АвиаСоюз
14 ноября 2019, 15:35
Россия в мировом авиационном сообществе
Об участии России и ее инициативах в деятельности ИКАО и других аспектах международной деятельности нашей страны в области гражданской авиации в эксклюзивном интервью журналу "АвиаСоюз" рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько
"АС": Александр Васильевич, за многолетний период членства России в ИКАО принято большое число важнейших документов в различных сферах мировой гражданской авиации. Какие предложения были инициированы Российской Федерацией при разработке Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО?
А.Н.: Хотел бы напомнить, что СССР присоединился к Чикагской Конвенции в ноябре 1970 г. при активном участии министра гражданской авиации ССР Бориса Павловича Бугаева. Спустя еще 21 год Российская Федерация была признана правопреемником СССР в ИКАО со времени присоединения СССР к Чикагской Конвенции. Таким образом, история членства Российской Федерации в ИКАО ведется, начиная с вступления Советского Союза в ИКАО в 1970 г.
Россия в качестве полноправного члена оказывала и продолжает оказывать влияние на формирование политики этой авторитетной международной организации во всех сферах ее деятельности. С учетом национальных интересов наша деятельность направлена на защиту и поддержку решений, при которых отечественная гражданская авиация сохраняет возможность беспрепятственно осуществлять полеты на международных воздушных трассах, в т. ч. с использованием воздушных судов отечественного производства, получать в рамках ИКАО информацию по передовому зарубежному авиационному опыту и внедрять его в отечественную практику.
Для продвижения российских инициатив широко используются открытые трибуны ИКАО: различные конференции, специализированные совещания, симпозиумы, семинары, заседания комитетов, комиссий, групп экспертов. Это оказывает существенное влияние на разработку Стандартов ИКАО, содержащихся в Приложениях к Чикагской Конвенции, и формирование политики Организации во всех направлениях ее работы.
Наша страна стала вторым государством в мире, предоставившим в 1996 г. мировому авиационному сообществу возможность использования на безвозмездной основе навигационного сигнала национальной спутниковой группировки ГЛОНАСС, внедрение которой в корне изменило существовавшую концепцию глобальной аэронавигации, равно, как и содержание соответствующих нормативов.
Российская Федерация, как государство-член ИКАО, впервые публично заявила о главенствующей роли человеческого фактора в авиационных происшествиях и доказала необходимость принятия неотложных мер и действий в целях достижения существенного ограничения влияния этого фактора на безопасность полетов, а также инициировала и активно поддержала разработку ИКАО требуемых стандартов и инструктивного материала.
Признавая безальтернативность процесса либерализации на авиатранспорте в целом, Россия последовательно выступает за право государства устанавливать такие нормативы регулирования своего воздушного транспорта, которые соответствует конкретным экономическим условиям его развития.
"АС": Безопасность полетов - основа деятельности гражданской авиации. Как вы оцениваете выполнение Российской Федерацией рекомендаций по итогам проводимых ИКАО аудиторских проверок в сферах безопасности полетов и авиационной безопасности?
А.Н.: Обеспечение безопасности полетов всегда было и остается приоритетом в гражданской авиации нашей страны. Основной авиационный документ России - Воздушный кодекс - устанавливает, что реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами ИКАО. Это стимулирует совершенствование нашего воздушного законодательства на основе положений Приложения 19 "Управление безопасностью полетов" к Конвенции о международной гражданской авиации.
Росавиацией ведется системная работа по повышению уровня безопасности полетов. С целью предотвращения авиационных происшествий нами разрабатываются рекомендации по безопасности полетов, в том числе по результатам расследований авиационных происшествий.
Например, в 2019 г. предприятиям и организациям гражданской авиации России направлены 11 Информаций по безопасности полетов с учетом оперативной информации о факторах опасности при эксплуатации и обеспечении полетов воздушных судов, произошедших в текущем году.
С 2014 г. в Росавиации создан и постоянно обновляется "Архив материалов расследований инцидентов и производственных происшествий". Он позволил сформировать сеть коллективного использования информации о безопасности полетов среди всех пользователей авиационных систем и содействия свободному обмену информацией о фактических и потенциальных недостатках в области обеспечения безопасности полетов, как это предусмотрено рекомендациями Приложения 19 "Управление безопасностью полетов" к Конвенции о международной гражданской авиации.
Основная цель формирования такого архива - обеспечение доступа заинтересованных ведомств и организаций к результатам расследований в целях разработки и реализации профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий в последующем.
О проверках ИКАО. В июне 2019 г. в Российской Федерации проведена плановая проверка в рамках механизма непрерывного мониторинга Универсальной программы проверок ИКАО в сфере обеспечения авиационной безопасности. Это был уже третий цикл проверок, два предыдущих мы прошли успешно, включая второй, когда Россию проверял Контртеррористический комитет ООН, который выдал заключение о том, что органы государственной власти принимают все возможные меры для обеспечения безопасности.
В ходе июньской проверки 2019 г. аудиторы ИКАО осуществили комплексный аудит системы обеспечения авиационной безопасности в РФ, в том числе, практической реализации государственных требований в данной сфере в аэропортах Шереметьево и Пулково. По результатам проверки отмечено практически полное соблюдение Россией Стандартов ИКАО в области авиационной безопасности (95%), что соответствует лучшим международным практикам.
Экспертами-аудиторами ИКАО также даны рекомендации, которые будут учтены и, я уверен, окажут положительное влияние на государственную политику в сфере обеспечения авиационной безопасности.
Необходимо впредь, опираясь на большой опыт экспертов ИКАО, проводить работу по повышению эффективности государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, всестороннего повышения культуры безопасности, как среди персонала, так и пассажиров в тесном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, эксплуатантов, бизнес-сообщества и потребителей.
"АС": Александр Васильевич, каковы Ваши впечатления о 40-й юбилейной сессии Ассамблеи ИКАО, прошедшей недавно в Монреале.
А.Н.: Говоря о 40-й юбилейной сессии Ассамблеи ИКАО, важно начать с того, что в Совет ИКАО на очередной трехлетний период традиционно избрана Российская Федерация. Наша страна номинирована по I группе состава Совета ИКАО - государств, играющих ведущую роль в воздушном транспорте. Считаю это показательным итогом продолжающейся эффективной деятельности России в мировом авиационном сообществе.
Генеральный секретарь ИКАО д-р Фан Лю, открывая Ассамблею, отметила, что "в этом году на сессии Ассамблеи присутствует рекордное число зарегистрированных участников, а также, что в ходе подготовки к этому мероприятию было обработано рекордное число рабочих и информационных документов". Это - предложения в развитии политики ИКАО в сферах аэронавигации, авиационной безопасности, упрощения формальностей. К числу приоритетных задач 40-й сессии Ассамблеи ИКАО, наряду с решением вопросов в сфере безопасности осуществления воздушных сообщений, отнесены вопросы внедрения инноваций и наращивания потенциала, регулирования рыночными мерами авиационной эмиссии углерода, существенного повышения ИКАО качества лингвистического обслуживания, что в ходе прошедшей Ассам-блеи получило широкую поддержку со стороны государств-членов ИКАО.
В настоящее время Чикагская Конвенция продолжает быть активно функционирующим действенным основополагающим документом международного воздушного права.
Ее значимость и совершенство подтверждается 75-ю годами существования, за которые текст Конвенции не претерпел значительных изменений. Внесены только две дополнительные статьи (3 бис и 83 бис) по проблемам, появление которых невозможно было предвидеть на время подписания, а также поправки, связанные с увеличением членского состава ИКАО. Каждое из указанных изменений носит разъяснительный или информативный характер, не меняя духа и направленности Конвенции.
Вместе с тем, при удвоении мировых авиаперевозок каждые 10-15 лет, последовательно развиваются и совершенствуются 19 Приложений к Конвенции, которые к настоящему времени содержат уже более 12 тыс. международных Стандартов и положений Рекомендуемой практики.
Очень важно, чтобы Международная организация гражданской авиации продолжала служить глобальной площадкой для плодотворного многостороннего сотрудничества в области международной гражданской авиации, а ее основополагающий документ - Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. - оставался надежной фундаментальной основой в решении сложных проблем и ответов на масштабные вызовы, возникающие в поступательном развитии мировой гражданской авиации.
"АС": Александр Васильевич, благодарю Вас за информативное интервью для журнала "АвиаСоюз".
А.Н.: Пользуюсь возможностью поздравить Вас и Ваших коллег с 15-летием авторитетного авиационного журнала "АвиаСоюз"! Творческих успехов, разнообразия тематики, расширения читательской аудитории!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Аэрофлот перевез двух амурских тигров одним самолетом из Хабаровска в Москву
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 5, 2024
Суровая погода или поломки? Самолеты массово уходят на экстренную посадку в Сургуте и Нижневартовске
Ноябрь 5, 2024
Экипаж самолета, летевшего из Бангкока в Иркутск, пытались ослепить лазером. На борту было более 100 человек