О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На одном крыле. Почему "Почта России" опустила железный занавес для международных посылок

Доверенные государственному оператору грузы растворяются в небытие. За границу не доходят бандероли, верно убивая малый бизнес, построенный на онлайн-заказах

Доверенные государственному оператору грузы растворяются в небытие. За границу не доходят бандероли, верно убивая малый бизнес, построенный на онлайн-заказах.

"Катастрофа! Два отправления из Москвы в США зависли с 18 марта", - это одно из тысяч сообщений в социальных сетях и на профильных форумах. Коллапс международного сектора "Почты России" очевиден, хотя официально отвергается. К беспомощности оператора привела бизнес-модель, при которой за 5,4 миллиарда рублей покупается услуга, стоящая в семь раз дешевле.

С прекращением международных авиаперелетов "Почта России" поспешила успокоить клиентов: запрет касается только пассажирских перевозок, почтовые самолеты летают почти по всем направлениям.

Компания продолжала наращивать объемы заказов. В мае она зафиксировала рост экспорта онлайн-товаров в США, Европу, на Ближний Восток в сравнении с январем 2020 года, говорится в опубликованном 2 июня отчете.

Цифры "Почты России" - это доверенные ей для доставки за рубеж конверты, посылки, бандероли. Реальное количество врученных адресатам грузов существенно меньше.

Судя по изученным "Фонтанкой" соцсетям и форумам, своеобразной черной дырой для большинства отправлений является международный сортировочный центр Шарапово. Вот, например, скриншот "путешествия" мелкого пакета из Москвы в Новую Зеландию. 23 февраля его доставили в сортировочный центр, в тот же день растаможили (ФТС дала добро на экспорт), а 28 февраля пакет якобы отправился из России.

Заграничные сервисы проверкой уникального номера отслеживания позволяют понять, что пакет в Новой Зеландии не встречали. Скорее всего, он до сих пор барахтается в Шарапово.

В "Почте России" работа с "экспортными" клиентами выстроена идеально. Оператор внедрил схему, благодаря которой проще отправить вторую посылку, похоронив первую.

- По международным отправлениям срок доставки не регламентирован, - сообщила "Фонтанке" специалист "Почты России" Елена. - Чтобы узнать, где на самом деле находится ваша посылка, вам необходимо написать заявление на розыск. Проверку мы проводим в срок до двух месяцев.

- Проставляемый вами статус "Отправлено из России" вовсе не означает, что посылка на самом деле покинула территорию страны?

- Да. Все зависит от того, насколько загружены транспортные направления. Маршрут в сортировочном центре закладывают логисты.

- Чем вы перевозите грузы?

- Самолетами "Почты России".

Авиапарк компании состоит из двух Ту-204, приобретенных в 2017 году за 3,4 миллиарда рублей. После сделки представители оператора заявляли, что наличие собственного воздушного флота "позволяет "Почте России" не зависеть от расписания пассажирских авиаперевозок", повышать качество и сроки доставки авиапочты.

Два Ту-204 фактически обслуживают только Китай. Грузовые рейсы "Почты России" в Поднебесную носят регулярный характер. По данным сервиса Flightradar24, пандемия не сильно изменила логистику компании. Самолет с бортовым номером RA-64051 с начала мая лишь однажды появлялся в Европе (в Барселоне), а самолет RA-64052 - четыре раза (три в Барселоне и один в Лейпциге). Итого - пять перелетов на другой континент при ежедневной эксплуатации. Все остальное время самолеты оператора по-прежнему летали в Китай. Компания не отрицала, что это самое выгодное направление. Лишь частью рейсов перевозятся почтовые отправления, а в основном - коммерческий груз "в целях повышения экономической эффективности".

"Отбивать" собственный авиапарк "Почте России" необходимо, так как у нее нет статуса эксплуатанта воздушных судов. Оба Ту-204 переданы на обслуживание авиакомпании "Авиастар-Ту", и эта модель обходится почтовому оператору дороже. Кроме того, 1 июня 2020 года он объявил конкурс на аренду авиационного двигателя для самолета с номером RA-64051. Три месяца обойдутся "Почте России" в 27 миллионов рублей.

Отчасти "азиатскую" ориентацию оператора подтверждают пользователи сообщества "Ищем потерянные посылки" в соцсети "ВКонтакте". Оно объединяет 18 тысяч человек. Например, подписчик Денис Ерхов 5 июня поделился новостью: из Москвы в Южную Корею "Почта России" доставляла посылку 23 дня.

"Остальные 6 посылок в Штаты и европейские страны, отправленные приблизительно в те же даты, до сих пор не дошли", - добавил он.

В конце мая на главной странице сообщества появился закрепленный пост:

"С марта месяца "Почта России" не может организовать своевременную отправку почтовых грузов. О коллапсе почтовой отрасли молчали 2 месяца. Только сейчас становятся очевидны масштабы происходящего".

Отправители исчезнувших грузов составили на Change.org петицию с просьбой к правительству России вмешаться. Ее подписали более 1600 предпринимателей, специализирующихся на онлайн-заказах.

"Почта России" продолжает принимать к пересылке международные отправления, не будучи способной обеспечить их доставку… Мы же получаем жалобы от покупателей, не получивших свои заказы, и вынуждены возвращать деньги за уже отправленные товары… Если пересылка пассажирскими самолетами сейчас невозможна, "Почта" и правительство должны найти альтернативный способ доставки отправлений, а не перекладывать эту проблему на конечного пользователя - граждан РФ и представителей малого и среднего бизнеса", - написали составители.

Альтернативный способ доставки, кажется, уже используется, но клиентов об этом предпочитают не уведомлять. В колл-центре курьерской службы "Почты России" EMC, например, не стали скрывать, что часть посылок в США идет по морю. Ту же информацию подтверждал представитель компании на вебинаре "Пять решений "Почты России" для повышения эффективности вашего бизнеса". Он опубликован в Youtube. По словам представителя, в апреле 2020 года компания надеялась, что пассажирская авиация переключится на грузоперевозки, но этого не случилось, а потом "Почта России" начала везти грузы морем - даже в Израиль. Читатели "Фонтанки" между тем сообщают, что оператор продолжает принимать отправления по авиатарифу. Разница с наземным (он же морской) может превышать 30 %.

Возможную причину экспортного коллапса "Почты России" раскрывает сайт госзакупок. До 2019 года услуги по перевозке почты авиатранспортом оператору оказывала уже упомянутая компания "Авиастар Ту". Пятилетний контракт стоил 760 миллионов рублей.

В конце 2019 года "Почта России" в довесок к купленным за 3,4 миллиарда Ту-204 заключила серию двух- и трехлетних контрактов с "Аэрофлотом", "Ютэйр" и Air Baltic на перевозки почты регулярными международными рейсами общей стоимостью 1,7 миллиарда рублей. Судя по техническим заданиям, из Шереметьево и Домодедово должны отправляться десятки тонн почтовых отправлений по всему миру. В период пандемии бизнес-модель оператора, мягко говоря, дала сбой.

"Фонтанка" накануне отправила запрос "Почте России". Ответ пока не получен. Он будет опубликован в кратчайшие сроки после доставки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка