Свободная Пресса
27 июля 2021, 09:37
МАКС-2021: Авиационная "Дрель" дырявит натовские танки
На авиационно-космическом форуме МАКС-2021 в заявлениях официальных лиц постоянно говорилось об ускорении нашего ОПК. То тяжелый ударный беспилотник "Охотник" будет готов на год раньше запланированного срока
Теперь вот ускорилась планирующая бомба "Дрель", которую в начале лета обещали запустить в производство в 2023 году. В Жуковском было объявлено, что бомба будет принята на вооружение уже до конца 2021 года.
Надо сказать, что испытывали "Дрель" с особым пристрастием. Несколько образцов было вывезено даже в Сирию. Это стало известно по эффектному ролику, продемонстрированному в свое время Министерством обороны. Самолет сбрасывает бомбу. Она пролетает, планируя 30 километров. И над групповой целью распадается на множество суббоеприпасов, которые устраивают на земле кромешный ад.
Так работает "Дрель", предназначенная для борьбы с бронетехникой. Но в Жуковском стало известно, что готовится еще несколько модификаций этого боеприпаса, каждая из которых будет иметь свою специфику. То есть можно ожидать осколочно-фугасные варианты, бетонобойные, еще какие-то. И, может быть, будет даже термобарическая "Дрель". Производство модификаций "Дрели" предполагается развернуть в кратчайшие сроки, то есть через 1,5−2 года.
Так чем же хороша "Дрель", что на ее базе собираются создать целое семейство боеприпасов, и срочно начать их производство?
Разработчики из НПО "Базальт" (входит в концерн "Техмаш") утверждают, что она не имеет аналогов. И в этом мы действительно убедимся, рассмотрев устройство данного боеприпаса.
Планирующая бомбовая кассета ПБК-500У с самоприцеливающимися боевыми элементами СПБЭ-К "Дрель" начала создаваться в середине 90-х годов. Но из-за развала промышленности и скудного финансирования, периодически прерывающегося на длительные периоды, разработка шла в рваном темпе. И лишь к началу 2010-х годов положение на предприятии нормализовалось. Бомбу намеревались принять на вооружение и в 2016 году, и в 2019 году, но этого не происходило из-за доводок систем, обеспечивающие точностные характеристики.
И вот, наконец, она готова. И даже получила зачет в Сирии.
Бомба весит 540 кг. Длина - 3100 мм, наибольший диаметр - 450 мм. Рабочая высота бомбометания находится в диапазоне от 100 м до 14000 м на скорости от 700 км/ч до 1100 км/ч. Бомба содержит 15 боевых элементов, предназначенных для уничтожения бронетехники, а также укрепленных инженерных сооружений, РЛС комплексов ПВО и пунктов управления.
"Дрель" относится к классу планирующихся бомб, сброс которых производится на удалении от цели на несколько километров. Для "Дрели" максимальное расстояние планирования равно 30 км. Это не так уж и много, если сравнивать с американскими планирующими бомбами, способными самостоятельно перемещаться на сто и более километров. Но и совсем не мало - этого расстояния достаточно для того, чтобы самолет-носитель "Дрели" не входил в зону объектовой противовоздушной обороны.
Бомба подходит к заданной точке атаки противника по сигналу ГЛОНАСС, планируя при помощи выдвижных крыльев и корректируя направление полета за счет аэродинамических рулей. На высоте 250 метров над одиночной или групповой целью раскрывается кассетный заряд, и 15 боевых элементов начинают опускаться на парашютах. При этом каждый из них подыскивает себе цель при помощи инфракрасной головки самонаведения, устремляясь на нее.
Боевые элементы оснащены бронебойным зарядом с бронепробиваемостью прядка 800−900 мм гомогенной стали. Но такой мощности, собственно, и не требуется, потому что поражение танков происходит в наименее защищенную верхнюю проекцию, где толщина брони не превышает 100 мм. И в этом плане "Дрель" практически не отличается от американского противотанкового комплекса "Джавелин". То есть результативность атаки такая же.
У США тоже есть кассетные авиационные боеприпасы противотанковой ориентации. Это планирующая AGM-154 Joint Standoff Weapon, способная пролетать расстояние до 110 км. В одной из модификаций в кассету включено 6 суббоеприпасов. Но они существенно отличаются от "начинки" "Дрели". Каждый российский суббоеприпас имеет опросчик "свой-чужой". То есть "Дрель" можно бросать в гущу танкового сражения, и она не причинит никакого вреда российским машинам. В AGM-154 такая функция не предусмотрена. Вот из-за этого, "Дрель" можно считать уникальной бомбой, не имеющей в мире аналогов.
Еще она уникальна и своей результативностью. Если она способна поразить от 6 до 10 танков, бронетранспортеров, БМП, других бронированных машин, то у AGM-154 этот показатель почти в два раза хуже.
Также, как утверждают представители "Базальта", у "Дрели" есть и еще целый ряд достоинств, с которыми мало кто способен соперничать. Так, например, у "Дрели" крайне низкое значение эффективной площади рассеяния. То есть она практически невидимка, которую крайне сложно обнаружить радарам противника. Также у нее очень высокое отношение массы полезной нагрузки к массе всей бомбы. То есть сам корпус бомбы и система ее управления совсем немного отбирают веса у "боевой начинки", то есть у суббоеприпасов, непосредственно уничтожающих танки противника.
Хотя конструкторы "Дрели" расширили ее функциональность. За счет использования в суббоеприпасах пассивной радиолокационной головки самонаведения. Такой вариант предназначен для уничтожения РЛС противника, входящих в различные системы ПВО и ПРО.
И наконец, говорится еще и о бетонобойных суббоеприпасах. Их в кассете размещено до 10 единиц.
Однако противорадиолокационные и бетонобойные кассеты относятся ко второй очереди проекта "Дрель". Именно они, а также ряд других предполагается начать производить через 1,5−2 года после базовой противотанковой модификации.
В заключение необходимо сказать, что "Дрель" появилась не на пустом месте. Значительно раньше, в советский период истории, НПО "Базальт" разработало и довело до серийного производства разовые бомбовые кассеты РБК-500. Они с большим успехом использовались на афганской войне. Масса и габариты примерно такие же, как и у "Дрели". И главная начинка такая же - 15 самонаводящихся противотанковых элементов. Правда, без опросчика "свой-чужой".
В семейство РБК-500 входят также осколочные, осколочно-фугасные, бетонобойные, противотанковые кумулятивные бомбы.
Однако эта кассета не была планирующей. Она летела по траектории, заданной режимом сброса ее с самолета - высотой и скоростью полета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Свободная Пресса». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В РФ испытали сочетающий возможности вертолета и самолета дрон "Аделикс-10"