Особый режим в день приезда Путина начинается с раннего утра. В Жуковский съезжается огромное количество сотрудников ФСБ, ФСО, полиции, "Росгвардии". Въезды через КПП ограничены или совсем закрыты. На территории авиасалона движение машин и людей строго регламентировано. Все эти меры создают пробки и заторы. Новичков возмущает такой расклад, зато опытные посетители относятся к этому как к плохой погоде - тяжело, но скоро закончится.

В первый день участники авиасалона находятся в состоянии неопределенности. Назначать встречи и проводить мероприятия сложно, так как в любой момент может начаться "обход". Точного времени никто не знает. Но есть признаки, по которым определяется приближение часа Х. Самый главный - перекрытие павильонов, куда собирается зайти Путин. Обычно это происходит примерно за два часа до его визита. Неулыбчивые крепкие мужчины в пиджаках с проводком в ухе заходят вовнутрь, на входе стоят полицейские, а на дальних подступах - росгвардейцы.

Многие стараются переждать приезд первого лица подальше от павильонов ОАК, "Роскосмос" и им подобным. Они гарантированно перекрыты. Путин, впрочем, может заглянуть к частным или иностранным компаниям. Но тут надо сильно постараться. "Мы четыре МАКСа подряд пытались договориться. Один раз все-таки удалось", - рассказывает знакомый предприниматель. "А что это дает в итоге?" - интересуюсь. "Ничего", - смеется в ответ. На одном из прошлых МАКСов Путин зашел на стенд Boeing. Путина пытались усадить в тренажер самолета, но он отказался.

В этом году Путин прогуливался по авиасалону в компании президента Турции Реджепа Эрдогана. Наибольший интерес у обоих вызвал истребитель нового поколения Су-57. Это неудивительно: встреча Путина и Эрдогана проходила на фоне новости о том, что США отказали Турции в поставках истребителя F-35. Эрдоган спросил, можно ли купить Су-57. Путин ответил утвердительно. А потом они вместе пошли смотреть пилотаж новых "сушек". Чем не ситуативный маркетинг?

Новая надежда

Официальной премьерой авиасалона стал МС-21. Он был на земле и в небе. Два самолета находились на статической площадке, в один из них водили экскурсии: можно было опробовать и кресло пилота, и кресло пассажира. "Когда еще придется посидеть?" - рассуждали посетители и обязательно делали селфи. Третий самолет летал. Белый, изящный, легкий и маневренный. МС-21, конечно, привлекал внимание. Им любовались, его фотографировали.

На пресс-конференции несколько топ-менеджеров ОАК отрепетированно говорили о преимуществах самолета, ссылаясь на пожелания авиакомпаний и общие потребности рынка. Была красивая презентация, синхронный перевод на английский и полет МС-21 сразу же после общения с прессой.

В этой атмосфере воодушевления меньше всего хотелось обсуждать будущее МС-21. Но вопросы есть, и от них никуда не деться.

Сколько денег еще необходимо на проект? В прошлом году Счетная палата указала на резкий рост стоимости проекта, который оценивается в рекордные 438 млрд рублей. По сравнению с первоначальной суммой производство самолета подорожало в два с лишним раза.

Каковы последствия санкций? В начале года производитель сырья для композитного крыла прекратил поставки. ОАК экстренно ищет отечественный аналог. Сроки проекта сдвигаются.

Наконец, кто купит МС-21? ОАК заявляет, что есть 175 твердых контрактов. Звучит! Но с кем они? С лизинговыми "дочками" госбанков и госкомпаний. Главный получатель - государственный "Аэрофлот"; он подписался на 50 самолетов и вроде как должен взять еще 35. Но госструктуры новую надежду отечественного авиапрома не берут, потому что двигатели иностранные. И тут тоже экстренный поиск отечественного. Уже на пятый летающий экземпляр (сейчас их три) иркутский авиазавод поставит русские ПД-14. Специалисты по испытаниям хвалят двигатели от Pratt & Whitney и честно признаются, что хотели бы полетать на них как можно дольше.

Менеджеры ОАК на все эти вопросы отвечали уклончиво, без конкретики. "Самолет летает? Летает! И это главное. Дальше - по ситуации", - то ли шутя, то ли нет выдал один из топов. Вот и, пожалуйста, новый тренд: ситуативный авиапром.

"Федор" и биопринтер

Этот МАКС запомнится и космосом. В шесть утра 27 августа, пока к Жуковскому стягивались правоохранительные органы, к МКС пристыковывался "Союз МС-14". Первая попытка 24 августа была неудачной. Через несколько дней решили повторить, и все получилось (в противном случае корабль пришлось бы уводить с орбиты и топить в океане). Этот запуск получил широкий резонанс из-за находившегося на борту человекоподобного робота "Федора". Проект с 2014 года курирует Дмитрий Рогозин: тогда робот разрабатывался в интересах МЧС и был просто "Спасателем". С переходом Рогозина в "Роскосмос" сменил специализацию и робот, став "Федором" (это имя дал Рогозин в честь внука). С тех пор "Федора" активно раскручивают в соцсетях; он считается самым удачным PR-проектом Рогозина.

Повторная автоматическая стыковка "Союза МС-14" к МКС велась в прямом эфире, и, признаться, было волнение за этого "Федора" (все-таки человекоподобный). Позднее, после общения на авиасалоне с сотрудником компании 3D Bioprinting Solutions, стало понятно, что волноваться нужно не за "Федора" (хоть человекоподобный, но металлический), а за биоматериал, отравленный на МКС на этом же "Союзе". Клетки и бактерии как раз живые, требующие определенных условий.

3D Bioprinting (соучредитель компании "Инвитро") проводит на орбите эксперименты: печатает органы. В декабре 2018 года впервые в космосе были напечатаны хрящевая ткань человека и щитовидная железа мыши. В этот раз 3D Bioprinting планирует напечатать костную ткань, а также провести эксперименты с бактериями кишечной палочки и белковыми кристаллами лизоцима (антибактериальный агент).

Уже в сентябре на орбиту будут отправлены клетки коровы, чтобы напечатать искусственное мясо -"по сути фарш". "Сейчас уже делают бургеры, используя растительный белок из сои. А можно печатать мясо животного происхождения без убийства коров - у них достаточно взять биопсию, - делится подробностями сотрудник 3D Bioprinting. - Пока это на уровне эксперимента и дорого: 10 000 фунтов за килограмм. Когда же за счет масштабирования цена упадет в десять раз, то бургеры с искусственным мясом начнут предлагать в ресторанах".

Почему эксперименты проводятся на орбите? Микрогравитация в космосе помогает достигать лучших результатов, чем на Земле, утверждает собеседник.

В долгосрочных планах 3D Bioprinting Solutions - попытаться снизить дефицит донорских органов: сейчас очередь на замену почки растягивается на 3-5 лет, и четверть пациентов не доживает до операции. А также - увеличить шансы человечества освоить дальний космос, дав возможность печатать органы ("заплатки" на них) и белковую еду вдали от Земли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка