США впервые сбросили "умную" авиабомбу GBU-53 StormBreaker с палубного истребителя-бомбардировщика
ВМС США провели успешные испытания новой всепогодной бомбы GBU-53 StormBreaker. Впервые бомба была запущена с палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18E/F "Super Hornet", находящегося на вооружении морской авиации Соединенных Штатов
ВМС США провели успешные испытания новой всепогодной бомбы GBU-53 StormBreaker. Впервые бомба была запущена с палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18E/F "Super Hornet", находящегося на вооружении морской авиации Соединенных Штатов.
В процессе испытаний бомбу запустили с самолета, после чего она была направлена на нужную цель благодаря полученным с самолета данным наведения. Именно наличие трехрежимной головки самонаведения эксперты называют главной отличительной характеристикой новой бомбы StormBreaker. Выявление и отслеживание цели происходит благодаря специальному инфракрасному радиолокатору. Также бомба использует полуактивный лазер и навигацию GPS.
Еще одна очень важная особенность бомбы - возможность ее применения в любых погодных условиях, а также в ситуации сложной видимости. Более того, плохая видимость в зоне действия морской авиации может быть использована пилотами F/A-18E/F "Super Hornet" в своих интересах.
- StormBreaker - это единственное оружие, которое позволяет пилотам поражать движущиеся цели в плохую погоду или при наличии пыли и дыма в этом районе, - подчеркивает директор программы StormBreaker в отделе ракет и обороны корпорации Raytheon Кристи Стагг.
Долгое время именно плохая погода, ухудшавшая видимость, рассматривалась в качестве основного препятствия для действий истребительной и бомбардировочной авиации. Но теперь, с появлением на вооружении американской морской авиации "всепогодной бомбы", эта проблема может быть решена.
Безусловным плюсом бомбы является и дальность применения: StormBreaker уничтожает объекты противника на расстоянии более чем 45 миль (72 км). Это обстоятельство оберегает американских летчиков от чрезмерного приближения к позициям противника. Тем самым, снижаются риски того, что запустивший бомбу самолет попадет под ответный огонь.
Стоит отметить и небольшие размеры "умной" GBU-53 StormBreaker. Это позволяет каждому самолету брать сразу несколько бомб на борт, что увеличивает результативность вылетов и способствует уменьшению количества самолетов, необходимых для поражения назначенных целей. Например, самолет F-15E может нести до 28 таких бомб.
Отметим, что прежде, чем новые бомбы были поставлены в морскую авиацию ВМС, их получила авиация Военно-воздушных сил США. В ВВС GBU-53 StormBreaker поставлены на вооружение самолетов F-15E Strike Eagle. В 2022 году американское военное ведомство совместно с компанией - разработчиком Raytheon планируют интегрировать бомбы с самолетами с F-35 Joint Strike Fighter.
Вместе с тем, не стоит забывать об определенных проблемах, с которыми столкнулась реализация программы StormBreaker. Так, вибрации от самолета, несущего бомбы во время полета, приводили к поломкам деталей, фиксировавших четыре хвостовых плавника бомбы.
Еще одним препятствием к своевременной поставке бомб на вооружение стала несогласованность в поставках плат, используемых при изготовлении системы самонаведения. Фирма, поставлявшая платы в качестве подрядчика корпорации Raytheon, заявила о прекращении их производства. Поэтому сейчас американским руководством поставлена задача заказать требуемые платы к декабрю 2020 года....