АвиаПорт.Ru
16 сентября 2019, 08:15
"Мы определили пять преимуществ адаптивного крыла" - А. Тулаев
О преимуществах, которые может открыть адаптивное крыло, созданное на базе мехатронных узлов, и о текущем состоянии исследований рассказал руководитель проекта RMP-technology А. Тулаев
- Адаптивное крыло обещает улучшить аэродинамические характеристики перспективных летательных аппаратов. Какие преимущества можно будет получить в сравнении с традиционным крылом?
- Мы определили пять преимуществ адаптивного крыла. Первое - экономия энергоресурсов, сокращение расхода топлива за счёт улучшения аэродинамических свойств, в том числе из-за возможного уменьшения толщины профиля крыла. В концепте, представленном на выставке, это не реализовано, но применение ячеистых структур эллиптической формы позволит менять толщину профиля до 20%. Второе преимущество - лучшая стабильность на критических углах атаки. При риске срыва потока, который мы можем обнаружить, используя датчики давления, крыло сможет изменить геометрию профиля. Фактически это динамическая крутка крыла. В-третьих, мы получаем лучшие взлётно-посадочные характеристики и, в-четвёртых, снижение уровня шума за счёт отсутствия щелей и вихревых потоков. Наконец, не потребуется проводить противообледенительную обработку перед взлётом. Достаточно стряхнуть лёд интегрированной функцией.
- За счёт чего удаётся обеспечить изменение профиля крыла?
- На наш взгляд, в природе наилучшим образом адаптивное крыло реализовано у птиц. Мы же нашли решение, которое позволяет приблизиться к этим результатам. Созданный нами мехатронный узел позволяет реализовать изгиб на 30 град. Были проведены математические расчёты, подтверждающие, что при заданных нам нагрузках крыло выдержит большое количество изменений конфигурации, что позволит создать надёжную конструкцию.
- Какой привод используется для изменения профиля?
- Сейчас мы используем электрический привод.
- Традиционное крыло современных самолётов имеет высокое весовое совершенство, несмотря на применение достаточно громоздкой и тяжёлой механизации с гидравлическими приводами. Адаптивное крыло по весовым характеристикам сможет сравниться с обычным?
- Представленная на выставке конструкция - только концепт. Сейчас разница в сравнении с обычным крылом есть, хотя и не слишком высокая. Но мы имеем большой потенциал облегчения: можно использовать другие материалы. Можно повысить надёжность и снизить усилия, применив вместо гибкой структуры стержни и втулки. Хотя это, конечно, повлечёт за собой усложнения при сборке крыла.
- У вашего решения есть ограничения с точки зрения габаритных размеров крыла, скорости, других параметров?
- Мы проводили математическое моделирование, и оно показало достаточно высокий потенциал как с точки зрения увеличения размерности летательного аппарата, так и с точки зрения достижения больших скоростей. Концепт, который мы представляем, предназначен для использования на воздушных судах, летающих на низких и средних скоростях, о сверхзвуке сейчас речь не идёт. Но когда мы перейдём к решениям для конкретного летательного аппарата, его облик может существенно отличаться от того, что демонстрируется на выставке. Возможно, что фюзеляжа вообще не будет - будет летающее крыло.
- Как будет выполнена обшивка крыла?
- Сейчас есть два варианта. Первый - чешуйки. Они будут работать на средних и низких скоростях. В последующем применим эластомеры с торсионами по всему профилю крыла. Крыло должно быть и гибким, и прочным, а это противоречащие друг другу свойства. Но задача решаема, так как некоторые части конструкции могут быть жёсткими, не обязательно делать гибким всё крыло. Мы сформулировали техническое задание и передали его в наш Волгоградский политехнический университет, который сейчас подбирает оптимальную структуру, которая сможет обладать максимально подходящими параметрами для использования в адаптивном крыле.
- Качественные преимущества адаптивного крыла вы озвучили. А есть ли количественные оценки?
- Точные цифры я сейчас назвать не смогу. Но на нынешнем этапе это невозможно: мы - небольшая компания, проекту немногим больше года. Компетенции в определённых областях у нас отсутствуют. В частности, мы не специализируемся на авиации, наша специализация - реконфигурируемые управляемые модульные панели. Это технология, которая позволяет при сохранении высоких прочностных характеристик изменять геометрию поверхностей, используя объединённые в структуру шарниры двойного действия и привода.
Технология RMP может применяться в различных сферах: например, нами создана панель для хирургических светильников, обеспечивающая формирование бестеневого светового пятна. Мы создали образец параметрического экрана, который может проецировать фигуры в 4D, фигуры могут быть выдвинуты с плоскости. Возможные области применения - самые разнообразные, и авиация - одно из направлений.
- Кто является автором технологии?
- Идея объединения ячеек в структуру шарнирами двойного действия пришла к нашему главному инженеру Алексею Ивченко.
- На какой стадии вы сейчас находитесь?
- Я думаю, на стадии pre-seed или seed, то есть на стартовой. Это же концепт.
- Помимо образца, показанного на стенде, есть другие натурные образцы?
- Основа концепции - мехатронный узел, который позволяет реализовать управление конфигурацией крыла. В зависимости от необходимой геометрии мы можем объединить несколько мехатронных узлов, три, пять, семь, чтобы достичь нужных нам параметров.
- Ваше решение заинтересовало авиаторов?
- Мы уже несколько месяцев взаимодействуем с рабочей группой Аэронет Национальной технологической инициативы. Они поставили перед нами некоторые целевые показатели - какой эффект крутки достигать, на какой угол крыло должно изгибаться, какие силовые нагрузки должно выдерживать. Первая полученная нами оценка - положительная.
Мы по рекомендации коллег из рабочей группы обратились за поддержкой в фонд Бортника и получили первый грант в размере 3 млн рублей. Первый этап проекта закрыли в апреле, второй заканчивается в октябре. Большая часть средств потрачена на математические модели, расчёты, лабораторные испытания. Подтверждена работоспособность мехатронного узла.
Но для того, чтобы идти дальше, получить второй грант, нужно вкладывать свои деньги и показать большие обороты. Свои средства мы вкладываем, чтобы ускорять процессы - иначе нашей жизни не хватит, чтобы довести решение до прикладной реализации. Но наше предприятие относиться к малому и среднему бизнесу, к сожалению, выполнить условие по обороту не может. Поэтому мы ищем инвестора, заявляем, что готовы стать частью какой-то другой компании. Если найдём инвестора, который будет готов вложить деньги в проект, сможем набрать соответствующую компетенции. Если будут предложены конкретные идеи о выкупе нас - мы будем, скорее всего, согласны, потому что мы хотим развивать этот проект. Мы лелеем его, и на уровне интуиции у нас чувство, что мы действительно движемся в правильном направлении и сможем оставить положительный след в истории....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов