Взгляд
29 декабря 2020, 15:46
Коронавирус решил крупную проблему российской боевой авиации
Пандемия коронавируса стала тяжелым ударом по авиационной промышленности и гражданской авиации в целом. Из-за карантинных ограничений мир почти перестал летать - и тысячи летчиков по всему миру остались без работы
Летчики, особенно военные, всегда и во всем мире были любимцами публики. Их служба - ореол романтики и героизма, шарм красивой формы, выправка, очаровательные улыбки. Краса и гордость ВВС!
Это на земле, а в небе - тяжелая работа, неимоверные перегрузки и ежедневный риск жизнью во время полетов. Летчиков боевой авиации во все времена и во всех странах ценили, давали льготы и привилегии. Еще бы - ведь это "штучный" товар, который дорогого стоит. Подготовка летчика обходится Минобороны несравнимо дороже любого другого офицера. Даже неоперившийся пилот уже считается потенциальным резервом, в которого государство еще в процессе обучения вложило многие и многие миллионы рублей.
Тем более что век боевого летчика недолог даже в мирное время. Возрастная ротация в ВВС гораздо выше, чем в тех же Сухопутных войсках, поэтому проблема кадров в авиации существовала всегда. В советские времена она решалась за счет большого количества военных авиационных училищ (более 20), конвейер которых выпускал летчиков истребительной, дальней, военно-транспортной, морской ракетоносной и противолодочной, штурмовой и бомбардировочной авиации, а также авиационных штурманов. Лейтенантов клепали тысячами, не все продолжали дальнейшую службу, но и оставшихся хватало.
Система военного образования, в том числе и ВВС, стала разваливаться в России еще при Михаиле Горбачеве, добил ее много лет спустя экс-министр обороны Анатолий Сердюков. В итоге сейчас в России осталось лишь два высших учебных заведения, готовящих летчиков для ВВС. Это Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина с центральным филиалом в Воронеже и филиалами в городах Сызрани и Челябинске. А также Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, в состав которого на правах факультетов входят бывшие военно-авиационные училища в Армавире, Балашове, Борисоглебске, Сызрани и Челябинске. В начале 2000-х здесь выпускалось лишь по 25 лейтенантов в год - со всех факультетов.
Летать на военных самолетах в те годы в России стало попросту некому. Если вспомнить "пятидневную войну" - операцию по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года, то за штурвалами российских самолетов сидели отнюдь не лейтенанты. Об участвующих в боевых действиях летчиках известно лишь по сбитым самолетам. Ими управляли офицеры в звании не ниже подполковника, а пилот сбитого 9 августа Су-25 Сергей Кобылаш (был эвакуирован вертолетом) имел звание полковника и являлся командиром 368-го штурмового авиаполка, дислоцирующегося в Буденновске. Этот факт о многом говорит, это явное свидетельство кадрового голода в боевой авиации. Сегодня, кстати, теперь уже генерал-лейтенант Сергей Кобылаш возглавляет Дальнюю авиацию ВВС РФ.
Кроме того, несколько лет назад руководство ВВС забило тревогу и по другому, смежному поводу - военные летчики все чаще стали увольняться со службы. Например, молодые летчики после выпуска из училища добросовестно отслуживали пять лет по контракту (в это время, заметим, они проходили и летную практику), после чего подавали рапорт на увольнение из рядов Вооруженных сил.
Причин было несколько. Тяжелые условия летной работы здесь были не основным поводом, хотя и они присутствовали.
Главное на тот момент заключалось в невысокой заработной плате (особенно у молодых летчиков), низким уровнем мер социальной защиты, а также небольшим количеством налета - еще несколько лет назад самолеты были "привязаны к земле". Плюс замаячила перспектива перехода в гражданскую авиацию, в частные авиакомпании, в том числе и иностранные. Российские военные пилоты стали активно учить не только английский, но и китайский язык - Поднебесная ждала их с распростертыми объятиями.
"На хрена пошел я в Качу? Вот Ульяновск - все иначе, был бы дом, машина, дача и водил бы я "Арбуз", - пел Николай Анисимов в песне "Грачи прилетели". "Кача" - это Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, готовившее пилотов штурмовой авиации, которое было расформировано в 1998 году. В Ульяновске находится институт гражданской авиации. "Арбуз", соответственно, Airbus - один из самых массовых лайнеров в мире. В общем, смысл понятен - военные пилоты потянулись в гражданскую авиацию за длинным рублем, долларом, юанем. И популярная песня отразила это очень наглядно.
В итоге в российской военной авиации образовалась некая пустота в среднем звене. Молодые летчики, которых еще учить и учить, так или иначе, но приходили - но старшее поколение постепенно увольнялось по возрасту. "Середнячков", которые по идее должны составлять основу авиационных полков и эскадрилий, катастрофически не хватало. Их попросту недовыпустили в свое время.
Министр обороны Сергей Шойгу публично признавал проблему и принял активное участие в ее разрешении. Четыре года назад, со слов главы Минобороны, в Вооруженных силах не хватало 1300 летчиков. А какая же авиация без летчиков? Беспилотники, конечно, показывают примеры войн будущего, но именно будущего, а настоящее пока еще требует в кабине самолета живого пилота.
Благодаря усилиям нового руководства Минобороны, ситуацию удалось несколько выправить и довести количество выпускников военных авиационных училищ до 600 человек в год. В МО уверяют, что на качестве подготовки молодых офицеров такой резкий всплеск набора и выпуска не повлиял. Возрос и престиж самой службы в армии. Прием в летные училища резко вырос, как и количество желающих в них попасть.
Скажем, в 2020 году конкурс при поступлении на факультеты Краснодарского училища составил три-четыре человека на место среди юношей и пять-шесть среди девушек (их стали принимать сюда с 2017 года). Впрочем, "путевку в небо" они получат через пять лет, еще столько же времени потребуется, чтобы молодые пилоты твердо "стали на крыло" - добились первых успехов в своей профессии.
В целях повышения престижа военной службы Минобороны вернуло летчикам в мае 2019 года льготное санаторно-курортное обеспечение, отобранное по приказу министра Сердюкова в 2012 году. Кроме того, и денег добавили: отдельным решением летному составу ввели дополнительную надбавку - в итоге совокупное денежное довольствие летчиков увеличилось вдвое, на сто процентов.
"Увольнения военных летчиков случались, конечно, но не носили массовый характер, - уверяет газету ВЗГЛЯД военный эксперт, полковник ВВС Александр Дробышевский. - Особый спрос у гражданских авиакомпаний был большей частью на пилотов военно-транспортной авиации, за истребителями и вертолетчиками очередь особо не выстраивалась. Профессиональный военный летчик - это штучный товар, специалист самой высокой пробы, такие ценятся во всех армиях мира. У них и подготовка лучше, и психологические качества выше, поэтому и спрос на военных летчиков особый. Однако есть нюанс: с истребителя или штурмовика не сразу пересядешь за штурвал "Боинга". Военные ведь обучены летать по "экстриму", руки "заточены" под максимальные перегрузки.
Опять же, далеко не всех готовы оторвать с руками и ногами на "гражданке". Вот возьмем авиационный полк - его элиту составляет хорошо подготовленная группа в 10-15 человек с квалификацией "летчик первого класса" или "летчик-снайпер". За такими действительно гоняются. А какой толк с лейтенанта с его недоделанным третьим классом квалификации, которого еще учить и учить? Сложнее с капитанами-майорами, если они приняли решение уволиться, и проблема в том, что их действительно в авиации не хватает".
И вот теперь, в 2020 году, проблему удержания летных кадров в ВВС помогла решить, как ни парадоксально, пандемия коронавируса. Не льготное медицинское обеспечение и трехразовое питание показало военным летчикам правильность выбора своей профессии и места службы. Во времена пандемии COVID рейсы гражданских авиаперевозчиков резко сократились, самолеты простаивают на земле, а пилотов массово увольняют. Тысячи летчиков гражданской авиации и в России, и особенно за рубежом остались без неба и без заработка. О приеме на работу новых сотрудников речь вообще не идет и устроиться в авиакомпанию бывшему военному летчику можно разве что грузчиком в аэропорту.
Тут внезапно и выяснилось, что не такая уж и плохая зарплата у военного летчика - сегодня она составляет в среднем 110 тысяч рублей в месяц. Это, конечно, не 20 тысяч долларов, как у пилота китайского грузового самолета Boeing 747-400, или 400 тысяч рублей у летчика "Аэрофлота" (это до начала коронавируса), зато стабильная и гарантированная.
Кроме того - льготная военная ипотека. Кроме того - престиж военной летной работы. Кроме того - многочисленные льготы и привилегии для военнослужащих. А еще выслуга лет для летного состава идет год за два и к 33-38 годам можно накопить ее на полную пенсию - а значит, не раз еще подумаешь, стоит ли увольняться и искать счастье в гражданской жизни. И главное - даже во время пандемии коронавируса ВВС летчиков не сокращают.
"Коронавирус повлиял на сокращение рапортов на увольнение военных летчиков со службы, - подтверждает Александр Дробышевский. - Однако это не основная причина, которая остановила сейчас отток пилотов из ВВС. Помимо материальных льгот, которые существенно увеличились, пилоты получили возможность полноценно летать. Для летчика это первично".
И к слову - российская гражданская авиация (ГА) действительно раньше с большой неохотой брала в свои ряды бывших военных летчиков. Однако незадолго до пандемии, летом 2018 года, ведущая российская авиакомпания "Аэрофлот" публично объявила о желании брать на работу бывших военных летчиков. Все дело в том, что как раз в тот момент дефицит летных кадров наблюдался в том числе и в ГА (хотя и по другим причинам, нежели в ВВС). Такое заявление, разумеется, еще более усилило кадровый кризис в ВВС России и отток военных летчиков в гражданскую авиацию. И нельзя гарантировать, что после окончания пандемии проблема снова не возобновиться, может быть, даже в еще большем масштабе.
Ну а пока - не было бы счастья, да несчастье помогло. Теперь, в эпоху коронавируса, военные летчики чувствуют себя на своем месте гораздо более уверенно, чем еще несколько лет назад. Потому что Родину защищать надо в любую эпоху....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 22, 2024
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении "мокрого" лизинга самолетов
Ноябрь 22, 2024
Строительство нового пассажирского терминала в ярославском аэропорту начнется весной следующего года