Известия
10 января 2020, 19:11
Диверсии произошедшего: почему данные США о крушении Boeing вызывают сомнения
Поддерживать определенную версию крушения украинского Boeing в Иране на первом этапе расследования недопустимо. Об этом "Известиям" заявил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев
Не подтверждено
9 января получила ход очередная версия крушения Boeing-737 компании "Международные авиалинии Украины" в Иране. Так, агентство Reuters со ссылкой на источники в правительстве США сообщили, что лайнер мог быть случайно сбит иранскими средствами ПВО. Позднее эту версию поддержал премьер-министр Британии Борис Джонсон, а глава канадского правительства Джастин Трюдо заявил: у Оттавы есть данные "из многих источников" о том, что "самолет был сбит иранской ракетой класса "земля - воздух". При этом главы западных стран в своих заявлениях по этой версии сходятся в том, что удар мог быть нанесен непреднамеренно. В Тегеране подобное обвинение категорически отвергли.
Президент Украины Владимир Зеленский в заявлении, опубликованном 10 января в своем Telegram-канале, также не исключил, что причиной катастрофы мог стать ракетный удар, однако подчеркнул: на сегодняшний момент это не подтверждено. После трагедии на Украине была создана специальная комиссия по расследованию причин крушения самолета. Как заявил Зеленский, "Киев призывает всех международных партнеров - прежде всего, США, Канаду и Великобританию - предоставить данные и доказательства относительно катастрофы в распоряжение комиссии".
Как заявил 10 января официальный представитель иранского правительства Али Рабии, власти готовы допустить к расследованию все стороны, которые имеют отношение к происшествию. При этом он посоветовал США "отказаться от передачи ложной информации о трагедии". К настоящему моменту в Иран была направлена делегация Канады. О готовности содействовать в расследовании заявили США, Германия, Франция. Представители иранских властей заявили, что предпочли бы самостоятельно расшифровать записи "черных ящиков" с места трагедии, однако при необходимости могут отправить их Украине, Канаде, Франции или России.
В Москве от комментариев относительно версий трагедии пока воздерживаются. Как заявил "Известиям" глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, комментировать те или иные сценарии на данном этапе расследования недопустимо.
- Каждая из этих версий должна тщательно отрабатываться следствием, - сказал сенатор. - Не комментируя версии и их обоснованность, угадываю в этом (в продвижении западными СМИ версии ответственности Ирана) желание подогнать решение задачи под ответ в конце учебника. В данном случае в конце учебника западные страны уже давно для себя прописали ответ, что виновата Россия. Поскольку в комментариях некоторых западных источников даже Иран не упоминается, а речь идет лишь о том, что самолет был сбит ракетой российского производства.
Сенатор подчеркнул: следствие сейчас ведется в строгом соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Согласно приложению 13 к Конвенции о международной гражданской авиации, ответственность за расследование несет та страна, где произошло крушение, и в данном случае это Иран. При этом государство места события уведомляет о ходе выяснения причин страны регистрации, эксплуатации, разработчика или изготовителя борта. Тегеран может привлечь к расследованию либо третьи страны, либо международные организации, однако следствие должно находиться в зоне его компетенции.
- Какое бы решение Иран в данной ситуации ни принял, оно будет соответствовать правилам ИКАО, и мы должны уважать нормы этой международной организации и линию поведения, которую для себя выберет иранское руководство. Они имеют на это полное право, и мы должны им это право предоставить, - подытожил Константин Косачев.
8 января в 6:18 по местному времени в аэропорту Тегерана потерпел крушение Boeing-737 "Международных авиалиний Украины" - через шесть минут после взлета. На борту находились 176 человек - граждан Ирана, Канады, Украины, Швеции, Афганистана, Германии и Великобритании. Выживших нет.
Катастрофа произошла на фоне обострения ситуации вокруг Ирана - в частности, из-за убийства генерала Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани в результате американского удара по аэропорту Багдада в соседнем Ираке. В такой обстановке сложно ожидать от сторон взвешенного и беспристрастного расследования причин случившегося.
По заявлению авиационных властей Ирана, пилоты не сообщили о проблемах на борту и не выходили на связь с диспетчером после взлета. Бортовой ответчик прекратил автоматически передавать параметры полета еще в воздухе. Все это говорит о внезапности и серьезности проблемы, возникшей с пассажирским лайнером.
Разбившийся Boeing 737-800 с регистрационным номером UR-PSR был произведен в США для украинской авиакомпании в 2016 году. Эта очень популярная модификация поставляется авиаперевозчикам с 1998 года, выпущена более чем в 5 тыс. экземплярах и хорошо отлажена. За два дня до катастрофы самолет прошел плановое техническое обслуживание и выполнил после него несколько рейсов.
Неисправность двигателя
Немедленно после катастрофы иранские гражданские авиавласти выступили с заявлением о технической причине крушения лайнера. Первоначально эту версию поддержало и посольство Украины в Иране. На части металлических обломков разбившегося самолета были обнаружены небольшие пробоины. Одной из немногочисленных возможных причин их появления может быть серьезная авария авиадвигателя с его разрушением и разлетом обломков.
Однако на современных самолетах проблемы с двигателем крайне редко приводят к самым тяжелым последствиям. Все авиалайнеры проектируются с учетом возможного отказа одного из них на любом этапе полета. Одним из самых серьезных подобных происшествий стала авария Airbus А380 авиакомпании Qantas в 2010 году. Через пять минут после взлета из аэропорта Сингапура произошло частичное разрушение одного из двигателей. Разлетевшиеся скоростные обломки повредили крыло, топливные баки, шасси и кожух другого двигателя. Возникло возгорание, которое было потушено автоматически. Несмотря на такие тяжелые повреждения, экипажу удалось благополучно и без жертв посадить авиалайнер. В 2017 году на А380 авиакомпании Air France двигатель взорвался в воздухе и отвалился. Это вновь не привело к катастрофе и жертвам.
В 1989 году на самолете Boeing 737-400 авиакомпании British Midland Airways после взрыва одного двигателя экипаж совершил грубейшую ошибку и отключил второй, исправный. Даже оставшись полностью без тяги, ему удалось развернуть авиалайнер и совершить попытку посадки. После неудачного приземления обесточенного самолета погибло около половины пассажиров.
Известны примеры успешных спасений самолетов со всеми отказавшими двигателями. Последний такой случай произошел в августе 2019-го рядом с аэропортом "Жуковский", когда пилот Дамир Юсупов посадил А321 после попадания стаи птиц в двигатели на кукурузное поле.
Внешнее воздействие
Быстрое разрушение исправного самолета в воздухе характерно также для мощных внешних воздействий на лайнер. Так случилось при теракте с подложенным взрывным устройством на российском рейсе "Когалымавиа" над Синайским полуостровом в 2015 году. Разрушение в воздухе и множественные пробоины на обломках наблюдались и при поражении из ЗРК "Бук" малазийского Boeing B777 рейса MH17 над Украиной в 2014 году.
Уже в день катастрофы самолета "Международных авиалиний Украины" появилась фотография лежащей на земле головной части зенитной ракеты комплекса "Тор-М1Е". Установить по ней местонахождение и происхождение обломка невозможно. Вскоре Twitter заблокировал аккаунт автора фотографии.
На следующий день появилась видеозапись поражения некоего объекта в ночном небе зенитной ракетой. Но подлинность этого ролика и место его съемки пока не подтверждены никакими официальными органами.
Тем не менее, представители правительств Канады и США уже выступили, ссылаясь на данные разведслужб и открытые источники, с заявлениями, что украинский самолет был по ошибке сбит иранским зенитным ракетным комплексом.
По словам главного редактора журнала "Арсенал отечества" Виктора Мураховского, объективных, достоверных и верифицируемых данных в пользу версии поражения Boeing-737 системой ПВО нет.
- Есть сомнения насчет типа ракеты, якобы сбившей самолет, - пояснил эксперт "Известиям". - На командном пункте ПВО отображаются все данные системы управления воздушным движением аэропорта, и надо специально прицелиться в гражданский лайнер, чтобы попасть в него. Но об окончательных итогах расследования судить рано. Сейчас надо собрать все обломки самолета и осмотреть их на предмет следов поражения боевыми частями ракет ПВО или "воздух-воздух". Они очень характерные и уникальные для каждого типа боевой части.
Шпион-невидимка
Американские СМИ со ссылкой на источники в разведслужбах сообщили, что США удалось засечь пуски двух зенитных ракет и работу стрельбового радара иранского "Тор-М1Е" во время крушения самолета. Эта информация тоже вызывает сомнение. Обнаружить из космоса старт небольших ракет именно такого комплекса - сложная техническая задача.
Как рассказали "Известиям" источники в ОПК и Минобороны, знакомые с работой ЗРК "Тор", сигнал его радиолокационной станции в момент выполнения боевой задачи достаточно сложно обнаружить средствами радиотехнической разведки.
- В режиме обзора, когда РЛС ведет поиск целей, радиолокатор "Тора" можно обнаружить самолетами радиотехнической разведки, - пояснил один из собеседников. - Но в момент, когда радиолокатор перешел в режим боевой работы и подсвечивает цель с большой дальности, его сигнал практически невозможно обнаружить. Для того, чтобы его уверенно опознать, в этот момент надо располагаться всего в нескольких километрах от пусковой установки.
Расстояние от границы с Ираком, где могли находиться самолеты или беспилотники радиотехнической разведки, до Тегерана, составляет не менее 500 км. Единственным способом отследить работу радаров "Тора" может быть присутствие в воздушном пространстве Ирана на гораздо меньшем расстоянии стелс-разведчиков. Наилучшим кандидатом на эту роль выглядит новейший сверхсекретный беспилотник США RQ-180.
В октябре авиационные СМИ США сообщили о том, что первые RQ-180 начали эксплуатироваться 427-й разведывательной эскадрильей ВВС. Есть вероятность, что он был отправлен для сбора информации об иранских военных объектах в период обострения ситуации в начале этого года. Таким образом, либо информация США об обнаружении работы радара "Тора" не верна, либо они ненамеренно раскрыли данные о ведении радиотехнической разведки непосредственно в воздушном пространстве Ирана, поблизости от места катастрофы, отмечают источники "Известий"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В РФ испытали сочетающий возможности вертолета и самолета дрон "Аделикс-10"