Ка-62: многоцелевой характер
На МАКС-2019 впервые в летной программе авиасалона принял участие новейший многоцелевой вертолет Ка-62
На МАКС-2019 впервые в летной программе авиасалона принял участие новейший многоцелевой вертолет Ка-62. Сегодня холдинг "Вертолеты России" продолжает испытания перспективной машины, а запуск серийного производства запланирован на 2020 год. В числе основных сфер применения нового вертолета - транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Кроме того, Ка-62 может получить морскую версию, а также использоваться в Арктике.
Из военных в гражданские
История Ка-62 начинается в 1980-е годы, когда стало понятно, что сверхуспешный Ми-8 с его грузоподъемностью в 4 тонны не рентабельно использовать при перевозке меньших грузов. До этого с подобными задачами справлялся Ми-4, который к концу 1980-х годов устарел, и после его повсеместного списания ниша грузоперевозок массой около 2 тонн оставалась пустой. Тогда ОКБ Камова приступает к разработке нового армейского вертолета под маркировкой В-60.
Военные поставили задачу широко: кроме транспортировки грузов и людей новая машина должна быть адаптируема под нужды разведки, а также выполнять боевые функции. Первый макет будущего вертолета был создан в 1989 году. Для увеличения скорости полета ОКБ Камова впервые отказалось от традиционной для них соосной схемы. Рулевой винт был выполнен в закрытом виде типа "финестрон". Машина получила название Ка-60. Разведывательная модификация была одобрена военными под названием Ка-60Р, также разрабатывалась палубная версия Ка-60К.
Однако с приходом 1990-х финансирование проекта прекратилось, и разработки пришлось остановить. Часть разведывательно-боевых функций Ка-60 конструкторы отдают новой модели - ударному разведчику Ка-52. Чтобы охватить более широкий спектр рынка принимается решение на основе военной модели сделать многоцелевой гражданский вертолет Ка-62. Его полноразмерный макет был показан на одном из первых авиакосмических салонов в Москве, но денег на дальнейшее развитие проекта не хватило.
По международным стандартам
В 2010 году холдинг "Вертолеты России" возобновляет проект Ка-62 с некоторыми изменениями. Грузоподъемность вертолета увеличивается до 2,2 тонн в кабине и 2,5 тонн на подвеске или 15 пассажиров. В качестве двигателей используются французские Ardiden 3G мощностью 1680 л.с., а на поставку редукторов и трансмиссии законтрактован австрийский производитель Zoerkler.
Тем не менее, основные конструктивные особенности и характеристики, заложенные еще в военном прототипе, сохраняются и в Ка-62. Это по-прежнему многоцелевой вертолет, может развивать скорость до 310 км/ч и отличается повышенной ударостойкостью. Дальность полета - более 650 км при крейсерской скорости в 290 км/ч. Лопастей основного винта стало пять на одну больше, чем в Ка-60. По планам производителя большая часть планера (до 60%) и лопасти винтов будут выполнены из современных композитных материалов, что значительно снизит вес машины.
Ка-62 стал первым в мире вертолетом, на который устанавливается система управления общевертолетным оборудованием. Система разработана концерном "Радиоэлектронные технологии" специально для этой модели и является сердцем электроснабжения всей электронной бортовой аппаратуры вертолета. Холдинг "Росэлектроника" оснащает Ка-62 современным бортовым оборудованием: комплексами связи нового поколения С-404 и интегрированными антенно-фидерными системами "Аист-62". Комплекс С-404 связывает пилотов с наземными пунктами управления по нескольким каналам и постоянный прием сигналов на аварийной частоте. А система "Аист-62" отвечает за функционирование бортовой подсистемы связи.
Интегрированный пилотажно-навигационный комплекс КБО-62 обеспечивает решение широкого круга задач по навигации и пилотированию вертолета. С его помощью на Ка-62 реализуется принцип "стеклянной кабины", когда вся важная информация выводится на электронные экраны. Двухканальная электронно-цифровая система управления двигателем FADEC снижает нагрузку пилотов по слежению за работой двигателя до минимума и уменьшает расход топлива.
Современная кабина Ка-62 защищена стойким к ударам птиц органическим стеклом и оснащена двумя рабочими местами, при этом командир экипажа может вести управление с любого из них. Широкий фюзеляж в пассажирском исполнении позволяет разместиться до 15 человек, при этом увеличенный шаг в компоновке сидений обеспечивает комфорт пассажирам. По обеим бортам вертолета размещены широкие дверные проемы.
Ка-62 спроектирован с учетом международных требований безопасности. В частности, вертолет может выполнять полет и посадку с одним работающим двигателем. Травмобезопасность пилотов и пассажиров на случай жесткой посадки повышена за счет энергопоглощающей конструкции шасси и кресел. Топливная система Ка-62 устойчива к повреждениям. Усовершенствованная аэродинамика вертолета и рулевой винт, спрятанный в кольцевой канал, сделали вертолет менее шумным.
Для разных целей и разных рынков
Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров, офшорных работ, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте практического потолка и высокой тяговооруженности двигателей Ка-62 также может осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах.
Конструкция Ка-62 рассчитана на применение в большом диапазоне климатических и географических условий при температурах от -50°С до +45°С. Таким образом ему уже открывается широкая дорога для экспорта по всему миру. Вертолет может эксплуатироваться на нефтяных вышках и неподготовленных грунтовых площадках. Еще одним преимуществом является возможность хранения вертолета вне ангара.
Активная стадия реализации проекта началась в 2012 году с презентации макета вертолета обновленной конструкции на международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia. До 2017 года, когда летный образец Ка-62 первый раз поднялась в небо, вертолет проходил испытания и доработки.
Серийное производство Ка-62, которое должно начаться в 2020 году, готовится на авиационной компании "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина в дальневосточном Арсеньеве. На данный момент на предприятии построено три опытных машины, которые предназначены для прохождения цикла летных испытаний. В планах - выпуск корпоративной модификаций, рассчитанной на 9 пассажиров, а также полицейской, спасательной и офшорной версий....