О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проект Airbus "Keep Trust in Air Travel"

В начале мая Airbus объявил о создании экспертного совета, который будет заниматься вопросами взаимодействия с авиационными властями, авиакомпаниями, аэропортами и поставщиками в области минимизации рисков для здоровья пассажиров и членов экипажа

В начале мая Airbus объявил о создании экспертного совета под руководством исполнительного вице-президента по инжинирингу Жана-Бриса Дюмона, который будет заниматься вопросами взаимодействия с авиационными властями, авиакомпаниями, аэропортами и поставщиками в области минимизации рисков для здоровья пассажиров и членов экипажа в условиях пандемии COVID-19. Команда специалистов Airbus разработает и предложит соответствующие рекомендации, направленные на дальнейшее повышение санитарной безопасности на борту воздушных судов.

Компания считает, что только совместные усилия всех игроков авиационной отрасли и организаций здравоохранения обеспечат безопасное и комфортное пребывание людей в самолете и аэропорту, когда авиаперевозки начнут восстанавливаться.

Вклад и роль авиапроизводителя:
  • На всех этапах создания самолетов Airbus (от проектирования до поддержки эксплуатации) производитель уделяет первостепенное внимание трем важным составляющим: безопасность полетов, санитарная безопасность, авиационная безопасность.
  • Самолет изначально спроектирован так, чтобы минимизировать риски распространения вредных частиц в воздухе и обеспечить пассажирам чистый воздух в течение всего полета.
  • Подача чистого воздуха в салон всегда была приоритетной задачей для Airbus при разработке салонов самолета. На протяжении нескольких десятков лет компания изучает вопросы безопасного распределения воздуха, его фильтрации/очистки в своей научной лаборатории в Гамбурге. Полученные результаты успешно внедряются в производство.
  • Система вентиляции и кондиционирования самолетов Airbus выполняет важную роль в создании комфортной и безопасной среды на борту. Эта система отвечает за отбор воздуха, его температуру и влажность, очистку, равномерную подачу и безопасное распределение по салону.
    • Система вентиляции и кондиционирования самолетов обеспечивает оптимальное смешивание свежего воздуха, поступающего извне (50%), и рециркулируемого (50%). Это соотношение является очень хорошим показателем в условиях полета в разреженной атмосфере.
    • Воздух в самолете очень чистый. Все современные самолеты Airbus оснащены высокоэффективными HEPA-фильтрами, которые удаляют до 99,97% всех частиц (даже размера микро- и нано-), включая бактерии и вирусы. По своему действию и эффективности HEPA-фильтры эквиваленты защитным маскам высокого класса защиты (FFP2 и FFP3). Именно эти фильтры используются в больницах, в том числе и в операционных.
    • Воздух в салоне самолетов Airbus полностью обновляется каждые 2-3 минуты, (для сравнения, замещение воздуха в офисном помещении происходит примерно каждые 20 минут, а в больнице - каждые 10 минут).
    • Воздух в салоне самолета движется сверху вниз в поперечном направлении со скоростью 1 м/cек (в пределах одного блока кресел на одном ряду). Это исключает распространение содержащихся в воздухе вредных (патогенных) частиц между соседними рядами и блоками кресел. o Часть использованного воздуха направляется в HEPA-фильтры для последующей очистки, а часть выводится за борт через специальный клапан.
    • В процессе полета воздух в салоне постоянно фильтруется: после полета он становится чище, чем был до него.
  • В настоящий момент компания Airbus изучает дополнительные меры по дальнейшему повышению санитарной безопасности. Производитель обратился с этой инициативой к своим сотрудникам, которые уже предложили более 1400 интересных идей в области материалов, защитных экранов, оборудования салона, антимикробных поверхностей и бесконтактного оборудования в туалетных комнатах, использования УФ-излучения. Компания тщательно изучает все идеи, чтобы выбрать наиболее перспективные. Меры, которые можно было бы реализовать в краткосрочной перспективе: включение системы кондиционирования до посадки пассажиров (а не непосредственно перед запуском двигателей), реорганизация пространства багажных полок, антибактериальная обработка рук и всех рабочих поверхностей, включая кабину пилота, интервальная посадка и высадка пассажиров, новые чистящие материалы по типу "второй кожи", способные сохранить свою антибактериальную активность в течение 5 дней, антибактериальная чистка салона в течение полета, а не только до и после. Кроме того, производитель считает необходимым соблюдение пассажирами правил личной гигиены: мытье рук, ношение масок, соблюдения гигиенических правил при кашле как на земле, так и в воздухе.
Наиболее распространенные вопросы и ответы

Как работает система вентиляции и кондиционирования самолетов Airbus?

Воздух в самолете Airbus представляет собой смесь свежего воздуха, поступающего извне, и рециркулируемого воздуха. Процесс подачи воздуха в салон происходит следующим образом:
  • Воздух, поступающий извне (высота )10 000 м, температура ~ -50°C, влажность (1%), не содержит вирусов и бактерий. Прежде чем попасть в систему кондиционирования, воздух проходит через компрессор двигателя, где температура достигает порядка 200-250 градусов. Горячий воздух далее направляется в катализатор, где из него удаляется озон. После этого воздух поступает в модуль кондиционирования воздуха (турбохолодильник), представляющий собой совокупность теплообменников и турбин. Здесь происходит охлаждение воздуха до нужной температуры и его увлажнение перед подачей в салон.
  • Рециркулируемый воздух салона очищается посредством высокоэффективных HEPAфильтров, которые удаляют до 99,97% всех частиц (даже размера микро- и нано-), включая бактерии и вирусы. Именно эти фильтры используются в больницах, в том числе и в операционных.
  • Свежий воздух из модуля кондиционирования смешивается с рециркулируемым в смесителе, после чего он подается в салон в пропорции примерно 50% к 50%. Воздух в салоне самолетов Airbus полностью обновляется каждые 2-3 минуты, что обеспечивает высокую степень фильтрации и защиты от вирусов. Воздух, который подается в туалетные комнаты, кухни и грузовой отсек, не смешивается с салонным воздухом. Более того, этот воздух не рециркулируется, а сразу же выводится за борт.
Может ли система циркуляции воздуха в салоне самолета способствовать распространению вирусов, например, COVID-19?

Это маловероятно. В салоне воздух всегда движется сверху вниз в поперечном направлении (в пределах одного блока кресел на одном ряду), что исключает распространение патогенных частиц, содержащихся в воздухе, между соседними рядами и блоками кресел. В нижней части салона использованный воздух выводится через специальный клапан, после чего часть воздуха отправляется за борт, а часть - в HEPA-фильтры для последующей очистки. Поскольку HEPAфильтры удаляют до 99,97% всех частиц, даже микро- и нано-размера включая бактерии и вирусы, а воздух, поступающий извне, не содержит бактерий и вирусов, то можно утверждать, что система циркуляции воздуха в салоне не способствует распространению бактерий.

Насколько эффективны HEPA-фильтры от COVID-19?

HEPA-фильтры являются самыми эффективными фильтрами для очистки воздуха от патогенной среды на сегодняшний день. Они позволяют отфильтровывать как микро-, так и наночастицы. HEPA-фильтры образованы системой волокон сложной формы. Обычно используются стеклопластиковые волокна с диаметром от 0,5 до 2 мкм. Частицы размером 0,3 микрометра являются самыми сложными для фильтрации, поэтому именно этот размер используют при оценке эффективности работы фильтров и отнесению их к определенному классу фильтрации. HEPA-фильтры, используемые на самолетах Airbus, обеспечивают эффективность на уровне 99,97% при работе с частицами размером 0,3 микрометра.

Принцип работы HEPA-фильтра с большими и малыми частицами:
  • Уровень больших частиц (более 0,3 микрометра): HEPA-фильтры работают как сетка, которая удерживает частицы от их попадания внутрь салона/помещения.
  • Уровень мелких частиц (размером менее 0,3 микрометра), в том числе вирус SARS-Cov2, размер тела которого составляет 0,07-0,12 микрометра: эта масса частиц движется в хаотичном направлении, отскакивая от других молекул при столкновении с ними. В результате, они попадают на волокна фильтрующего материала, где и остаются. Тесты, проведенные NASA, показали, что HEPA-фильтры очень эффективны в очистке воздуха от наночастиц (до 100%), а также от частиц размером более 0,3 микрометра.
Все ли самолеты Airbus оборудованы HEPA-фильтрами?

Все самолеты Airbus, поставляемые с 1994 года, а это практически весь парк воздушных судов Airbus, эксплуатируемых в настоящее время, оборудованы HEPA-фильтрами. Исключением являются несколько самолетов А310 и А300-600 (первые самолеты компании), хотя и для этих самолетов Airbus подготовил Сервисный Бюллетень, который предполагает установку HEPAфильтров, если у авиаперевозчика есть такая необходимость.

Как часто нужно менять HEPA-фильтры?

Фильтры меняются в зависимости от типа воздушного судна в соответствии с графиком технического обслуживания, который является частью программы поддержания летной годности того или иного типа ВС.

Какие еще разработки есть в области фильтрации воздуха на борту самолета?

На сегодняшний день HEPA-фильтры являются самыми эффективными инструментами очистки воздуха от бактерий и патогенной среды. За последние годы был сделан ряд улучшений HEPAфильтров, что относится в первую очередь к использованию более долговечных и надежных материалов, а также увеличению мощности самих фильтров. HEPA-фильтры по умолчанию используются на всех пассажирских самолетах Airbus (A220, A320, A330, A350, A380). Кроме того, на самолетах также используются озоновые фильтры воздуха (стандартная комплектация для А350, опционально для А330neo и А320) и система очистки воздуха от летучих органических соединений (VOC) и малолетучих органический соединений (SVOC). К ним относятся дым, выхлопные газы, запахи нефтепродуктов, которые могут поступать в салон извне (стандартная комплектация для А350, опционально для А330neo и А320).

Почему важно, чтобы воздух в салоне перемещался в вертикальном направлении?

По всей длине салона самолетов Airbus расположены многочисленные вентиляционные отверстия для подачи чистого воздуха и вывода использованного. Воздух в салоне самолета перемещается в вертикальном направлении сверху вниз в пределах одного блока кресел на одном ряду. Такой способ распределения воздуха в салоне самолета считается более безопасным, чем распределение воздуха в продольном направлении, потому как такая система препятствует распространению вредных частиц и вирусов между рядами и создает дополнительный комфорт (BP1)для пассажиров. Эффективность вертикального распределения воздуха в поперечном направлении салона была доказана в ходе многочисленных испытаний, проводимых Airbus в специальной лаборатории в Гамбурге, где испытывают перспективные системы для пассажирских салонов.

Насколько система кондиционирования самолета эффективна для обеспечения здоровья пассажиров? Возможно будет эффективнее поставить защитные перегородки между креслами или, например, оставить одно кресло не занятым?

Безопасность играет ключевую роль для всех игроков авиационной отрасли. Самолет остается одним из самых безопасных средств передвижения и останется таковым даже после пандемии SARS-Cov-2. Система кондиционирования самолета изначально спроектирована таким образом, чтобы пассажиры дышали в полете исключительно чистым воздухом. Более того, воздух в салоне самолета обновляется каждые 2-3 минуты, в то время как HEPA-фильтры обеспечивают высокоэффективную очистку воздуха от бактерий и вирусов. Именно HEPAфильтры устанавливают в больницах, в том числе и в операционных, что говорит об их высокой эффективности. Кроме того, в соответствии с руководством IATA "Cabin Operations During and Post Pandemic" (издание 2-7 мая 2020) пассажирский салон воздушного судна имеет следующие защитные системы и компоновки:
  • Спинка впереди стоящего кресла является своеобразным защитным физическим барьером;
  • В большинстве случаев компоновки салона не предусматривают размещение пассажиров "лицом к лицу";
  • Система кондиционирования воздушного судна препятствует перемещению воздуха из носовой части самолета в хвостовую (вдоль салона).
Установка защитных перегородок будет препятствовать безопасной эвакуации пассажиров в случае необходимости.

Дополнительная информация и полезные ссылки:
  • "ATA 21 - Virus Outbreaks - Novel Corona Virus (2019-nCov)" Airbus OIT 999.0008/20 Rev 00 dated 06-FEB-2020
  • Airbus FAST Magazine Article by Dr. Andreas Bezold on "Cabin Air Quality and filtration" (28MB - see download link) https://www.airbus.com/content/dam/corporate-topics/publications/fast/FAST50.pdf
  • EASA studies on Cabin Air Quality https://www.easa.europa.eu/newsroom-and-events/press-releases/easa-publishes-two-s tudies-cabin-air-quality
  • Submicron and Nanoparticulate Matter Removal by HEPA-Rated Media Filters and Packed Beds of Granular Materials. NASA/TM-2016-218224 / Perry J.L., Agui J.H., Vijayakumar R. https://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/20170005166.pdf
  • COVID-19 Aviation Health Safety Protocol - 20 May 2020 - published by EASA & ECDC https://www.easa.europa.eu/document-library/general-publications/covid-19-aviation-hea lth-safety-protocol
  • IATA dedicated page Air Transport & COVID-19 Coronavirus https://www.iata.org/en/programs/safety/health/diseases/
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Airbus». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка