Говорит Москва
29 июня 2020, 09:44
Экс-начальник зенитно-ракетных войск ВВС раскрыл подробности техники "роя" в военной авиации
Недавно Россия провела эксперимент по применению "стаи" истребителей Су-35 под управлением самолета пятого поколения Су-57. Это значит, что головное воздушное судно передавало всю информацию другим самолетам группы
Как рассказал радиостанции "Говорит Москва" бывший начальник зенитно-ракетных войск ВВС России (2007-2009 гг.) Сергей Хатылев, сначала такие понятия ("рой" и "стая") применялись при управлении беспилотными летательными аппаратами. Позже технологию перенесли на группу самолетов.
"У нас в свое время это отрабатывалось на самолете МиГ-31 - это авиационный ракетный комплекс перехвата. Он по своим возможностям мог наблюдать практически 500 кв км воздушного пространства. Так как они шли в составе четырех кораблей (Миг-31, он не эскадрилья, не звено, а это воздушные корабли), вот эти 4 самолета могли контролировать практически 500 км по полосе фронта в ширину. Но достаточно было и одного МиГ-31, который включил свой локатор. А остальные три самолета (либо МиГ-31, либо Су-27) получали информацию по закрытому радиоканалу от локатора ведущего МиГ-31. То есть они себя не обнаруживали, но получали всю информацию. И они могли наводить свое оружие, выполнять задачи".
Хатылев пояснил, что в этот раз самолет Су-57 выступил командным пунктом в группе, которую назвали стая: он выдавал истребителям всю необходимую информацию. В то же время бывший начальник зенитно-ракетных войск отметил, что это не новшество, и такие способы отрабатывались ранее.
"Речь идет о целеуказании, выдаче информации и постановке задач. Это как средство управления. А вот насчет управления вооружением непосредственно с Су-57, я бы пока не торопился. Должны провести какие-то работы, должны быть какие-то результаты. Пока об этом говорить рано".
Также в беседе с "Говорит Москва" Сергей Хатылев затронул тему единой информационной системы управления всеми видами войск, куда бы поступала вся информация с земли, моря и из космоса. По словам эксперта, такая система уже частично работает в российской армии.
"По примеру противовоздушной обороны я вам скажу, что мы имеем автоматизированные системы управления на уровне армии, ВВС и ПВО. И автоматизировано мы можем управлять зенитно-ракетными войсками, радиотехническими войсками и истребительной авиацией. И дополнительно 9-я дивизия противоракетной обороны и войска СПРН - системы предупреждения о ракетном нападении. А СПРН вообще работает в автоматическом режиме".
Аналогичная система задействована и во флоте. Что касается сухопутных войск, то там сбор данных в единую базу организован сложнее, но все равно часть решений уже автоматизирована, отметил Хатылев.
"Все это нужно завернуть в единую систему управления вооруженными силами? Частично эта задача на сегодняшний день решена: по выдаче сигналов боевого управления, по приведению войск в повышенную степень боевой готовности, по решению задач противовоздушной обороны и т.д. Есть еще неохваченные области управления, которые не входят в единую систему. Но они принимают информацию и от них информация идет. Просто насколько это все автоматизировано? Работа продолжается".
По словам эксперта, на Западе проводились эксперименты, когда боевые подразделения полностью переводились на автоматизированное управление, но они не увенчались успехом. В случае сбоя алгоритма при внешнем воздействии система могла путать цели и принимать неверные решения. Поэтому, как отметил Хатылев, отказываться от ручного управления нельзя.
"В нашей армии мы никогда не отказываемся от ручного управления. Все способы управления на всех учениях отрабатываются параллельно. Автоматизация этих процессов в любом случае будет происходить, но до бесконечности она происходить не может. Все автоматизировать невозможно и нецелесообразно. И когда говорят, что вот уже искусственный интеллект и роботизированная техника, я всегда говорю, что воюют люди, решения принимают люди".
Су-57 - перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения. Одно из основных преимуществ самолета - малая радиолокационная и тепловая заметность. Эффект достигается за счет применения технологии "стелс" - специального покрытия из радиопоглощающих материалов и особенной формы корпуса. Также снижено тепловое излучение от двигателей и их шумность.
В отличие от предыдущих моделей радар Су-57 не существует в виде единого блока, а разнесен по конструкции самолета. Система позволяет увеличить дальность обнаружения целей, распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты, одновременно атаковать до 16 целей, а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие. Дальность обнаружения у Су-57 составляет 400 км.
При работе в "рое" или "стае" все самолеты группы могут использовать преимущества Су-57....
Авторские права на данный материал принадлежат «Говорит Москва». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 14, 2024
Аэрофлот запустит дополнительные транзитные рейсы из Москвы в города Дальнего Востока
Ноябрь 14, 2024
На сахалинском острове Итуруп завершена реконструкция участка дороги Курильск - аэропорт Буревестник
Ноябрь 14, 2024
Ректор МАИ стал лауреатом общенациональной премии "Лидер высшего образования"
Ноябрь 14, 2024
Эксперт - о банкротстве авиакомпаний: все упирается в деньги