Бурятия на МАКСе: Арктика, аэротакси и вертолет-легенда
В Москве, на аэродороме Жуковский прошел 14-й по счету Международный авиакосмический салон-2019. Его гостями в этом году стали почти 579 тысяч человек, их вниманию были представлены 827 экспонентов из 33 стран, включая 184 зарубежных компании
В Москве, на аэродороме Жуковский прошел 14-й по счету Международный авиакосмический салон-2019. Его гостями в этом году стали почти 579 тысяч человек, их вниманию были представлены 827 экспонентов из 33 стран, включая 184 зарубежных компании. Среди них - компания из Бурятии, Улан-Удэнский авиационный завод. Чем удивили в этом году МАКС - в нашем материале.
Нынешний МАКС-2019 начался неординарным образом: его открыли сразу два президента - России Владимир Путин и Турции Реджеп Тайип Эрдоган, чего не было никогда в истории авиасалона. Они осмотрели экспозиции и ознакомились с образцами авиационной техники, поели мороженого, поднялись на борт пассажирского среднемагистрального самолета МС-21, побывали в павильоне "Роскосмоса", посмотрели летную программу авиасалона, в которой среди образцов российской авиатехники были истребители пятого поколения Су-57. Стенд этого самолета вызывал на МАКСе едва ли не самый большой интерес. И вполне понятный: до этого оценить его особенности можно было только по воздушными полетам, тестовым или показательным, рассмотреть вблизи самую новую летную военную машину России на этой выставке можно было впервые. Событие это было обставлено должным образом: самолет установили на помост на фоне огромной диорамы с его названием, так что он выделялся даже рядом со своими более масштабными соседями.
В небе над Жуковским пилот Су творил чудеса - уходил в управляемый плоский штопор, показывал Кобру Пугачева, выполнял развороты и перевороты практически на месте - головокружительные трюки сменяют друг друга. Как отмечали эксперты, большая часть пилотажных фигур недоступна на сегодня самолетам иностранного производства, да и из соотечественников способны на них только Су-30СМ и Су-35, на которых стоят двигатели с управляемым вектором тяги.
На МАКСе традиционно богатая летная программа, многие посетители выставки приезжают в Жуковский только ради нее. Споттеры выстраиваются вдоль ограждения задолго до начала взлетов, отлаживая мощное оборудование. Нынешний авиасалон не стал исключением: свое мастерство представили авиационные группы высшего пилотажа Воздушно-космических сил Российской Федерации "Русские Витязи", "Соколы России" и "Стрижи". Впервые представлена программа "Воздушный бой с элементами сверхманевренности", выполняемая двумя истребителями Су-30СМ Морской авиации ВМФ России. Выступили знаменитые пилотажные группы "Русь", "Первый полет", "Колибри" и гости из Прибалтики - группы Baltic Bees Jet Team и ANBO.
Бейсболки и космический борщ
В этом году лидеры российской авиационной и космической отраслей, крупнейшие мировые производители представили свою продукцию на площади 71,5 тысяча квадратных метров - именно столько составила, включая павильоны и статические площадки, общая площадь МАКСа. Обойти все за один день просто нереально, но гости старались. Нужно сказать, с бытовыми моментами на МАКСе проблем не было: в шаговой доступности были и большие чистые туалеты и еще большие по размеру фудкорты. Поесть и выпить кофе здесь можно было практически на каждом углу в киосках-кафетериях, кафе и ресторанах, шашлычных под открытым небом. Цены, что называется, на разный кошелек: можно найти тарелку вкуснейшего ароматного плова с чаем за 150 рублей, а можно отведать свиной рульки за 1200 рублей в "космическом" ресторане:
Цены на кофе и гамбургеры по московским меркам вполне приемлемые, а вот на воду продавцы делают мощные накрутки. Бутылку воды объемом 0,5 литра, которую в обычном магазине можно купить за 30-40 рублей, на МАКСе продавали за 90-150.
Для официальных сувениров также отвели специальные киоски, которые стояли на каждом углу: здесь можно было купить бейсболки с символикой МАКСа за 1,4 тысячи рублей, футболки от 1100 до 1900 рублей и ветровки за 4-5 тысяч, разную мелочь по 200-300 рублей.
Как говорят продавцы, несмотря на довольно высокие цены, практически вся продукция за время авиасалона расходится. Особенно в последние дни, когда доступ к самолетам открывают не только представителям деловых кругов, но всем желающим.
Сувениры и просто оригинальные вещи можно было найти на специальной ярмарке - здесь официальной символики уже не найти, зато представлена масса любопытных вещей, в том числе раритетных.
А если захотелось совсем уж экзотики, можно было найти палатку космических сувениров и запастись там настоящей космической едой: прикупить тюбик борща или, скажем, упаковку пшенной каши с тыквой, а то и бананового парфэ.
Цукаты и шоколад - тоже только такие, какие берут на борт космонавты. Полный обед из нескольких блюд в красиво упакованной фирменной коробке стоит 12 тысяч рублей. Конечно, для перекуса дороговато, а вот для подарка брали охотно.
КНР и самолеты
В этом году впервые в истории салонов МАКС а проводится при партнерском участии Китайской Народной Республики. Павильон КНР был и самым большим и самым ярким: все павильоны были окрашены в фирменные голубые цвета и лишь у Китая всех оттенков красного и украшен звездами. В общем, мимо не пройдешь. В нем на площади в 3 тысячи квадратных метров разместились экспозиции крупнейших аэрокосмических компаний КНР. Особое место здесь занял макет российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929.
Вообще, говорят "старожилы" авиасалона, на МАКСе всегда были широко представлены едва ли не все страны мира, имеющие хоть какое-то отношение к летательным аппаратам. В этом году, однако, ни одна страна НАТО на МАКС не приехала. "Санкции", - разводят руками эксперты. Для тех, кто приехал, установили отдельный павильон. Так, предприятия авиационной промышленности Ирана привезли на МАКС продукцию и услуги исключительно гражданского назначения. Все их легкие вертолеты Sorena и Shahed 278 предназначены для перевозки пассажиров и грузов, выполнения авиационных работ, подготовки гражданских пилотов, подчеркнул начальник по торговле и международным делам Иранской организации авиационной промышленности Давуд Наджафи.
У беспилотников на МАКСе вообще было отдельное место. Так, руководитель проектов компании "AEROMAX" Самвел Голиков представил на МАКСЕ совсем новую модель беспилотника "Снегирь".
Это конвертоплан, который садится и взлетает вертикально, не требует большой площадки, скорость и дальность полета у него выше, чем у аналогов. Использовать его можно по широкому профилю, например, для поиска заблудившихся в лесу. Например, он может с определенной частотой сбрасывать в лесу маячки, которые издают свет и шум и могут даже обращаться к потерявшемуся человеку по имени. Человеку остается только дойти до такого маяка, нажать на кнопку и ждать вертолет. Можно применять такой беспилотник для лесного и сельского хозяйства, но, в первую очередь, для грузоперевозок. "Почта России", шутит он, к ним пока не обращалась, но все разработчики беспилотников в России прекрасно помнят эту историю. У них даже родилась своя присказка: главное, чтоб не как в Улан-Удэ, чтобы не как у "Почты России".
Различной техники на МАКСе огромное количество: всего в этом году на статической стоянке МАКС-2019 можно было увидеть 133 летательных аппарата, еще 81 принял участие в летной программе, так что в общем и целом здесь можно было увидеть более 200 машин. Среди них настоящие "звезды".
Аэротакси из Бурятии
Российские компании на авиасалоне развернулись, что называется, в полный рост: ракеты и космическая техника, военные и гражданские самолеты и вертолеты, тяжелые машины типа Ми-26 и маленькие легкомоторные самолеты, истребители с богатой историей и их совсем новые версии, новинки и уже "заслуженные" модели. Большую площадь на МАКСе-2019 заняла экспозиция российского холдинга "Вертолеты России", в который входит сразу несколько крупных компаний по выпуску вертолетов. На МАКСе холдинг представил новинку: полноразмерный макет легкого многоцелевого вертолета VRT500.
Эта похожая на игрушку машина вызвала на выставке настоящий ажиотаж, причем часто приходилось слышать от гостей выставки вопрос, "не французский ли это геликоптер", до того изящные у него формы. Вертолет разработан конструкторским бюро "ВР-Технологии" холдинга "Вертолеты России" (входит в Госкорпорацию Ростех). VRT500 - легкий однодвигательный вертолет со взлетной массой 1650 килограммов, скоростью до 250 км/ч, дальностью полетов до 860 километров и вместимостью до 730 килограммов груза. Вертолет создается в пассажирской, многоцелевой, грузовой, учебной, VIP и медико-эвакуационной конфигурациях. На выставке VRT-500 был представлен в виде аэротакси. Еще в 1980-х годах в Москве из одного аэропорта в другой летали небольшие вертолеты Ми-2, можно было по воздуху быстро добраться из Домодедово во Внуково или на Жуковский. Сегодня в Москве, как в любом современном мегаполисе, уже строятся хелипорты, по некоторым маршрутам летает "Ансат", но именно VRT500 имеет все шансы стать первым вертолетом, сертифицированным по международным нормам и выполняющим услугу аэротакси.
Директор по сервису и послепродажному обслуживанию вертолета VRT500 компании "Вертолеты России" Илья Михальченко отметил, что новый вертолет классом гораздо выше популярного "Робинсона", его основные конкуренты - однодвигательные турбинные вертолеты, но VRT500 и в этом классе выделяется самой большой кабиной. Она же и основное преимущество, так как позволяет выполнять даже медицинские миссии, на сегодня вертолетов в такой конфигурации на рынке просто нет. "Мы рассчитываем, что займем достойную нишу во всех областях применения, в грузопервозках, пассажироперевозках в России и за рубежом - сегодня везде проявляют большой интерес к выпуску нового вертолета", - отметил он.
Вертолет в самой плотной компоновке, аэротакси, вмещает 6 человек: пилота и 5 пассажиров. Вертолет, в отличие от других машин такого класса, имеет соосную схему винтов: пара установленных параллельно винтов вращается в противоположных направлениях вокруг общей геометрической оси, что позволяет получить требуемую силу тяги при относительно небольшом диаметре несущей системы, то есть лопастей. Это сулит еще одно важное преимущество при использовании в условиях города: компактность. Длина нового вертолета 8 с небольшим метров, включая лопасти, так что подойдет даже самая маленькая вертолетная площадка. Нужно сказать, что этот вертолет при довольно внушительных размерах кабины даже короче, чем тот же "Робинсон", который, в свою очередь, гораздо меньше VRT500 по грузоподъемности и вместительности. Новый вертолет, в отличие от машин с рулевым винтом, нечувствителен к порывам ветра: ветер вообще никак не влияет на его взлет и посадку, возможность маневрирования в условиях плотной городской застройки. Предполагается, что аэротакси на базе VRT500 будет использовать в своей службе "Яндекс такси" - для выставки вертолет даже хотели покрасить в фирменный желтый цвет с шашечками. Как ожидается, заказать вертолетное такси можно будет в обычном мобильном приложении, стоить эта услуга будет как у автомобиля бизнес-класса.
На МАКС-2019 было подписано дилерское соглашение о продвижении и продажах VRT500 с малазийской компанией "Ludev Aviation". Малазийская компания "Ludev Aviation" намеревается приобрести сразу пять вертолетов. Опционное оборудование, а также детали интерьера и схема внешней окраски VRT500 определятся после получения вертолетом сертификата типа и сертификата летной годности по нормам европейских авиационных властей EASA. В начале 2019 года успешно завершился технический проект программы VRT500 и началась разработка рабочей конструкторской документации. "Европа и Азия являются приоритетными потенциальными рынками для реализации VRT500. При своих летно-технических характеристиках вертолет составляет конкуренцию винтокрылым машинам этого же класса, которые эксплуатируются в этих регионах", - говорит генеральный директор "ВР-Технологий" Александр Охонько.
Выпускаться вертолет будет в Бурятии и станет первым вертолетом такого класса на Улан-Удэнском авиационном заводе. Испытания первого летного образца начнутся в 2020 году, начало поставок запланировано на 2023 год.
Бурятские вертолеты
Улан-Удэнский авиационный завод является постоянным участником МАКСов и стенд Улан-Удэ вызывал законный и вполне оправданный интерес. Одна из машин, которую представил У-УАЗ - вертолет "Ми-171А2". Это новый серийный вертолет авиазавода Улан-Удэ, говорит руководитель проекта Вертолет "Ми -171А2" Валерий Тарасов. Опытные образцы появились только в 2017 году, в 2018-ом первую серийную машину У-УАЗ представил на крупнейшей в России выставке "HeliRussia", где ее прямо на стенде передали в эксплуатацию компании "Ютэйр". Вертолет Ми-171А2 имеет ряд особенностей. Так, лопасти его выполнены из полимерных композиционных материалов с улучшенными характеристиками, а Х-образный рулевой винт придает дополнительные особенности, проявляющиеся на больших высотах и температурах.
- Это сочетание несущей системы и нового рулевого винта обеспечило новые летно-технические качества вертолету, - говорит Тарасов, - увеличилась тяга несущего винта, запас путевой устойчивости. Еще одна особенность вертолета: новый электронный цифровой борт, то есть комплекс оборудования нового поколения, где практически отсутствуют стрелочные приборы, применена идеология так называемой "стеклянной кабины". И также у вертолета очень мощный пилотажный авиационный комплекс, который позволяет осуществлять полеты практически в автоматическом режиме. ПКВ-17 это надежный автопилот, он позволяет практически без участия летчика совершать многие этапы полета.
Еще одна особенность вертолета связана с двигателем - на "Ми-171А2" установлен двигатель с полностью электронной современной системой управления, которая позволяет вертолету оставаться на лету даже в самых сложных ситуациях. "У вертолета есть несколько новых режимов, которые, в случае, скажем, отказа одного из двигателей, позволяет либо безопасно завершить полет, либо, если невозможно прекратить взлет, безопасно его продолжить", - подчеркнул Тарасов.
Вертолет сертифицирован по очень жестким международным нормам, которые отличаются от тех норм, по которым работают обыкновенные транспортники. Первый вертолет поставлен в Казахстан, готова машина и для Индии. "Этот вертолет еще покажет себя, - говорит Тарасов, - ведь использовать его можно практически во всех условиях - от +50 до -50, в дневное и ночное время, установленное на нем бортовое оборудование делает его практически всепогодным".
Как говорит управляющий директор АО "Улан-Удэнский авиазавод" Леонид Белых, уже есть заинтересованность заказчиков в поставках новой модификации вертолета - "Ми-171А3", в офшорном варианте, для работы на буровых станциях. "Этот офшорный вариант вертолета - еще одно наше перспективное направление. Нефть добывается не только на суше, как вы знаете, но и на море и там она требует специальной техники: нужен вертолет с определенными характеристиками, системой вынужденной посадки на воду, с возможностью передвигаться на большие расстояния. Это совершенно новая платформа вертолета, на которой в дальнейшем планируется развивать другие модификации. Его выпуск планируется в 2023 году", - подчеркнул Леонид Белых.
"Арктика" и Ми-8АМТ
Еще один вертолет производства УУАЗ, представленный на МАКСе -Ми-8АМТШ-ВА, арктический вертолет или "Арктика", гордость компании. Если на прошлом МАКСе он был новичком, то теперь это полноправный участник экспозиции, за спиной у которого десятки заказов и положительные отзывы по эксплуатации в самых экстремальных условиях. Первый вертолет Ми-8АМТШ-ВА в арктическом варианте был выпущен в 2016 году и на МАКСе 2017 года многие увидели его впервые. Вертолеты Ми-8АМТШ-ВА являются одними из наиболее совершенных вертолетов данного типа: это современная, эффективная техника, специально созданная для работы в самых суровых климатических условиях, в том числе для полетов на море. У-УАЗ является давним производителем авиационной техники, эксплуатируемой авиацией Военно-Морского Флота. Еще в 1970-х годах завод в Улан-Удэ выпустил более 400 вертолетов корабельного базирования Ка-25, а в 1980-е поставлял ВМФ учебно-тренировочные Су-25УТГ, которые ранее эксплуатировались на российском авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов".
У машины ряд конструктивных особенностей, которые позволяют эксплуатировать ее в условиях низких температур. На вертолете установлена не имеющая аналогов система оперативного запуска двигателей при температурах до -60°С при автономном и безангарном базировании машины, работающая от вспомогательной силовой установки ТА-14 российского производства (ранее на вертолетах типа Ми-8 устанавливались только украинские ВСУ). Грузовая кабина вертолета оснащена специальной теплоизоляцией, системой обогрева, средствами для разогрева горячих пайков и воды, теплоизоляционными шторами.
Наряду с низкими температурами для зоны Арктики характерны малоориентированная местность, "полярная ночь", слабые и пропадающие спутниковые сигналы, неустойчивая радиосвязь. Для эксплуатации в этих условиях машина оснащена новым пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием. Это оборудование позволяет в автоматическом режиме осуществлять полет по заранее проложенному маршруту и выходить на заданную точку, обеспечивает определение навигационного положения машины даже при отсутствии спутниковых сигналов, обеспечивает эксплуатацию вертолета в темное время суток и в условиях полярной ночи, выдает метеоинформацию. Для обеспечения безопасности полетов над водой вертолет оснащен мощными двигателями отечественного производства ВК-2500, позволяющими при отказе одного из двигателей продолжать горизонтальный полет, а при необходимости и осуществлять набор высоты. Для экипажа вертолета предусмотрены морские спасательные костюмы, позволяющие в случае аварийного покидания вертолета удерживаться на плаву не менее 12 часов. Вертолет укомплектован коллективными и индивидуальными средствами спасения, в том числе морскими спасательными плотами, а также аппаратурой поиска терпящих бедствие широкого диапазона действия. При этом дальность полета вертолета при установке дополнительных баков превышает 1400 километров, а продолжительность полета более 7 часов.
- По результатам эксплуатации этого вертолета мы получили много слов благодарности, как письменно, так и устно, - рассказал Леонид Белых. - Я сам свою трудовую деятельность начинал с эксплуатации вертолетной техники в условиях холодов, много раз бывал на Севере, где машинам приходится работать при температуре в минус 60. Тогда техникам приходилось всю ночь прогревать вертолет, чтобы у него не замерзло масло и его можно был утром завести. Сегодняшний вертолет уже не требует таких затрат, храниться он может прямо на улице и утром за счет собственных ресурсов в течение 20-30 минут прогревает двигатель до уровня запуска. Испытания уже прошли, все запускается, летчики благодарны за такую модификацию вертолета. В вертолете, кстати, очень многое сделано для удобства эксплуатации: есть оборудование, которое позволит найти вертолету дорогу в любых условиях, даже если все спутники Земли внезапно отключатся и даже предусмотрен подгорев пищи.
На авиазводе планируется выпустить гражданскую версию этого быстро ставшего "широко известным в узких кругах" вертолета. Применять ее можно будет в тех же условиях в интересах предприятий, реализующих проекты в арктической зоне и северных широтах - нефтегазового сектора, геологоразведки, транспорта. "Наш президент Владимир Путин ставит задачу развивать и осваивать территорию Арктики, - говорит Белых, - В соответствии с этой тенденцией мы и разрабатываем сейчас гражданскую версию нашего арктического вертолета".
На МАКСе был заключен договор на поставку 10 многоцелевых Ми-8АМТ в транспортном варианте. Договор на поставку этого основного улан-удэнского вертолета подписали представители холдинга "Вертолеты России", "Газпромбанк Лизинг" и компании "Норникель". Ми-8АМТ - современный вертолет среднего класса с улучшенными летно-техническими характеристиками, создан на базе вертолета Ми-8Т. При его разработке был учтен огромный опыт эксплуатации вертолетов семейства Ми-8 в России и за рубежом, новая машина отличается более мощной силовой установкой, доработанной авионикой и рядом конструктивных изменений. Вертолет оснащен двигателями ТВ3-117ВМ и усиленной трансмиссией, навигацию обеспечивает БМС-индикатор, работающий с системами позиционирования GPS и ГЛОНАСС. Вместимость вертолета - до 23 человек, грузоподъемность 4 тонны.
Нужно сказать, что Улан-Удэнский авиазавод так или иначе, но "приложил руку" ко многим вертолетам и самолетам, представленным на нынешнем МАКСе. Запасные части, элементы конструкции, части обслуживания летной техники производства авиазавода Бурятии есть на многих стендах, установлено здесь было сразу несколько машин "Су" и - в разделе "Легенды авиации" - "МиГ", когда-то сошедший с конвейера в Улан-Удэ. А еще на МАКС в этом году прибыла настоящая легенда У-УАЗа, вертолет, который на заводе называют "единичка" под серийным номером 0001 и о котором отзываются с неизменной теплотой. Когда-то именно с него началась современная история завода, до того выпускавшего военные самолеты "Су-25" и военные же вертолеты "Ми-8". На тот момент директором авиазавода был Юрий Кравцов, ему и принадлежит идея выпустить гражданскую вариацию военного вертолета. Для Улан-Удэ по заключенному договору на Казанском вертолетном заводе выпустили вертолет, который стал "нулевой" версией вертолета Ми-8АМТ. Через два года Ми-8АМТ вышел в серийное производство на Улан-Удэнском авиазаводе и начал свою долгую карьеру. А 0001-ый вертолет долгое время так и находился в Казани, где с его помощью даже ставили купола на церкви. И только в 1990-х годах "нулевую" версию перегнали в Улан-Удэ, где машина заняла почетное место, но не была отправлена на пенсию. Этот вертолет стал инженерным, на нем испытывали новые двигатели, силовые установки, электрооборудование. Несколько лет назад его продали в Летно-исследовательский институт имени Громова, где он стал летающей лабораторией и до сих пор в строю, хотя ему уже больше 30 лет. Так что, можно сказать, частичка Бурятии вместе с этим вертолетом хранится теперь в сердце России - в Москве, ежедневно доказывая своей работой долговечность выпущенных в далеком Улан-Удэ вертолетов....