informБЮРО
13 сентября 2019, 14:08
Появится ли в Казахстане новый российский пассажирский самолет МС-21?
Главным событием прошедшего в конце августа в подмосковном Жуковском международного авиационно-космического салона MAКS-2019 cтала презентация МС-21. Наладить серийный выпуск этого новейшего пассажирского самолета планируют в 2021-м году
В ходе авиасалона MAKC-2019 его гостям и участникам продемонстрировали все три экспериментальных борта МС-21, которые были собраны на авиазаводе в Иркутске, а затем перебазированы на аэродром "Раменское" в подмосковном городе Жуковский, который эксплуатируется российским Летно-исследовательским институтом (ЛИИ) им. М. Громова. Здесь эти самолеты участвуют в испытаниях. Уже скоро начнется процесс их сертификации. Два самолета были показаны на статической экспозции, один участвовал в демонстрационных полетах. Официальная презентация нового авиалайнера включала в себя пресс-конференцию руководства корпорации "Иркут" и осмотр интерьера одного из стоящих на статике самолетов.
В ходе общения с журналистами президент ПАО "Корпорация "Иркут" и АО "Гражданские самолеты Сухого " Равиль Хакимов сообщил, что казахстанская региональная авиакомпания Bek Air планирует приобретение 10 лайнеров МС-21 после начала его серийного производства. Подписано соглашение о намерениях.
Сегодня Bek Air эксплуатирует очень хорошие для своего времени, но стремительно устаревающие региональные самолеты Fokker 100, производство которых было прекращено еще в 1997 году. Авиационный парк компании необходимо обновлять, от этого зависит ее дальнейшее развитие. Но почему именно МС-21?
Преимущества МС-21 перед конкурентами
Проект МС-21 ("магистральный самолет 21-го века") считается очень амбициозным. Предполагается, что самолет должен отбить свою часть авиационного рынка в том сегменте, который, казалось бы, сегодня безоговорочно занимают два мировых гиганта - Boeing и Airbus. Причем конкуренцию российский авиалайнер должен составить самым популярным в истории коммерческой авиации моделям - европейскому A-320 и американскому Boeing-737 в их новейших модификациях. Как же предполагается это сделать?
Вообще, первое впечатление от МС-21 даже на простом обывательском уровне весьма позитивное: очень просторный салон, огромные иллюминаторы, которые полностью рассеивают ощущение, что ты находишься в летающей барокамере (это сделано специально, чтобы устранить у пассажиров аэрофобию). Элементная база очень современная - светодиоды в освещении, современные кресла и многое другое. Особенно приятно находиться внутри лайнера после того, как наблюдаешь за его полетом во время демонстрационной программы.
По словам Равиля Хакимова, каталожная стоимость МС-21 будет на 20% ниже, чем у его зарубежных аналогов. На сегодняшний день расклад примерно такой:
- МС-21-300 - 96,1 млн долларов;
- Boeing-737 MAX 8 - 110,9 млн долларов;
- Boeing-737 MAX 9 - 116,6 млн долларов;
- A 320 neo - 106,2 млн долларов.
Прототипом МС-21 была разработка ОКБ им. А. Яковлева 1993 года. Самолет назывался Як-242. Из-за сложной экономической ситуации в те годы проект так и остался на бумаге и был серьезно переработан уже в наши дни, с учетом современных тенденций на авиационном рынке. Все инженерное и техническое сопровождение осуществляется ОКБ им. А. Яковлева, входящим в состав корпорации "Иркут".
В основу лайнера, как утверждают его разработчики, заложено два критерия - экономическая эффективность и комфорт.
По мнению руководства "Иркут", пассажир устал от тесных компоновок. МС-21 его разработчики называют самым "широкофюзеляжным" узкофюзеляжным самолетом в мире. Диаметр фюзеляжа является самым широким в классе - 4,06 м, что больше диаметра Boeing 737 на 30 см и на 11 см просторнее Airbus А320. Эти почти незаметные сантиметры играют очень важную роль для пассажирского самолета. При входе в это воздушное судно не возникает ощущение плотной и узкой трубы.
По мнению экспертов российского авиационного портала aex.ru, широкий фюзеляж обеспечивает больше свободы передвижения. Проход между рядами как в бизнес-классе, так и в экономклассе довольно широкий. Обычные требования к ширине прохода в салоне пассажирского воздушного судна - не менее 15", в салоне МС-21-300 - 22,5" в экономклассе и 31,5" в бизнес-классе. Чтобы понять разницу, достаточно представить, что пассажир сможет свободно пройти мимо тележки обслуживания, стоящей в проходе. Кроме того, появилась возможность размещать багаж на полки в положении "спина к спине".
- Ширина салона позволила повысить эффективность, потому что очень большой спрос на лоукост-перевозки, на сокращение оборотного времени, - рассказал на пресс-конференции вице-президент "Иркута" Кирилл Будаев. - Широкий фюзеляж дает возможность сделать широкий проход, что экономит примерно 7 минут на каждом разворотном рейсе. В год это дает 175 часов дополнительного полета. На этапе проектирования мы проводили натурные испытания - приглашали волонтеров и симулировали полную разгрузку и загрузку самолета. Так что эти 7 минут были вычислены опытным путем. Самолет сделан для пассажира. Многие уже устали от тесных компоновок лоукост-перевозчиков. И лоукосты сейчас задумываются над увеличением личного пространства и даже внедрения бизнес-класса. Мы решили эту задачу конструктивным путем, оставив возможность для авиакомпаний экспериментировать внутри пассажирского салона.
Внутреннее пространство лайнера увеличивается и визуально - в салон проникает много света через самые большие иллюминаторы в классе узкофюзеляжных самолетов. Их размер более - 1 060 см2, что на 15-30% больше по сравнению с конкурентами того же класса. Такое количество естественного света существенно снижает негативное влияние замкнутого пространства.
- Поскольку 10% всех пассажиров - это скрытые или открытые аэрофобы, естественный свет, которым наполнен наш салон благодаря очень широким иллюминаторам, снижает негативное воздействие замкнутого пространства на человека. Плюс есть специальные дизайн-решения, которые для пассажира, сидящего у окна, раскрыли пространство. Когда вы заходите в салон, испытываете совершенно другие ощущения - нет эффекта трубы, взору открывается очень большое пространство. Впечатление, что ты сидишь в широкофюзеляжном самолете, - говорит Кирилл Будаев. - Помимо этого, в самолете увеличено давление в пассажирском салоне, обычно это эквивалентно 8 тыс. футов, у нас - 6 тыс. (1 830 метров над уровнем моря). Пассажир чувствует себя менее уставшим и более здоровым на борту самолета. Особенно это ощутимо на длительных перелетах - если 5 часов проводишь на высоте 8 тыс. футов (2400 метров над уровнем), усталость дает о себе знать. Это и у пассажиров, и у экипажа. Повышенное давление - это не только комфорт, но и безопасность управления воздушным судном.
Судя по всему, производитель предложит потенциальным заказчикам готовые дизайнерские решения, связанные с интерьером МС-21. На борту будет оборудована система развлечений, спутниковая система связи, Wi-Fi, розетки для гаджетов и многое другое. Предусмотрены даже специальные розетки для сложной медицинской аппаратуры. Многоцветная система освещения салона станет приятным дополнением для создания подходящего настроения в салоне. Современная система кондиционирования автоматически регулирует снабжение пассажирского салона воздухом, а трехзонное регулирование температуры обеспечивает комфортные условия полета. Кроме того, существенно снижен уровень шума в салоне за счет новых двигателей и современных звукоизоляционных материалов.
Очень важной деталью интерьера МС-21 эксперты aex.ru называют багажные полки, которые по объему на 20-25% больше, чем у конкурентов. Туда поместится гораздо больше вещей пассажиров. Багажные полки поворотные - размещать багаж будет гораздо легче и быстрее. Конструкция сделана таким образом, что у пассажира достаточно пространства над головой, чтобы комфортно путешествовать. И ни при каких условиях на голову ничего не вывалится, даже при попадании в сильную турбулентность. Ширина кресел в салоне МС-21-300-003 (борт, который был установлен на статике для посещения гостями авиасалона и прессой) составляет 18,5" в эконом-классе и 21,5" в бизнес-классе. Есть возможность компоновки сидений в бизнес-классе 2+3 в ряд, что создаст дополнительную пассажировместимость.
Пищеблок в МС-21 подключен к системе кондиционирования и вентиляции. Приточно-вытяжная вентиляция обеспечивает оптимальную для работы температуру воздуха и предотвращает распространение пара и запахов в пассажирский салон. Кухонные стойки унифицированы для оборудования стандарта Atlas. По выбору авиакомпании здесь можно разместить тележки, полутележки, контейнеры, электродуховые шкафы, аппараты для приготовления напитков и осветительные приборы. Кофемашина и кипятильник объединены в одну систему на базе проточного водонагревателя, что позволяет сэкономить вес и место без ущерба для сервисного обслуживания. Рабочие столы освещены встроенными светильниками.
По мнению российских авиационных экспертов, широкое пространство для входа и свободный проход между креслами обеспечивают более комфортные условия для посадки и высадки из самолета пассажирам с ограниченными возможностями и сопровождающим их лицам. Чтобы можно было пронести носилки в горизонтальном положении, угол заднего туалетного модуля складывается.
Объем багажно-грузового отсека МС-21 на 12% больше по сравнению с аналогами, что позволяет авиакомпаниям перевозить больше коммерческого груза. В частности, объем багажно-грузового отсека МС-21-300 составляет 48,8 м3, у A320 neo - 37,4 м3, у Boeing-737 MAX 8 - 43,7 м3. Также в отсеке МС-21 можно использовать контейнеры, а в Boeing-737 такой возможности нет.
Конструкция туалетных кабин модульного типа позволяет быстро менять конфигурацию интерьера и производить демонтаж. Все туалетные модули самолета оборудованы столиками для пеленания грудных детей, а также комфортны для пассажиров с ограниченными возможностями. Дизайн исключает труднодоступные места, что ускоряет процесс уборки.
Особенности конструкции и силовой установки
- Мы ставили перед собой задачу повышения операционных возможностей МС-21 и его эффективности в районе 8-10% от существующего парка самолетов этого класса, которые сейчас эксплуатируются в мире, - рассказал на пресс-конференции главный конструктор МС-21 Константин Попович. - Эту задачу можно было решить только следующим способом: повышением экономичности, увеличением качества крыла и уменьшением аэродинамического сопротивления. Чтобы получить крыло и самолет с минимальным сопротивлением и максимальным качеством, необходимо крыло большого удлинения. Крыло большого удлинения необходимо делать из нетрадиционных материалов - это композит. Поэтому композит - это не наше хотение или мода, а определенная целевая задача для достижения высокой экономичности нашего самолета.
По словам главного конструктора, крыло обеспечивает хорошие эксплуатационные характеристики и изготавливается по инновационной инфузионной технологии без применения автоклава. Инфузионная технология запатентована в России, разработана также технология изготовления большеразмерных агрегатов из композиционных материалов.
Сейчас МС-21-300 проходит испытания с двигателями американской компании Pratt&Whitney PW1400G. Эти двигатели могут устанавливаться на самолет опционально.
- В дальнейшем мы рассматриваем вопросы по другому двигателю - ПД-14, с тем чтобы мы могли предложить компаниям выбор по силовой установке и опциям, которые мы предлагаем. Эти двигатели обеспечивают высокую экономичность. В результате мы снижаем расход топлива на пассажирское кресло и снижаем общие расходы. Высокая степень двухконтурности - это не только снижение расхода топлива, но и более качественное использование энергии, то есть сгорание топлива в двигателе. Новые двигатели отвечают перспективным экологическим требованиям по выбросу углекислого газа и шуму, - заверяет главный конструктор МС-21. - Все это приводит к тому, что МС-21 отвечает последним требованиям и даже новым поправкам, которые будут приняты в 2020 году, по шуму и выбросам. Мы думаем, что в перспективе в этом плане он хорошо будет продаваться с точки зрения удовлетворения требованиям. Снижение шума заметно даже при выруливании самолета на полосу. При испытаниях даже рядом стоящие люди отмечали чрезвычайно низкий уровень шума. По результатам испытаний мы подтверждаем, что выполняем требования по шуму как двигателей, так и самолета в целом.
Двигатель ПД-14 разработан в широкой кооперации предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации РФ (ОДК) для МС-21-300. Это первый с 1980-х годов полностью российский турбовентиляторный двигатель для гражданской авиации. Серийное производство ПД-14 планируется начать в 2020 году. При этом, как утверждают в руководстве ОДК, стоимость подготовки к его производству существенно ниже зарубежных аналогов.
На самолете установлена цифровая комплексная электродистанционная система управления. В пилотской кабине - 15-дюймовые мониторы, электронные планшеты - носители документации. Опционально предусмотрено оборудование для обеспечения посадки по IIIA категории (допускается посадка при видимости на ВПП не менее 200 метров и высоте принятия решения не менее 30 метров; самолет, претендующий на получение IIIA категории, должен обеспечивать автоматическое снижение и предпосадочное выравнивание) - это индикаторы на лобовом стекле. Это, соответственно, система улучшенного видения, включающая в себя инфракрасные и ультрафиолетовые датчики. Оборудование объединено в бортовую систему встроенного контроля с передачей наземным службам и техническому экипажу после полета информации о состоянии самолета на земле и рекомендациями по устранению неисправностей.
Исключительной особенностью системы управления МС-21 является активная ручка управления. В настоящий момент на самолетах такого класса в мировой практике применяются пассивные ручки - каждый пилот управляет ручкой и передает право управления переключением. На МС-21 ручки объединены (специальной цифровой системой) и при помощи микродвигателей обеспечивают передачу усилий и перемещений, как будто они связаны единым механизмом. Кроме того, реализованы дополнительные функции - передача тактильной информации. При достижении предельных режимов, приближении к опасным режимам ручка передает летчику также тактильную информацию.
- Для того чтобы выполнить эту задачу, было проведено техническое перевооружение предприятия, оснащение его линиями сборки и другими автоматизированными средствами. В наибольшей степени это касается изготовления и формования композитных конструкций. Довольно сложная форма крыла, а здесь выбрано крыло большого удлинения с суперкритическим профилем, требует достаточно точного изготовления и проектирования оснастки, - поясняет главный конструктор МС-21. - Мы были вынуждены провести комплексное внедрение цифровых технологий. Это касается как КБ разработчика и завода, так и предприятий, участвующих в кооперации. Подготовлены специалисты, которые способны работать в этой технологической среде. Здесь, в Жуковском, и на Иркутском авиационном заводе создано новое испытательное оборудование. Это автоматизированные стенды и другое испытательное оборудование, в том числе телеметрическое, которые мы используем для проведения испытаний.
- Мы находимся сейчас в середине сертификационных испытаний, - рассказывает Константин Попович. - Мы выполнили стендовые, статические испытания, также испытания агрегатов планера, которые позволили нам полностью снять эксплуатационные ограничения по самолету. В испытаниях участвуют все три летных образца самолета. Третий летный образец специально предназначен для испытаний, которые нам необходимо провести по салону и системам кондиционирования. Четвертый самолет собран, идет монтаж систем. К концу года мы надеемся его поднять в воздух. Также строится пятый самолет, который на следующий год будет подключен к летным испытаниям с двигателем ПД-14. Подтверждением достижения ключевых характеристик является то, что мы практически завершили основные испытания по определению работоспособности систем, по подтверждению основных характеристик, в том числе по работоспособности двигателей и их запуску в воздухе на всех режимах. И их работоспособности при выполнении любых режимов, которые имеют эксплуатационные ограничения. Выполнены интересные полеты с достижением минимальных скоростей, с касанием пяткой при выполнении взлетов.
Потребности авиакомпаний и серийное производство
Как сообщил в ходе презентации вице-президент "Иркута" Кирилл Будаев, дальность полета МС-21-300 - 6 000 км - позволяет полностью покрыть потребность российских авиакомпаний в среднемагистральных перевозках. По прогнозу, в течение следующих 20 лет потребуется порядка 30 000 таких самолетов в мире, а потенциальный спрос на МС-21 - около 1000 самолетов. Изготовление и запуск деталей серийных самолетов уже идут, завершения сертификационных испытаний решено не ждать. Производительность кооперации будет поэтапно выведена на уровень 72 самолетов в год. Это амбициозная целевая задача, которую планируется достичь через шесть лет. Разрабатывается также базовый комплект технической документации в форме интерактивных электронных технических руководств и веб-портал для размещения актуальной документации и программного обеспечения для обмена информацией об эксплуатации самолета, в том числе в онлайн-режиме.
Это в большей степени касается обеспечения постпродажного обслуживания. Производителем самолета разработаны технические средства обучения, созданы комплексный полнопилотажный тренажер, процедурный тренажер, а также линейка тренажеров по выполнению аварийно-спасательных процедур для салонного экипажа и комплекс учебных компьютерных классов. Комплект размещен в учебном центре "Аэрофлота" - первого заказчика МС-21. Сформированы перечень запасных частей и заказ на производство запасных частей, которые будут поставлять эксплуатантам. В руководстве "Иркута" надеются обеспечивать это через два месяца после первых поставок самолета.
Первым эксплуатантом самолета станет "Аэрофлот"
Предполагается выпускать две версии самолета: МС-21-200 (от 132 до 165 мест) и МС-21-300 (от 163 до 211 мест). Также планируется создание версии МС-21-400 (до 260 мест). Первым эксплуатантом самолета станет авиакомпания "Аэрофлот", которая заказала 50 таких лайнеров с опционом еще на 35 машин.
- Новый российский среднемагистральный самолет МС-21, учитывая проведенный авиасалон МАКС-2019, имеет около 200 твердых заказов, - сообщил журналистам глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Главные проблемы - санкции и удорожание проекта
Проблемы с выходом нового российского пассажирского самолета на рынок в основном связаны с ситуацией, в которой оказалась страна в результате применения против нее санкционных мер. Перенос начала серийного производства лайнера на 2021 год связан непосредственно с санкциями США против предприятий госкорпорации "Ростех", в частности компании "АэроКомпозит".
- В связи с тем, что американцы остановили поставку композитных материалов, мы переходим на свои композитные материалы. Необходимые разработки и российские партнеры, в частности, "Росатом" уже есть, - заявил в феврале этого года генеральный директор "Ростеха" Сергей Чемезов.
Ранее сообщалось, что что МС-21 может остаться без композитного "черного крыла" из-за санкций США в отношении предприятий "Ростеха". При этом потери американцев из-за прекращения поставок карбонового волокна оцениваются примерно в 200 млн долларов.
Еще одним "тревожным звонком" cтало задержание 30 августа в итальянском Неаполе директора по развитию бизнеса Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александра Коршунова. Задержание было произведено по запросу Минюста США. Высокопоставленного российского чиновника подозревают в экономическом шпионаже. Американские власти считают, что Коршунов причастен к незаконному получению интеллектуальной собственности и документов компании General Electric, которые якобы планировалось использовать в интересах российской программы ПД-14 (авиадвигатель для среднемагистрального самолета МС-21). Российские власти утверждают, что Коршунов непричастен к какой-либо противоправной деятельности.
Кроме того, тревожит удорожание проекта МС-21. По данным Счетной палаты РФ, проект МС-21 подорожал в 2,3 раза, а общая его стоимость до 2025 года оценена в 437,4 млрд рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «informБЮРО». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Стендап на высоте 7600 метров: бортпроводник QAZAQ AIR выступил перед пассажирами
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов
Декабрь 23, 2024
Строительство аэровокзала Магадана прошло при поддержке ВЭБ.РФ и Сбера