О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Последний полет "Михаила Громова"

Вчера в пяти километрах от поселка Советский Саратовской области разбился один из самых современных российских военных самолетов - стратегический бомбардировщик Ту-160 "Михаил Громов" с четырьмя членами экипажа на борту. Катапультироваться не удалось ни одному летчику. На месте падения самолета обнаружены два из трех "черных ящиков". Поисковые работы продолжаются.

Для российских ВВС катастрофа Ту-160 (американские военные называют его Black Jack, а российские - "Белый лебедь") - событие беспрецедентное. Ее можно сравнить разве что с потоплением авианосца. За всю историю полетов этого самолета была лишь одна авария, и то на земле. Весной 1987 года один из бомбардировщиков сошел со взлетно-посадочной полосы и загорелся, при этом никто не пострадал. Никаких серьезных происшествий с Ту-160 больше не происходило.

Именно "Михаил Громов" сопровождал Ту-160, на котором из Энгельса на учения на Дальнем Востоке вторым пилотом летел Сергей Иванов. Тогда, как рассказали корреспонденту ГАЗЕТЫ военные летчики, министр не только нарушил все летные инструкции, заняв кресло пилота, но и подвергал реальной опасности свою жизнь.

Предпоследний полет "Михаила Громова" состоялся 11 сентября. Приборы показали, что в масло двигателя попала стружка. Двигатель был отремонтирован, и вчера экипажу предстояло его облетать.

В 11.03 по московскому времени, когда после выполнения задачи "Михаил Громов" шел на снижение, экипаж Ту-160 доложил о пожаре на борту. Связь с экипажем была неустойчивой. Минуту спустя связь прервалась и самолет пропал с экранов локаторов.

Катастрофа Ту-160 из-за неисправности двигателя еще раз наглядно демонстрирует состояние российской военной техники. В тот же день, 11 сентября, когда в масле двигателя "Михаила Громова" обнаружили стружку, подобная поломка случилась и с военным самолетом Ил-76, совершавшим перелет с российскими миротворцами на борту из Сьерра-Леоне. Вместе с ними оттуда возвращались и журналисты, в том числе и военный обозреватель ГАЗЕТЫ. Причем эта поломка была обнаружена в воздухе, и один из четырех двигателей вовремя отключили. "Илу" удалось дотянуть до столицы Ливии - Триполи, где в течение нескольких дней неисправность была устранена.

По мнению военных, возможности катапультироваться у членов экипажа не было. "Самолет начал разрушаться еще в воздухе, и экипаж не успел воспользоваться средствами спасения", - считает начальник Главного штаба ВВС Борис Чельцов. По его словам, самолет начал падать с высоты 1,2-1,5 тыс. метров после начала снижения. Место падения самолета было обнаружено в 11.38 по московскому времени между населенными пунктами Советское и Степное в 40 км от аэродрома. Как сообщил Чельцов, по факту катастрофы самолета в ближайшее время будет возбуждено уголовное дело. Предполагается, что это будет статья 351 УК РФ - "нарушение правил полетов или подготовки к ним".

Во время катастрофы на борту самолета находились командир - подполковник Юрий Дейнеко, правый летчик - майор Олег Федуненко и два штурмана - майор Григорий Колчин и майор Сергей Сухоруков. По словам Бориса Чельцова, экипаж самолета был очень опытным. "Командир имел три тысячи часов налета и тысячу часов непосредственно на этом самолете", - сообщил начштаба ВВС. Правда, общее количество часов налета ни о чем не говорит. Если во времена СССР летчики дальней авиации набирали в среднем по 200 часов в год, то в середине 90-х иногда и 10 часов не выходило. Сейчас налет в среднем составляет 30-50 часов, что, конечно, недостаточно для такой сложной машины, как Ту-160. Со вчерашнего дня все полеты Ту-160 в России будут прекращены до выяснения обстоятельств катастрофы. Парк стратегической авиации России в ближайшее время пополнен не будет: стоимость производства одного самолета составляет примерно 100 млн. долларов. А Ту-160 с полным вооружением на борту, как сказали корреспонденту ГАЗЕТЫ военные эксперты, обойдется бюджету более чем в миллиард.

Стратегическая авиация России и США

Стратегический многорежимный бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Он был создан на базе ОКБ А.Н. Туполева в противовес американскому В1. Сейчас на вооружении ВВС США стоят 94 самолета В-1В Lancer, 94 самолета В-52 Stratofortess и 21 самолет-невидимка B2 Spirit. Стоимость одного самолета-невидимки B2 Spirit оценивается в размере от 1,3 до 2 млрд. долларов. В-1В Lancer стоит примерно 200 млн. долларов. Они составляют костяк авиационных стратегических сил США. Советская программа производства Ту-160 также предусматривала выпуск порядка сотни машин, но этому помешал развал СССР. К началу 90-х годов Казанское АПО им. Горбунова построило 34 самолета Ту-160, включая планеры для ресурсных и прочностных испытаний. 19 самолетов Ту-160 поступили в две эскадрильи 184-го ГвТБАП, базировавшегося в Прилуках на Украине.

Летчики не воспользовались уникальной системой катапультирования

Экипаж Ту-160 размещен в носовой части фюзеляжа в единой просторной гермокабине. В передней части установлены кресла первого и второго летчиков, штурмана и штурмана-оператора. В задней части кабины имеется туалет, малогабаритная кухня и откидная койка для отдыха. Самолеты последнего выпуска ocнащены встроенным трапом.

Все члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ.

Это кресло обеспечивает спасение члена экипажа в широком диапазоне скоростей и высот полета самолета, включая взлет и послепосадочный пробег. Кроме того, летчик может покинуть самолет у самой земли или на земле. Именно благодаря этому креслу удалось спастись летчикам российского истребителя в Ле-Бурже и экипажу украинского истребителя Су-27 во время авиашоу под Львовом.

Этот тип кресел применяется на всех типах современных самолетов России. Оно выпускается серийно в 15 модификациях и установлено на Су-17-ЗМ, Су-24, Су-25, Су-27, Су-37, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ, Ту-160, Як-36, Як-38.

Отличие кресла в Ту-160 от других самолетов - спинка снабжена подушками с пульсирующим воздухом для массажа.

Масса кресла - 122 кг.

Безопасность покидания самолета в диапазоне высот от 0 до 25 км.

Скорость полета на уровне земли - 140 км/ч.

Самолет Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии. Особенностью планера является интегральная схема аэродинамической компоновки, при которой неподвижная часть крыла выполнена неразъемной с фюзеляжем и оставляет с ним единую конструкцию. Это позволяет более полно использовать внутренние объемы для размещения грузов, топлива, оборудования, а также уменьшить число конструктивных стыков, что способствует снижению массы планера.

Первый полет Ту-160 "70-01" состоялся 18 декабря 1981 года, 6 октября 1984-го в воздух поднялся самолет "70-03" с полным комплектом оборудования серийного бомбардировщика, а 10 октября того же года начались испытания и первого самолета, собранного Казанским АПО им. Горбунова. В ходе испытаний, завершившихся в середине 1989 года, с Ту-160 было выполнено четыре пуска крылатых ракет Х-55 - основного вооружения самолета. Была достигнута максимальная скорость горизонтального полета 2200 км/ч, но в ходе эксплуатации скорость была ограничена 2000 км/ч, что было обусловлено требованиями сохранения ресурса.

Первые два опытных бомбардировщика Ту-160 были переданы в строевую часть ВВС (184 ГвТБАП) 17 апреля 1987 года.

В 1992 году первые самолеты этого типа поступили на вооружение l-го ТБАП ВВС России, базировавшегося на авиабазе Энгельс. К концу 1999 года в составе подразделения насчитывалось шесть самолетов Ту-160, еще несколько машин находилось на аэродроме в Жуковском и в Казани (в стадии постройки).

Большинство бомбардировщиков Ту-160 как боевые корабли имеют названия: "Илья Муромец", "Василий Решетников", "Иван Ярыгин". Был среди них и "Михаил Громов".

Высокие характеристики Ту-160 подтверждены 44 мировыми рекордами. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 т был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч. В полете на расстояние 2000 км со взлетной массой 275 т достигнуты средняя скорость 1678 км/ч и высота 11 250 м.

В настоящее время бомбардировщик Ту-160 является наиболее мощным боевым самолетом в мире, по основным характеристикам и составу вооружения значительно превосходящим американский аналог - многорежимный бомбардировщик В-1В "Лансер". Конструктивно Ту-160 близок к американскому стратегическому бомбардировщику В-1, но в отличие от него всю боевую нагрузку несет на внутренней подвеске. В целом Ту-160 существенно превосходит B-1. Максимальная скорость у Ту-160 2000 км/ч против 1200 у B-1, неудавшаяся попытка сделать кабину B-1 отделяющейся привела к появлению горба, обеспечить малую заметность не удалось.

Характеристики Ту-160
Размах крыла 35,6-55,7 м
Длина самолета 54,1 м
Высота самолета 13,1 м
Масса 275 т
Двигатели 4 ДРТД НК-32
Потолок высоты 18 км
Максимальная скорость 2230 км/ч
Экипаж 4 человека
Вооружение 12 крылатых ракет Х-55, 24 УР Х-15, бомбы (корректируемые, ядерные)
Дальность полета 14 600 км
Год принятия на вооружение 1988-й

Катастрофы военной авиации за последние два года

19 февраля 2002 года под Псковом во время учебно-тренировочного полета прервалась связь с самолетом Су-24.

21 февраля 2002 года под Архангельском падение при заходе на посадку военного самолета Ан-26. Погибли 17 человек.

26 марта 2002 года в 40 км от Владивостока упал истребитель Су-27 из состава армии ВВС и ПВО. Вероятной причиной катастрофы стал отказ двигателей. Летчик катапультировался.

29 апреля 2002 года в Чечне при выполнении боевого задания потерпел аварию самолет Су-25. Машина ударилась о землю при выходе из пике.

19 декабря 2002 года в 80 км от подмосковного города Раменское разбился истребитель Су-35. Летчик катапультировался. Причина аварии - неисправность бортовой аппаратуры.

19 июня 2003 года при выполнении учебных полетов в Армавирском авиагарнизоне произошла авария учебно-боевого самолета МиГ-29. Инструктор и курсант катапультировались.

2 июля 2003 года в Мурманской области потерпел катастрофу самолет МиГ-25. При взлете у истребителя отказал двигатель. Летчик катапультировался.

14 июля 2003 года при выполнении учебного полета в Краснодарском военном авиационном институте произошла катастрофа самолета Л-39. Погибли 2 летчика.

22 июля 2003 года в Анапе (Краснодарский край) при взлете на аэродроме войсковой части потерпел аварию самолет Су-30 военно-морской авиации. Никто из пилотов не пострадал.

7 августа 2003 года в Читинской области при выполнении учебного полета разбился штурмовик Су-24. Оба пилота погибли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка