О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сивков: беспилотная версия Checkmate приблизит Россию к самолетам шестого поколения

Беспилотная версия новейшего российского истребителя Checkmate может стать переходным звеном на пути к новым техническим достижениям в отечественной авиации. Об этом "ПолитРоссии" заявил военный эксперт Константин Сивков

Беспилотная версия новейшего российского истребителя Checkmate может стать переходным звеном на пути к новым техническим достижениям в отечественной авиации. Об этом "ПолитРоссии" заявил военный эксперт Константин Сивков.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК; входит в состав госкорпорации "Ростех") создаст беспилотную версию легкого тактического истребителя пятого поколения Checkmate ("Шах и мат"), оснащенного одним двигателем. Об этом на презентации в ходе Международного авиационно-космического салона 2021 года (МАКС-2021) заявил глава ОАК Юрий Слюсарь. По его словам, беспилотный истребитель вызовет интерес у потенциальных заказчиков, в том числе у Воздушно-космических сил России. Помимо этого, отметили в ОАК, не исключено, что самолет получит и палубную версию.

Истребитель Checkmate в буквальном смысле появился из ниоткуда - первый намек на его создание представители Ростеха сделали лишь на прошлой неделе, 13 июля. Именно тогда госкорпорация зарегистрировала официальную интернет-страницу проекта, где и начался обратный отсчет до премьеры, состоявшейся 20 июля на МАКС-21. Там же был выложен и специальный трейлер-анонс нового самолета, на основании которого эксперты сделали вывод, что речь, вероятнее всего, идет об однодвигательном легком истребителе пятого поколения, основное назначение которого - борьба за превосходство в воздухе и уничтожение воздушных целей.

После этого все мировые эксперты начали наперебой гадать, что же именно будет представлять собой неожиданная новинка от Ростеха. В частности, некоторые отмечали, что новая конструкция будет опираться на опыт, использованный для уже созданных истребителей нового поколения - таких как Су-57. В частности, речь идет о технологиях скрытности и высокой маневренности, которая достигается за счет использования двигателя с управляемым вектором тяги. Также эксперт ожидает некоторое сходство авионики нового истребителя с Су-57. Интригу уничтожила опять же сама госкорпорация, опубликовав снимок новой машины прямо перед ее премьерой. Вчера же он наконец-то был представлен и живьем.

"Безусловно, самолет этот очень интересный, он действительно впечатляет. Из особенностей можно отметить, что задние горизонтальные рули нового истребителям размещены не снаружи, как это бывает обычно, а внутри, вблизи сопла двигателя. И это существенно повышает их эффективность. При этом сам самолет небольшой, а это значит, что он займет нишу легкого истребителя. Не такого тяжелого, как Су-57, а значительно легче, как МиГ-29. Он будет решать задачи на небольших расстояниях от аэродрома - возможно, надо говорить о наращивании усилий средств ПВО и так далее", - объясняет эксперт.

По его словам, Checkmate, или, как его уже успели окрестить эксперты, Cу-75, составляет своеобразную пару с тяжелым истребителем пятого поколения Су-57. И в этом наша авиация получит серьезное преимущество перед США, где тяжелые боевые машины F-22 уже практически не выпускаются, а на легкий и современный F-35, с которым и уместно сравнивать "Шах и мат", ложится двойная нагрузка. При этом отечественная новинка существенно дешевле своего американского конкурента.

Как отмечается, первый полет Checkmate пройдет в 2023 году, а опытные образцы создадут в 2024 году. Первые поставки должны начаться через пять с половиной лет. Вероятнее всего, в эти же сроки начнется и производство и дополнительных модификаций истребителя, таких как палубный и беспилотный самолеты. По словам Константина Сивкова, такие воздушные машины крайне необходимы российской армии, тем более что автономная модель позволит нашей стране сделать ощутимый рывок к созданию самолетов следующего, уже шестого поколения.

"Конечно, новому истребителю нужны разные модификации. Вопрос необходимости палубной версии даже не обсуждается, тем более что тот же Су-57 тоже уже скоро начнет производиться в корабельном варианте. Что же касается беспилотной версии, то это очень интересно. Надо понимать, что такой легкий истребитель будет использоваться, как правило, для ближнего боя, в котором велики риски потерять не только саму машину, но и пилота. Поэтому за возможность убрать человека с борта и заменить его на электронику, нужно хвататься в первую очередь. Будет ли походить такая модель на истребитель шестого поколения? Я сомневаюсь. Как минимум такие самолеты должны управляться искусственным интеллектом, а об этом речь пока не идет. В то же время надо понимать, что если мы сможем реализовать такой беспилотный самолет, он сможет стать переходным звеном на пути к новым техническим достижениям. Так что в определенной мере Checkmate приблизит нашу страну к самолетам шестого поколения", - резюмирует Константин Сивков.

Стоит отметить, что истребитель Checkmate продолжает будоражить умы не только российских, но и зарубежных экспертов. Так, ранее "ПолитРоссия" рассказывала своим читателям о том, что попытки определить тип нового российского самолета завели в тупик американского военного обозревателя Тайлера Роговея. А ведущая телеканала FoxNews Джиллиан Меле, описывая характеристики российской новинки, перепутала между собой скорости света и звука....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПолитРоссия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка